19. Приговор Эфрону - высшая мера

НА СНИМКЕ: Семья Эфронов: Сергей Яковлевич, Марина Ивановна Цветаева, на руках у неё Георгий (Мур) и дочь Ариадна (Аля).


  В его лице я Рыцарству верна
  — Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
  Такие — в роковые времена —
  Слагают стансы — и идут на плаху.
                Марина Цветаева

 Последнее слово Эфрона записано в протоколе судебного заседания следующим образом:

«Я не был шпионом. Я был честным агентом советской разведки. Я знаю одно, что, начиная с 1931 года, вся моя деятельность была направлена в пользу Советского Союза...»

Приговор одинаков для всех шестерых обвиняемых по этому делу: высшая мера наказания. С добавлением:

«Приговор окончательный и обжалованию не подлежит».

В следственном деле Эфрона под протоколом судебного заседания внизу страницы — карандашная пометка. Из неё следует, что приговор приведён в исполнение: в отношении Н.В. Афанасова — 27 июля, супругов Клепининых, Эмилии Литауэр и Толстого — 27 августа 1941 года.

Сергей Яковлевич Эфрон здесь не упомянут. Он был расстрелян позже всех других — 16 октября 1941 года.

 «…Мужество и нравственная безукоризненность поведения Эфрона в застенках НКВД неоспоримы. Перед лицом пыток и смерти до последней своей минуты он остался человеком чести. Он не только никого не оговорил, но не позволил и себе самому уклониться от долга и правды, как он их понимал.

Он последовательно отвергал ложь и не согласился участвовать в грязном спектакле, который ему предлагали» .

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/29/2266


Рецензии