15. Школа даосов об истине

15.

ШКОЛА ДАОСОВ

ОБ ИСТИНЕ

Я спросил Учителя:

- Можно ли познать Истину? Извините, Учитель, но я этот вопрос задаю вам не из-за моего праздного интереса. Я стою в самом начале познания Истины, и для меня важно сконцентрировать своё движение к ней на правильном пути. На досуге, думая об этом, я сочинил такое стихотворение.

И я рассказал ему мой стишок:


ИСТИНА

Вот - возлюбивший Истину юнец,
Облекшись в мысли, в поисках проводит
Всё время. Он горит. И, наконец,
Отгадку вечной тайны вдруг находит.

Но озарение проходит. Вновь
Ум погружается во тьму ночную.
И пропадает к Истине любовь,
И выбирает он стезю другую.

Довольствуясь иллюзией успеха,
Он тратит время в суете мирской.
В порывах страсти, с шутками и смехом
Он растворяется в толпе людской.

И годы лучшие его пройдут
Вдали от дружбы с высшим вдохновеньем,
Когда же завершит последний труд,
О прожитом он вспомнит с сожаленьем.

Не повернётся уже время вспять.
И ясность мысли с затуханьем жизни
Не возродит ту Истину опять,
Ушедшую с покинутой отчизной.


Прослушав моё стихотворение, Учитель улыбнулся и сказал:

- Истина бывает разная, всё зависит от цели, которую ты перед собой ставишь. Что ты хочешь познать? И какую Истину получить? Если ты хочешь проникнуть в суть вещей? – это одно. А если ты хочешь узнать о разнообразии мира, - это совсем другое.

- Я хочу научиться проникать в суть вещей! – воскликнул я.

- Тогда тебе необходимо понять такую истину, что для того, чтобы проникнуть в суть какого-то вопроса, не достаточно его только разобрать умственно, нужно ещё и войти в него, стать его частью, слиться с ним. Любая тайна и загадка раскрывается только тогда, когда человек смотрит на неё изнутри её самой. Для этого нужно себя всего как бы погрузить в неё. Многим иногда кажется, что они знают Истину, или её понимают. Но это - далеко не так. Преодолевать границы – вот что значит проникать во что-то.  Чжуанцзы говорил: «То, что вещит вещи, не ограничено от вещей, но вещи имеют свои границы. Граница безграничного – это безграничность ограниченного». И ещё к этому можно добавить, что «дающее бытие» имеет свой неодолимый предел. В беспредельном пределе сходятся две грани «присутствия присутствия» - это дающее и данное. Об этом нужно помнить, как и о том, что «Вещь – это время». Не все философы знают Истину, также, как и не все монахи обладают святостью. Ты же знаешь, что такое «Санфацзяо»?

- Да, я знаю, - воскликнул я, - это - три учения, которые распространены на Востоке: конфуцианство, буддизм и даосизм.

- А знаешь, кто такой был Чжан Цинлань?

- Чжан Цинлань – это прозвание художника и каллиграфа Чжан Жо-ая, который жил в годах с 1713-го по 1746-й.

- Тогда я тебе дам один текст, из которого ты поймёшь то, о чём я говорю.

И Учитель дал мне текст, и вот как как я его перевёл:


 ПРОНИКНОВЕНИЕ В СУТЬ

Художник Чжан Цинлань средь всех начитанным считался,
Кроме искусства он приверженцем был трёх учений,
В древнейших книгах, рукописях, сутрах разбирался,
Однажды рассказал о лисах и их отношенье:

«В кумирне наверху библиотека сутр хранилась,
И было много средь них редкостных произведений,
Лиса с семьёй в обители тех знаний поселилась,
Пришлось устроиться монахам в нижнем помещенье.

Когда невыносимая жара везде настала,
Один пришлый монах решил туда переселиться,
Устав от тесноты внизу, хотел в тиши укрыться,
Монахи вдруг услышали, лиса как завздыхала,

Сказав: «Жить каждый должен в своём лишь помещенье,
Семья большая, но придётся вниз мне перебраться.
Один спросил: «Зачем такое приняли решенье,
И не хотите почему вы у себя остаться»?

- «Но тут пожаловал ко мне один монах буддийский», -
Ответ был. – «Но неужто от монаха мы бежите?»
- «Последователь истинный Будды – он, и жить близко
Мне страшно с ним, так что внизу к себе меня примите».

- «А разве среди нас таких, как он, вы не боитесь»? –
Спросил монах, однако та ему не отвечала,
Монах настаивать стал, и тогда лиса сказала:
- «Раз сами говорите вы такое, не стыдитесь,

Зачем же повторять за вами мне слова чужие?»
Лиса помимо знаний обладала и уменьем:
Как различать контраст и видеть стороны любые,   
Могла заставить каждого вникать в суть их ученья».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии