Голем - робот номер 1

В Праге нет Стены плача, но зато в Праге есть могила рабби Леви (рабби - учитель мой, иврит), и к ней идут и идут иудеи-паломники «из далеких Палестин» и всего мира - повод почти одинаков: там и здесь оставляются записочки «квитлы» с потаенными желаниями. Как сработает - одному Всевышнему известно, но внутренняя удовлетворенность этим актом уже состоялась, что-то для себя или для близких на всякий случай сделано... Чем же знаменит средневековый рабби, что ждут от него таких чудес?



* * *

В конце августа 2009 г. Староместская площадь Праги на две недели вернулась в рудольфинские времена: вдоль и поперек площади, улыбаясь туристам, курсируют мещане и мещанки в платьях четырехсотлетней давности, на многочисленных лотках выставили свой товар ремесленники, приглашая попробовать кошерные напитки и пищу начала XVII века, вон там, невзирая на двойную жару - солнца и горна, машет молотом кузнец, чуть дальше есть шанс заглянуть в свою судьбу, если попросить гадалку, а кто верит в алхимию, может понаблюдать, как «химичат» седобородые мудрецы, приглашенные императором Рудольфом II. А в другом месте «Старомака» толпа намного гуще, не сразу и поймешь причину, и только пробившись через камеры и фотоаппараты в самый центр, видишь его - Голема. Да, это он, глиняный колосс, снявшийся в чешской комедии «Пекарь императора» (1951), его не выбросили на свалку и время от времени, как сейчас, выводят в люди... Любят в Чехии свою историю, нравится чехам игра воображения, недаром в стране столько исторических кружков и клубов, способных натурально, один к одному, изобразить сцены, казалось бы, канувших в Лету дней.

На этот раз повод был особый - 17 сентября исполнилось 400 лет со дня кончины известнейшего еврейского мыслителя рабби Иеуди Леви бен Бецалеля, которому легенда приписывает создание первого в мире робота, вышеупомянутого Голема. Ему и было посвящено не только празднество в центре пражской столицы, но и большая выставка в Пражском Граде.

Иеуди Леви бен Бецалель, или же рабби Леви - личность исторически реальная, хотя и окутанная рядом легенд, что затрудняет распознать его истинные деяния и вклад в историю еврейства. Легенды, правда, все столь симпатичные, что отказываться от них не хочется. Об этом чуть позже, а пока проследим жизненный путь мудреца.

Рабби родился в 1512 году в польской Познани, а в Праге появился в 1573 году (по тем временам уже в весьма зрелом возрасте, даже, если учесть, что другие источники приводят другой год его рождения - 1520), и вскоре стал верховным раввином. Почему-то мало упоминается о том, что же делал почтенный Леви до Праги. Оказывается, два десятилетия он был верховным раввином в Моравии и имел резиденцию в столице моравского виноделия - Микулове. Здесь уместно отметить, что в связи с выгодным географическим положением Микулова - на пути из Вены в Брно и сразу за австрийской границей - в городе осело большое количество евреев, изгнанных из Австрии в 1412 году. Они были прекрасными купцами и ремесленниками и способствовали расцвету Микулова. Рабби Леви жил и работал в этих местах в 1553-1573 гг. Он основал высшее религиозное училище - ешиву, получившее впоследствии высокую репутацию в Европе. Написал ряд духовно-философских трактатов. Его педагогическая методика имела много общего с более поздним подходом Яна Амоса Коменского к обучению посредством игры.

И вот рабби Леви переезжает в Прагу. Первым делом в пражском гетто опять-таки открывает ешиву - рабби очевидно следовал лозунгу «Знание - сила». Тору новый раввин толкует как проявление высшего, разумеется, Божественного разума. «Человек создан Богом и содержит в себе все миры, значит, будучи сам микрокосмосом, отвечает за всемирную гармонию», - написал рабби. Признание всемогущества Господня, впрочем, не мешало верховному раввину интересоваться каббалой, то есть тайной частью Торы. Он был близко знаком с остальными учеными мужами рудольфинской Праги, в частности, с астрономом Тихо де Браге. Сохранилось упоминание, что 16 февраля 1592 года ему дал аудиенцию сам император. Возможно, Рудольф II нуждался в еврейских деньгах, а может быть, что рабби Леви хлопотал о защите гетто от притеснений.

Жил рабби Леви со своей супругой там же, где и служил - в Староновой синагоге, построенной в XIII веке и являющейся самой старой из сохранившихся в Европе. Она действует до сих пор. При входе вам выдадут кипу - с непокрытой головой входить в синагогу не разрешается. Вдоль стен расположены почетные места для наиболее уважаемых членов еврейской общины. Все они пронумерованы, а место номер один принадлежит, естественно, рабби Леви. После его смерти на нем не сидел никто и никогда - 400 лет. Это ли не уважение!

А теперь о легендах. Одна из них говорит о том, что благодаря увлечению каббалой рабби Леви создал хитроумное приспособление, которое звенело, когда смерть подходила к нему близко. Но однажды он забыл взять с собой этот механизм, и смерть явилась к нему в образе внучки. Она вручила раввину отравленную розу... Что последовало - понятно, но рабби Леви и так прожил 97 лет, причем до конца сохраняя ясность ума и пользуясь полным уважением и почетом в еврейской общине. Может быть, как раз невиданное в те времена долголетие и вызвало к жизни это предание.

Другая легенда, кстати, талантливо обработанная ленинградкой-блокадницей, давно живущей в Праге и ставшей признанным чешским автором детективов Инной Роттовой в повести «Тайная свадьба», рассказывает о том, что старшие пражского гетто, намереваясь продлить век любимого раввина, «прикрепили» к нему еврейскую девушку Еву, чтобы она своим молодым телом согревала его и отдаляла смерть... Между прочим, один из углов пражской мэрии на Марьянской площади украшает скульптура работы Шалоуна, на которой к древнему старцу рабби Леви прижимается нагая девичья фигура. Видимо, и Роттова, и Шалоун вдохновились одним и тем же источником.

Но самая весомая легенда о рабби Леви - это, конечно, история создания глиняного робота Голема (укажем попутно, что и слово робот придумано чехом - Карелом Чапеком). Она имеет несколько вариантов и ответвлений, посвоему интересных.

Расхождения начинаются уже при определении того, зачем раввин создал Голема. Историк и легендосочинитель Алоис Йирасек, создавший литературную и поэтому идеализированную историю Чехии, утверждает, что Голем был сделан для помощи раввину по хозяйству. Хотя, по правде говоря, трудно представить себе такого гиганта, например, в кухне. Некий Карасек из Львовиц считает, что раввин хотел убедиться в действенности какого-то колдовского заклинания (вот он - результат увлечения каббалой!). Мне лично его мнение кажется ближе к истине, потому что Голем подчинялся таинственному «шему», о котором будет речь ниже. По самой же распространенной версии, Голем должен был стать оплотом и защитником гетто. Но нельзя просто так отмахнуться и от предположения, что рабби выполнял заказ Рудольфа II, верившего во всемогущество средневековых мудрецов, взамен за обещанную неприкосновенность гетто.

Старые хроники дают довольно подробный рецепт создания Голема. Чтобы читатель не впал в искушение воспользоваться им, приведу его, опустив одну важную деталь и источник.

Для проведения магического ритуала необходимо было дождаться определенного положения звезд, после чего выждать еще семь дней и найти подходящую глину. В создании должны непременно участвовать четыре стихии: земля (глина), вода (в которой размачивали глину), воздух (для осушения глины) и огонь (для обжига).

Указывается точная дата и время создания Голема: по еврейскому календарю, это был 20 й день месяца адара 5340 года, 4 часа пополуночи (март 1580 года). Происходило создание Голема в районах Хухле, Браник или Коширже, т.е. на берегу Влтавы, неподалеку от городских ворот тогдашней Праги.

Вылепив Голема из глины, раввин Леви семь раз обошел вокруг него против часовой стрелки (не ясно, правда, какие часы имеются в виду: на еврейских стрелка движется справа налево) и прочитал формулу из 2-го стиха 7 й главы Книги Бытия, где говорится о сотворении человека, затем произнес то же самое, но двигаясь в обратном направлении. Дабы вдохнуть жизнь в мертвую материю, с началом рассвета раввин вложил в рот Голема так называемый шем - shem-ha-m-forash (Имя Неназываемого, или Тетраграмматон), которое можно вычислить, обладая высокой мудростью). Шем раввина Леви состоял, как положено, ровно из 72 слов.

Я понимаю, вы хотите знать, что это за слова, но, увы...

Дальнейшее, в принципе, известно. После вложения «шема», по-нынешнему инсталляционной дискеты, Голем ожил. Хроники пишут, что он был «силен, неповоротлив, массивен, темен ликом». После создания, по одной из версий, Голем был прислугой в доме раввина, помогал ему в синагоге и отпугивал всех, кто посягал на безопасность еврейского гетто.

И дальнейшие манипуляции с роботом напоминают наши действия с компьютером.

Каждый вечер рабби Леви вынимал шем изо рта своего глиняного слуги, но однажды забыл это сделать - и Голем ушел в город. Попав в чуждый ему человеческий мир, глиняный гигант пришел в ужас, перешедший в слепую ярость. Он принялся разносить еврейский квартал, убивать его обитателей. Короче говоря, робот взбесился...

Еле-еле удалось раввину вынуть изо рта Голема шем, после чего глиняное тело занесли на чердак Староновой синагоги, разбили в пух и прах и завалили священными свитками, строжайше запретив кому бы то ни было туда входить.

Таково предание, вернее, один из вариантов. Исходя из него, рабби Леви вполне заслуживает авторства первого в истории робота. Есть тут, правда, одно «но». Дело в том, что легенда о Големе имела хождение еще в старом Египте и в Прагу она попала не раньше середины XVIII века, то есть полтора века после того, как рабби Леви укололся отравленной розой...



Деталь, конечно, существенная, но, как и многие другие невероятные пражские истории, легенда уже прочно срослась с чешской столицей. Она нравится, отражая извечное стремление человека «рассекретить» тайну жизни и найти себе надежного, сильного и способного помощника. Что ж, развитие идет таким темпом, что, вполне возможно, ждать нам осталось недолго.



2009


Рецензии