Пришельцы шумною толпою...

Цыгане... Их завораживающие песни и пляски. Загадочное, непоседное племя. Воспетое классиками за романтику, за обычаи и ритуалы. И проклинаемое современниками за воровство и бродяжничество, за несовместимость с нашим представлением, как надо жить. Цыганская проблема очень остро существует и в Чехии. Согласно опросам общественного мнения цыгане занимают первое место среди национальностей, вызывающих у чехов неприязнь, и это еще мягко сказано. И если при старом режиме в отношениях чехов к своим смуглым нацменам вроде бы царила тишь да благодать, настолько тщательно все ретушировалось, то после переворота грани разногласий выделяются все резче.



Как есть

Многие «белые» чехи на вопрос, кто такой цыган, ответят примерно следующее: лентяй и бездельник, живущий на пособие или инвалидность, плодящий детей опять-таки с целью получения пособия, норовящий украсть, что плохо лежит, «пасущий» проституток и торгующий наркотиками. Всякое обобщение, естественно, хромает: и среди цыган есть много порядочных людей, а по некоторым чехам тоже тюрьма плачет. Но общественное мнение с этим не считается, тем более, что видимых оснований для осуждения предостаточно: цыгане действительно грешат на виду, и попробуй докажи, что таковы, конечно же, не все... И вот уже бывали случаи вывешивания табличек на ресторанных дверях - «Цыган не обслуживаем». Бритоголовые скинхэды с криками «Цыган в газовую камеру!» поджигают цыганские жилища, загоняют цыган в воду и топят их, черноволосых девушек изгоняют из дискотек. Ультраправые и нацистские партии под разными приправами вносят в свои программы сегрегацию цыган, создают военизированные формирования, пытаются патрулировать и «наводить порядок» в цыганских кварталах Ханова и других мест скученного проживания цыган. Полиция с трудом препятствует тому, чтобы расистские «марши» не превратились в погромы.

Цыгане защищаются, как умеют. Лучшие из них призывают соплеменников коренным образом менять свое отношение к жизни и учиться работать. Более воинственные занимаются сколачиванием отрядов самообороны. А для большой части многовековый опыт выживания подсказывает решение: снимайся с якоря и ищи, где лучше. Осевшие было кочевники снова чувствуют зуд в ногах и, узнав от заграничных сородичей, где же в данный момент лучше, продают нажитое имущество, целыми выводками садятся на самолет (где-ты, цыганская повозка!) и предстают перед иммиграционными властями то Франции, то Англии, то Канады: вот, мол, мы, там притесняемые. Берите нас и жалуйте. Принимающие страны им сначала выплачивают крупные по нашим меркам карманные, назначают пособия, кое-кого как-то устраивают, но поток цыган нарастает, подобно воде, нащупавшей брешь в плотине. Наконец щедрые демократические дяденьки не выдерживают, вводят для всех чехов визовую повинность или унизительный контроль в пражском аэропорту, а милых цыган депортируют обратно. Так было в случае с Англией несколько лет тому назад, так поступили французы при Саркози, так повторяется в Канаде.

А что же цыгане? Те возвращаются и снова становятся в очередь за пособием, на этот раз своим, отечественным... Круг замыкается, а симпатии «белых» чехов к «ромам», как после 1989 г. следует цыган в Чехии официально величать, отнюдь не возрастают.



Как было

Справедливости ради следует сказать, что «не контачили» чехи с цыганами с исторических времен. Некоторые источники утверждают, что цыгане впервые появились на чешской территории в год порабощения Руси монголами, то есть в 1242-ом. В отрядах хана Батыя, проникших в Западную Европу, они выполняли функции лазутчиков. Правда, достоверность этого письменными источниками не подтверждена.

А вот в хронике 1416 года уже имеется конкретная запись: «И этим летом слонялись цыгане по чешской земле и людей морочили». Из формулировки вполне можно сделать вывод, что цыгане не впервые были в Чехии, и их образ жизни, внешний вид и обычаи уже не вызывал удивления, достойного внесения в летопись. Судя по всему, они в достаточной степени владели языком, что позволяло им «морочить» людей, то есть гадать им с руки.

В Чехию цыгане попадали из Венгрии, где им в 1415 г. разрешили занять пустующую область. После смерти короля Вацлава IV император Сигизмунд I выдал цыганам охранную грамоту, позволяющую им свободно передвигаться по территории Чехии и Моравии. Первый большой отряд цыган прошел с этой грамотой с невиданным блеском. Красочно разодетые наездники на лошадях благородной породы, стаи гончих собак, золотые пуговицы на камзолах, украшения на женщинах - все это впечатляло. Страна в то время была разорена затяжными гуситскими войнами, и это давало цыганам возможность закрепиться здесь. Туземцам они утверждали, что являются выходцами из Египта и что их предки в свое время не предоставили младенцу Иисусу убежище от преследователей, за что были осуждены на вечное скитание. Легенда нравилась и вызывала сочувствие.

Лишь следующая цыганская волна докатилась до Праги. В 1481 г. они остановились в Новом Месте Пражском. Современники отмечают, что в давние времена цыгане отличались высокой организованностью. У них были свои суды, своя знать, армия и военачальники. В Венгрии одно время жил их король Ладислав, а его преемник по имени Цинд имел резиденцию в Баварии. Цыгане шли с юга и постепенно распространились по всей Европе.

Однако постепенно многое из перечисленного было бесповоротно утеряно. Цыгане ходили в лохмотьях, босые и грязные, ничего не делали, воровали, попрошайничали, и даже - особый грех - не приняли христианства. Так они вряд ли могли рассчитывать на расположение коренного населения. Наоборот, их начали преследовать. Сначала в Испании, затем во Франции. В Голландии, например, пойманного цыгана разрешалось запросто повесить. Цыгане стали возвращаться с Западной Европы, и вместе с новыми поступлениями с Востока все больше их оседало в Центральной Европе, где к ним относились более терпимо.

Вот так вторая большая группа цыган появилась в Праге 17 сентября 1523 года. Их не приветствовали, но и не гнали в шею, позволив им поселиться под стенами эмаузсского монастыря.

И как же они отблагодарили чехов? Как сообщают летописи, в период турецкого нашествия, видно, вспомнив старое ремесло, цыгане охотно поступали на службу к янычарам, выступая в роли шпионов и поджигателей. Чешские источники приписывают им много сгоревших деревень, а 19-го июля 1536 года их стараниями сгорел целый Градец-Кралове, город по тем временам не маленький. Видя такое дело, первыми опомнились мораване, принявшие в 1538 г. решение изгонять цыган. А вот в Праге император Фердинанд I обратил внимание на них лишь после огромного пожара, захватившего Прагу 2-го июня 1541 г. Огонь уничтожил тогда почти всю Малую Сторону и 197 домов на Градчанах. Общественная молва обвиняла в поджоге, конечно же, цыган.

Но только шесть лет спустя, когда император лично контролировал чешское королевство, он ужаснулся, увидев, что цыгане полностью заселили территорию между городами Собеслав и Йиндржихов-Градец. Его высочество, не долго думая, издало т.н. патент, в котором предписывалось «нигде цыган не терпеть, а если какие имеются, гнать их под охраной, пока не будут выдворены за границы королевства».

Начались гонения, не хуже, чем на Западе. Цыган травили и убивали, как дичь. Репрессии достигли таких размеров, что тот же император в 1556 г. счел нужным новым декретом смягчить их участь. Отныне приказывалось, «цыган, особенно детей и женщин, не топить сразу и иным способом не умерщвлять, а использовать для работы в качестве арестантов». Вроде бы и послабление, но хрен редьки не слаще.

Естественно, цыгане опять обратились в бегство, и многие из них добрались до Франции. На этот раз они не кормили местных сказками о своем приходе из далекого Египта, а сразу признавались, что они из Чехии, известной тогда как Богемия.

Создалась интересная лингвистическая ситуация. Цыган во Франции стали называть боэми (Boh;miens), точно так же как и самих чехов. Таким образом, для французов что чех, что цыган были одного поля ягоды. С последствиями можно встретиться и сейчас. Во многих произведениях французских авторов, в кино, спектаклях встречаются чистокровные цыганки и цыгане. Для пущей верности им даны стопроцентные, по мнению французов, истинно цыганские имена: Власта, Либуше, Яромир или, например, Богуслав... А вольный цыганский образ жизни породил термин «богема», обозначающий эксцентричную прослойку художественной интеллигенции, причем многие ее представители и не задумываются над тем, что в переводе это просто-напросто «цыганщина».

Се ля ви.



Как будет?

Хотя правительство и пытается что-то делать для смягчения положения и включения цыган при помощи разных образовательных программ в мажоритарное общество, цыганский воз в Чехии и ныне там. Недавно с большим трудом пришлось решать противостояние между «белыми» и цыганами на севере Чехии, в т.н. Шлукновском выступе. Миллионы крон и специально созданное подразделение полиции на время потушили пожар. Но как решить эту проблему качественно и надолго, не знает никто, и скорее всего потребуются десятки лет кропотливой и терпеливой работы, чтобы цыгане почувствовали себя в Чехии как дома, а чехи не видели в них нежелательных пришельцев.



2004


Рецензии