Пришельцы шумною толпою...
Как есть
Многие «белые» чехи на вопрос, кто такой цыган, ответят примерно следующее: лентяй и бездельник, живущий на пособие или инвалидность, плодящий детей опять-таки с целью получения пособия, норовящий украсть, что плохо лежит, «пасущий» проституток и торгующий наркотиками. Всякое обобщение, естественно, хромает: и среди цыган есть много порядочных людей, а по некоторым чехам тоже тюрьма плачет. Но общественное мнение с этим не считается, тем более, что видимых оснований для осуждения предостаточно: цыгане действительно грешат на виду, и попробуй докажи, что таковы, конечно же, не все... И вот уже бывали случаи вывешивания табличек на ресторанных дверях - «Цыган не обслуживаем». Бритоголовые скинхэды с криками «Цыган в газовую камеру!» поджигают цыганские жилища, загоняют цыган в воду и топят их, черноволосых девушек изгоняют из дискотек. Ультраправые и нацистские партии под разными приправами вносят в свои программы сегрегацию цыган, создают военизированные формирования, пытаются патрулировать и «наводить порядок» в цыганских кварталах Ханова и других мест скученного проживания цыган. Полиция с трудом препятствует тому, чтобы расистские «марши» не превратились в погромы.
Цыгане защищаются, как умеют. Лучшие из них призывают соплеменников коренным образом менять свое отношение к жизни и учиться работать. Более воинственные занимаются сколачиванием отрядов самообороны. А для большой части многовековый опыт выживания подсказывает решение: снимайся с якоря и ищи, где лучше. Осевшие было кочевники снова чувствуют зуд в ногах и, узнав от заграничных сородичей, где же в данный момент лучше, продают нажитое имущество, целыми выводками садятся на самолет (где-ты, цыганская повозка!) и предстают перед иммиграционными властями то Франции, то Англии, то Канады: вот, мол, мы, там притесняемые. Берите нас и жалуйте. Принимающие страны им сначала выплачивают крупные по нашим меркам карманные, назначают пособия, кое-кого как-то устраивают, но поток цыган нарастает, подобно воде, нащупавшей брешь в плотине. Наконец щедрые демократические дяденьки не выдерживают, вводят для всех чехов визовую повинность или унизительный контроль в пражском аэропорту, а милых цыган депортируют обратно. Так было в случае с Англией несколько лет тому назад, так поступили французы при Саркози, так повторяется в Канаде.
А что же цыгане? Те возвращаются и снова становятся в очередь за пособием, на этот раз своим, отечественным... Круг замыкается, а симпатии «белых» чехов к «ромам», как после 1989 г. следует цыган в Чехии официально величать, отнюдь не возрастают.
Как было
Справедливости ради следует сказать, что «не контачили» чехи с цыганами с исторических времен. Некоторые источники утверждают, что цыгане впервые появились на чешской территории в год порабощения Руси монголами, то есть в 1242-ом. В отрядах хана Батыя, проникших в Западную Европу, они выполняли функции лазутчиков. Правда, достоверность этого письменными источниками не подтверждена.
А вот в хронике 1416 года уже имеется конкретная запись: «И этим летом слонялись цыгане по чешской земле и людей морочили». Из формулировки вполне можно сделать вывод, что цыгане не впервые были в Чехии, и их образ жизни, внешний вид и обычаи уже не вызывал удивления, достойного внесения в летопись. Судя по всему, они в достаточной степени владели языком, что позволяло им «морочить» людей, то есть гадать им с руки.
В Чехию цыгане попадали из Венгрии, где им в 1415 г. разрешили занять пустующую область. После смерти короля Вацлава IV император Сигизмунд I выдал цыганам охранную грамоту, позволяющую им свободно передвигаться по территории Чехии и Моравии. Первый большой отряд цыган прошел с этой грамотой с невиданным блеском. Красочно разодетые наездники на лошадях благородной породы, стаи гончих собак, золотые пуговицы на камзолах, украшения на женщинах - все это впечатляло. Страна в то время была разорена затяжными гуситскими войнами, и это давало цыганам возможность закрепиться здесь. Туземцам они утверждали, что являются выходцами из Египта и что их предки в свое время не предоставили младенцу Иисусу убежище от преследователей, за что были осуждены на вечное скитание. Легенда нравилась и вызывала сочувствие.
Лишь следующая цыганская волна докатилась до Праги. В 1481 г. они остановились в Новом Месте Пражском. Современники отмечают, что в давние времена цыгане отличались высокой организованностью. У них были свои суды, своя знать, армия и военачальники. В Венгрии одно время жил их король Ладислав, а его преемник по имени Цинд имел резиденцию в Баварии. Цыгане шли с юга и постепенно распространились по всей Европе.
Однако постепенно многое из перечисленного было бесповоротно утеряно. Цыгане ходили в лохмотьях, босые и грязные, ничего не делали, воровали, попрошайничали, и даже - особый грех - не приняли христианства. Так они вряд ли могли рассчитывать на расположение коренного населения. Наоборот, их начали преследовать. Сначала в Испании, затем во Франции. В Голландии, например, пойманного цыгана разрешалось запросто повесить. Цыгане стали возвращаться с Западной Европы, и вместе с новыми поступлениями с Востока все больше их оседало в Центральной Европе, где к ним относились более терпимо.
Вот так вторая большая группа цыган появилась в Праге 17 сентября 1523 года. Их не приветствовали, но и не гнали в шею, позволив им поселиться под стенами эмаузсского монастыря.
И как же они отблагодарили чехов? Как сообщают летописи, в период турецкого нашествия, видно, вспомнив старое ремесло, цыгане охотно поступали на службу к янычарам, выступая в роли шпионов и поджигателей. Чешские источники приписывают им много сгоревших деревень, а 19-го июля 1536 года их стараниями сгорел целый Градец-Кралове, город по тем временам не маленький. Видя такое дело, первыми опомнились мораване, принявшие в 1538 г. решение изгонять цыган. А вот в Праге император Фердинанд I обратил внимание на них лишь после огромного пожара, захватившего Прагу 2-го июня 1541 г. Огонь уничтожил тогда почти всю Малую Сторону и 197 домов на Градчанах. Общественная молва обвиняла в поджоге, конечно же, цыган.
Но только шесть лет спустя, когда император лично контролировал чешское королевство, он ужаснулся, увидев, что цыгане полностью заселили территорию между городами Собеслав и Йиндржихов-Градец. Его высочество, не долго думая, издало т.н. патент, в котором предписывалось «нигде цыган не терпеть, а если какие имеются, гнать их под охраной, пока не будут выдворены за границы королевства».
Начались гонения, не хуже, чем на Западе. Цыган травили и убивали, как дичь. Репрессии достигли таких размеров, что тот же император в 1556 г. счел нужным новым декретом смягчить их участь. Отныне приказывалось, «цыган, особенно детей и женщин, не топить сразу и иным способом не умерщвлять, а использовать для работы в качестве арестантов». Вроде бы и послабление, но хрен редьки не слаще.
Естественно, цыгане опять обратились в бегство, и многие из них добрались до Франции. На этот раз они не кормили местных сказками о своем приходе из далекого Египта, а сразу признавались, что они из Чехии, известной тогда как Богемия.
Создалась интересная лингвистическая ситуация. Цыган во Франции стали называть боэми (Boh;miens), точно так же как и самих чехов. Таким образом, для французов что чех, что цыган были одного поля ягоды. С последствиями можно встретиться и сейчас. Во многих произведениях французских авторов, в кино, спектаклях встречаются чистокровные цыганки и цыгане. Для пущей верности им даны стопроцентные, по мнению французов, истинно цыганские имена: Власта, Либуше, Яромир или, например, Богуслав... А вольный цыганский образ жизни породил термин «богема», обозначающий эксцентричную прослойку художественной интеллигенции, причем многие ее представители и не задумываются над тем, что в переводе это просто-напросто «цыганщина».
Се ля ви.
Как будет?
Хотя правительство и пытается что-то делать для смягчения положения и включения цыган при помощи разных образовательных программ в мажоритарное общество, цыганский воз в Чехии и ныне там. Недавно с большим трудом пришлось решать противостояние между «белыми» и цыганами на севере Чехии, в т.н. Шлукновском выступе. Миллионы крон и специально созданное подразделение полиции на время потушили пожар. Но как решить эту проблему качественно и надолго, не знает никто, и скорее всего потребуются десятки лет кропотливой и терпеливой работы, чтобы цыгане почувствовали себя в Чехии как дома, а чехи не видели в них нежелательных пришельцев.
2004
Свидетельство о публикации №216102902142