План романа...

Работа романиста – печальное ремесло. Единственные счастливые часы – это часы обдумывания плана. Всё остальное время приходится мучиться и страдать. Эмиль Золя. // План романа значительно сложнее. Здесь над каждой долей приходится работать, как над рассказом, не имеющим однако самостоятельного тематического и сюжетного разрешения. Отдельные мотивы, различно служащие пониманию общей темы, пересекаются между собой в разных главах, то исчезая, то вновь появляясь. Закрепить их своеобразное мышление – задача плана. Я отмечаю всё существенное для тематического замысла, множество этапов развития действия – фабульные «узлы», кривую сюжета. Весь этот костяк медленно обрастает мясом, появляются обрывки диалогов, слова и словечки, начальные фразы описаний, характеристик, метафоры. Как драматург заботится о том, чтобы каждая картина пьесы была наделена постепенным драматическим ростом и кончалась каким-нибудь сильным заключением, точно так же романист строит главы и книги своего романа, никогда не забывая об эффекте «занавеса». Я стараюсь распределять драматическое напряжение с таким расчётом, чтобы подъём чередовался с упадком, высокое с низким, помня, что в живописи нет «плохих» и «хороших» тонов, но всё зависит от искусства сочетания и распределения красок. Константин Федин. // У меня работа над романом протекает таким образом: сначала я в течение двух-трёх лет готовлюсь к тому, чтобы писать его. Это не значит, что я занимаюсь только им, но я подбираю и читаю специальную литературу, накапливаю детали, подробности, ситуации. И когда начинаю писать, плана, как такового у меня нет, есть ряд сцен, написанных или продуманных. Они находятся как бы в одном русле, и это и есть мой план, я иду от одной сцены к другой, хотя затем я могу менять их последовательность. Ни разу заранее намеченный порядок мне не удавалось выдержать до конца, а когда написана половина или две трети вещи, я останавливаюсь и начинаю всё сначала. Это происходит потому, что сначала я веду героев, а перевалив через половину, оказываюсь в подчинении у них. И теперь снова приходится приниматься за начало вещи, потому что в первоначальном виде оно уже не соответствует героям, характеры и поступки которых окончательно сложились только к середине романа. Сергей Залыгин. // В отличие от плана рассказа, план романа часто меняется во время работы. Композиция «Городов» по первоначальному замыслу была иной, чем к середине работы, иной, чем при окончании романа. Процесс письма помогает мне многократно переоценить значение того или другого эпизода и соответственно изменить план. Мысль постоянно бежит на много впереди слова, и план романа живёт вместе с жизнью его текста. Константин Федин.


Рецензии