Пять дней в Стамбуле или мандала удачи

   Лето – моя любимая пора года. Благо, что  профессия преподавателя гарантирует  отпуск в летний период. Что может быть прекраснее отпуска? Как чудесен отдых после напряженного учебного года, встреча с морем, дающая ощущение счастья, знакомство с новыми людьми! Лето этого  2016 года я ждала с  особенным нетерпением, так как хотела реально  ( не виртуально) увидеть свою дочь , обнять ее, послушать ее голосок, поговорить. Все же мы не встречались полтора года. Странное и страшное слово «война» стало реальным, поэтому она перехала жить  Россию.  Доченька решила подарить мне в июле  поездку в Турцию. Какое счастье!  Стамбул, Турция! Как я об этом мечтала! Эта страна манила меня своей  загадочностью, многовековой историей, восточным колоритом, особенно после просмотра сериала «Золотой век», посвященному любви султана Сулеймана Великолепного и украинки Роксоланы (Хюрем). Удивительна история Роксоланы – женщины, ставшей легендарной, о которой и сейчас вспоминают историки, которая внесла значимый вклад в культуру этой страны. Мне  очень  хотелось посетить Стамбул – красивейший город мира, расположенный на двух материках, где пересекаются Восток и Запад. И когда билеты были куплены, в аэропорту Стамбула Ататюрк произошел теракт. Может  быть, следует отложить этот «вояж»? Дочь сказала, что  мы летим в другой аэропорт и глупо бояться  войны, если живешь в зоне, где она идет два года.   И я начала  готовиться к поездке. Конечно же, английский я не стала повторять, нет у меня способностей к языкам.  Надо  все же собрать сумку, взять необходимые вещи, сплести мандалу.  Плетением мандал я увлеклась сравнительно недавно, так как шить и вязать я не люблю.   Плетение мандалы – это  возможность изобразить  собственную Вселенную и загадать желание. Мандалу на удачную поездку я решила потом подарить доченьке, чтобы все ее дальнейшие путешевствия были удачными. Нитки я выбирала по цвету  чакр  и те, что нравятся дочери,  результат оказался хорошим. Оставалось  главное - вовремя попасть в аэрпопорт. Вылет был назначен в ночь на понедельник.  Так как городок наш находится в «бермудском треугольнике» - три трассы проходят мимо, пришлось ехать  очень заранее, чтобы не рисковать. Хочу отметить, что мандала, а может моя уверенность в ее силе, способствовала удаче в течение всей поездки. В автобусе до Харькова мне не пришлось пересаживаться на дополнительное место, хотя кассир предупредила, что такое может быть. Приехала я в Харьков  около пяти вечера. На метро добралась до железнодорожного вокзала и принялась ждать  поезд, из Киева, на котором приедет моя дочечка. Времени было достаточно, я прошлась по площади перед вокзалом, съела маффин и мороженое в Макдональдсе, полюбовалась музыкальным фонтаном, посетила окрестные магазины, сфотографировалась. Время тянулось как-то долго. Вечер был теплый, радостное оживление и музыка возле фонтана, спешащие пассажиры. Не верилось, что у нас  в городке еще продолжается война, ночами слышна канонада. Я наслаждалась тихим покоем. Наконец-то, прибыл скорый из Киева. Привет, мое солнышко! Как я рада встрече с тобой!  На такси мы доехали до аэропорта. Наступила ночь, тяжелые сумки тянуть в общественный транспорт трудновато. Вот и аэропорт Харькова! Пустынно как - то, народу маловато, мы присели в кафе на уютных диванчиках. Пили ароматный чай, а разговор не клеился. Ладно, подумала я, потом разговоримся. При досмотре мне пришлось снять обувь, так как металлические пряжки на туфлях «предательски» звенели. Рейс задерживался приблизительно на час, что обычно и бывает с чартерными рейсами. Вот и посадка началась! Ура! Я сижу около окошка! Самолет набрал высоту,  я вижу  его крыло и синеватое море облаков. Дух захватывает от такой красоты! Скоро рассвет! Приветствую вас, новые впечатления!

День первый ( Понедельник)
     Как  мне повезло, что можно было наблюдать  восход солнца из окна-иллюминатора.    Еще я видела Босфор, кораблики, очертания прекрасного города.
   В аеропорт Сабихи Гёкчен, расположенном в азиатской части города, мы прилетели около шести утра. Было солнечно, ветренно и прохладно. Забрав багаж, оправились на остановку автобусов и поехали на площадь Таксим. По дороге мы любовались Стамбулом, чистыми, казалось  сияющими зданиями,   улицами, украшенными необычными для меня растениями и цветами.   И я влюбилась в этот город буквально с первого взляда. На площади Юля  купила проездной Истамбулкарт «Istambulkart», дающий возможность более дешевого проезда по городу на метро и трамваях.  Эту карту достаточно приложить к турникету и проход свободен. Необходимо делать регулярно пополнение этой  карты и не надо покупать вторую.  В отель “ERBOY”, расположенном   близко от  султанского дворца Топкапы в  районе Султанахмет, мы прибыли около девяти утра. 
   Султанахмет (Sultanahmet) - это историческое ядро города, древний акрополь, первый холм Второго Рима. В 1985 году он был занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И нам снова повезло: номер был свободным,  и мы могли поселиться. Обычно поселение проводится в два часа дня.  Я считаю, что  это  везение – работа мандалы. Администратор Джамиля прекрасно говорила на русском, потому что родилась в какой-то бывшей  советской республике, вышла замуж и теперь живет в Стамбуле. В отеле и  в номере все сияло белизной, чистотой,  я уловила какой-то сладковатый аромат, который меня «преследовал» все время нахождения в Стамбуле. Можно помыться, переодеться, отдохнуть. Спать на голодный желудок как - то не очень комфортно и мы с Юлей отправились в ближайшее кафе позавтракать. Ах, эти уличные закусочные Стамбула! Как приятно сидеть на улице среди аромата цветов, есть вкусную пищу, никуда не торопиться и наслаждаться жизнью!
   Немного выспавшись, мы отправились на экскурсию по прекрасному городу.  Пробродив по парку дворца Топкапы, полюбовались аллеями, фонтаном, видом на море, мы поехали на  станцию Кабатаж, от которой можно добраться в любую точку города. Веселая, пестрая толпа снующих людей вызвала ощущение радости. Мужчины в основном одетыми по - европейски, женщины - в длинных платьях и черных, и цветных, в разнообразных брюках,   головных платках, повязанных различными способами, некоторые с закрытыми лицами под  паранджой, а может чадрой. Не разбираюсь я в этих тонкостях восточной одежды. На набережной рыбаки ловят рыбу на удочку. Тут же жарят и продают кукурузу,  рыбу на гриле, которую потом кладут в белый хлеб.  Это очень вкусно! «Зазывала» предложил поездку на кораблике по Босфору. Мы решили принять такое заманчивое предложение. Нас на маршрутке привезли на пристань и посадили на судно. Двухчасовая экскурсия была прекрасной. В жару на воде всегда приятно! Мы любовались окружающими красотами, видами на Стамбул, необыкновенной  синеватым оттенком  воды, полетом чаек. Легкие волны и ветерок были успокаивающе освежающими. Завораживающая красота  пейзажа не могла оставить нас равнодушными! Как прекрасен мир, этот город, какие милые люди вокруг, какие красивые женщины - арабки! Кудрявые детишки бегали и смеялись, «боролись» на палубе.  Потом конечно, капитан судна, приказал прекратить борьбу и беготню по палубе. Я думаю, что дети любых национальностей одинаковые: непосредственные, веселые, шумные. Это потом на них одевают национальную одежду, ставят в рамки традиций, прививают правила поведения во взрослой жизни. Все равно мы остаемся где-то, глубоко в душе взрослыми детьми, иногда с несостоявшейся в реальности сказкой. Необыкновенная атмосфера счастья и радости не покидала  меня в течение последующих дней пребывания в Стамбуле. После морской прогулки разыгрался аппетит, и мы присели в «кафешке» на набережной. Я ела вкусный чечевичный суп, а Юля -  креветки. Потом мы направились в отель. По дороге родился новый семейный  анекдот.  Мы проходили мимо магазина сладостей  «KOSKA»,  Юля сказала: «Коска! Тут будем сладости покупать».   Мне послышалось: «Кошке тут будем сладости покупать». И я выдала тираду, над которой потешаюсь и сейчас:  «Зачем нашей кошке Пате сладости? Кошкам сладкое нельзя! Из Турции тащить кошке сладости? Обойдется!»
    Восточные сладости – это действительно очень необычно, особенный мир нежного вкуса, дающего ощущение радости жизни. Я счастлива, что мне удалось попробовать некоторые их виды,  особенно понравился шоколадный батончик   с фисташками.

День второй (вторник)
   Ночами было тихо, если не считать крики чаек, жарко, хорошо, что в номере был кондиционер. Утром мы встали  около восьми, собрались и пошли на завтрак. Завтрак – главная трапеза дня, для меня очень важно позавтракать.  Выбор блюд был широким, особенно мне понравились разнообразные сыры, оливки.  После вкусного завтрака, решено было продолжить осмотр  достопримечательностей  Стамбула. Юля очень хотела попасть на Цистерну Базилика - старинное водохранилище,  из которого вода в давние времена поступала в  султанский дворец Топкапы.
    Мы пешком отправились  на просмотр этого «чуда»  Стамбула. Идти   пришлось недалеко. Очереди  не было, поэтому приобретя билеты и спустившись по ступенькам вниз, мы очутились в огромном подземном «царстве». Было сыро и прохладно, в сумраке светились лапочки, прикрепленные к колоннам. Длина этого прямоугольного строения 140 метров, мы шли по мостикам с перилами, проложенными над водой. Присмотревшись к воде, мы увидели множество  плавающих рыбок. Поразило меня это интересное строение таинственностью и величием. Разнообразные  по форме высокие колонны, которых как оказалось всего 336, некоторые были размером 2х2м в сечении. Многие из них были привезены из античных храмов. Как такое сооружение можно было построить в те древние времена? Видимо и тогда были особенные технологии.  Увидели мы и  две колонны, в основании которых были  головы легендарной медузы Горгоны,   одна - лежащая на боку, другая -   вниз головой. Загадали желания, бросив монетки в воду около них. Желание, загаданное здесь, по поверью, обязательно исполнится. Время покажет правда ли это.
   После просмотра водохранилища, мы решили провести «шопинг» и поехали на азиатскую часть Стамбула  в район Кадыкей. На другую сторону Босфора мы поехали от станции Эминеню  на кораблике  и снова наслаждались видами красивого города. Особенно меня поразила достопримечательность Кадыкея — вокзал Хайдарпаша, который  похож на дворец или замок.   Вот мы и в Азии!   Город разделен проливом на европейскую и азиатскую части. Не запомнила я название улиц, по которым мы гуляли, перед выходом на статую быка, которой более 150 лет.  Несмотря на столь солидный возраст, она прекрасно сохранилась.  Статуя расположена на небольшой площади Altiyol, на которой пересекаются сразу 6 дорог. От статуи Быку, по движению исторического трамвайчика, мы  направились по  пешеходной улице Бахарие. Немного отдохнув  в тени красивой  пальмы с желто - коричневыми плодами, отправились дальше, любуясь разноцветными шарами, расположенные по всей  длине улицы, знаменитой  также большим количеством магазинов различных турецких и европейских брендов и всевозможных кафе и ресторанов. Проходя по улице Бахарие,  слева мы увидели в памятник знаменитому турецкому ученому и журналисту Али Суави, в честь которого названа улица, в народе больше известная как улица ремесленников. Пойдя еще километра два, посетив несколько магазинов, мы на маршрутном такси приехали на красивую набережную.  Полюбовавшись ею, и пешком дойдя до Багдатского проспекта, отправились по магазинам. Выбор одежды, примерка, снова выбор, примерка. Меня это утомляет. Зато результат «мучений» часто радует. Поразила меня птица, гулявшая около витрин  и  заглядывающая в двери магазина. Что она там искала? Может, у нее денег не было на нужный товар?  Мне показалось, что никто из прохожих, кроме нас, не обращал на нее внимания. Полюбовавшись птичкой, мы продолжили поход по магазинам. Перекусив в одном из многочисленных кафе, пешком отправились   дальше. Вот и вечер. Пора отправляться на византийскую часть города, в отель. Столько километров пешком я давно не проходила, как в эти пять дней пребывания в Турции. До метро было точно километра три, мы  преодолели их! Метро под Босфором было построено недавно, в 2013 году, что было написано  на входе. Да, человеческий строительный гений меня продолжал поражать!

 День третий (среда)
   Один день мы решили посвятить пляжному отдыху. Так как пляжи  находятся не в самом городе, а на близлежащих Принцевых островах  или Адаларах, поэтому  мы встали рано.  Сначала завтрак и быстро - быстро поехали на трамвае на пристань Кабатаж.  Поразила меня чистота и наличие кондиционера в этом виде общественного транспорта.  На пристани было уже много желающих отправиться позагорать. Развеселил меня продавец головных летних уборов, который «разложился» прямо на асфальте и громко рекламировал свой товар: «Одень шапка! Одень шапка!». Мы отправились на кораблике на самый дальний из островов, доступных для туристов. Людей на судне было много, некоторые  пассажиры   сидели  прямо на палубе, а нам повезло: мы нашли сидячие места, к тому же в тени. Ехать стоя всегда как-то хуже. Яркое солнышко, необыкновенного цвета морская вода, легкий ветерок, дочечка рядом. Жизнь прекрасна! Сойдя на берег около полудня,  подкрепившись» мороженым, мы решили «пешочком» добраться до пляжа. Это было неосмотрительно! Мимо мчались конные экипажи с довольными людьми. Мы брели минут сорок, а конца дороги не было видно. Конечно же, цветущие деревья, красивые строения радовали глаз. Вот только ногам досталось. Вот  едет  нам навстречу повозка без пассажиров. Мы решили нанять ее и поехали. Сколько радости было! Красотища! Освежающий ветерок, ногам приятный отдых, лошадки! Однако не довез нас «водитель  кобылы» до нужного пляжа. Остановился, покачал головой, показал на лошадей, что-то бормотал и требовал денег. Может «топливо»  закончилось?  Ладно, водитель, бери 23 лиры и отстань. Пришлось идти на вершину пешком и дальше снова пешком.  Зато подышали сосновым воздухом, посидели на лавочке. Наконец-то мы «доползли» до пляжа. Тут нам были оказаны услуги за 35 лир с персоны:громкая музыка, раздевалка, лежак с зонтом, душ, туалет и главное, возможность уехать на кораблике с этого острова. Мы устроились на свободных «лежачих» местах и расслабились. Песок был грязноватый,  берег моря тоже. Меры предосторожности  для отдыхающих были соблюдены: спасатель на лодке, зона для плаванья ограждена. «Разношерстная» публика развлекалась как обычно на пляже.  Некоторые восточные женщины купались,  «загорали» в платках и купальниках типа спортивный костюм, дети  резвились и шумели. Поразило меня то, что восточные женщины  курили тут же на пляже. Я думала, что курят только европейки. Удивило и насторожило, что над островом пролетели «клином» три вертолета в одну сторону, потом еще раз обратно. Что это? Я подумала, что  эти вертолеты не сулят ничего хорошего. У нас тоже перед началом боевых действий кружили вертолеты. Я успокоила себя, может так надо? Это же не Донбасс! Войны тут нет, все мирно. С радостью я  окунала свое тело в теплое Мраморное море, хотя Юле оно показалось холодным. Море, солнце, песок, отдых! Это  и есть счастье! Перекусили мы в  «столовой», расположенной около пляжа. Время пролетело быстро. Вот и шесть вечера. Пора в отель! Столько морских прогулок у меня  ранее никогда не было. Как всегда кораблик сопровождала толпа чаек, которых пассажиры кормили, бросая кусочки в воздух.  Затем еще один кораблик  за 7,5 лир и мы на  Византийской стороне.  Решили поесть и прогуляться. На площади Таксим увидели красивую заманчивую витрину с едой. Зашли в кафе и нас там вкусно накормили голубцами в виноградных листьях, мясом в баклажанной обертке. На  кусочек арбуза сил не хватило, и мы его взяли с собой. От площади Таксим на юго-запад к площадям Галатасарай и Тюнель тянется знаменитый проспект Независимости  (Istiklal Caddesi). Когда-то он носил название Grande Rue de Pera и был сплошь усеян роскошными магазинами. Сегодня это пешеходная зона, своеобразный "Арбат" Стамбула, в которой расположились модные магазины, книжные лавки, кинотеатры, ночные клубы, рестораны и кафе.
  Ах, эти витрины магазинов, так и  манящие сделать покупки! Конечно же, устоять невозможно, надо примерять,  чем мы и занялись.  Конечно же, мы приобрели немного обуви и одежды.  Затем в  прекрасном настроении, продолжили прогулку. Вечер был теплый,  гуляющих  было много, легкий ветерок освежал лицо. Пешком мы прошли  почти всю  длинную улицу и на метро отправились в отель.

День четвертый (четверг)
     После вкусного завтрака мы отправились на осмотр  самой большой мечети Стамбула – Сулеймание, построенной султаном Сулейманом  Великолепным для прекрасной Хюррем –  Роксоланы. Этот огромный комплекс, созданный в 1557 году и являющийся шедевром известного зодчего Синана, поразил меня своей красотой и масштабом.  И снова возник вопрос:  при помощи каких технологий можно  было это построить в те далекие времена? Необыкновенная атмосфера уюта и величественности охватила меня с первого взгляда. «Эта мечеть будет стоять вечность!» – произнес Синан при открытии. И его слова подтверждает время. За прошедшие столетия 89 землетрясений  (7 баллов по шкале Рихтера) не смогли нарушить монументальность этого комплекса, являющегося символом расцвета Османской империи. Мечеть сложена из светлого камня, может мрамора, как и ее четыре минарета.  Стены украшены керамическими плитами с художественными элементами. Необыкновенной красоты  резьба на куполах, выполненная вручную  зодчими мастерами,  просто изумляет. Ведь тогда не было таких станков и приспособлений, которые есть сейчас! Мы зашли в передний прямоугольный двор и увидели строение в его центре, напоминающее Священную Кабу.  Чтобы зайти в мечеть, нужно снять обувь и надеть платок. Внутри мечеть также красива. Мы босыми шли по мягким коврам, запрокинув головы и затаив дыхание, любовались изящными узорами куполов.  Несколько десятков человек, сидя полукругом на полу, слушали проповедь священнослужителя, также сидевшего на полу. Туристы им не мешали, как и они туристам. Величественная строгость – вот как я для себя назвала эту мечеть. Мы сфотографировались и в мечети, и во дворе мечети, и сидя на окнах с резными  решетками. Я представляла,  как  Роксолана сидела здесь и смотрела на  Босфор и его окрестности. И тоска по родине, по Украине охватывала всю ее душу.  Эта женщина, вопреки традициям, стала законной женой султана.  За прекрасную улыбку она и получила от султана имя Хюррем, что  в переводе с турецкого означает « смеющаяся, доставляющая радость». И красота мечети также доставляет радость. На заднем дворе мечети расположено старинное кладбище, где захоронены различные влиятельные лица тех давних времен. И главное, что есть там усыпальница, в которой находятся восемь  гробниц, в том числе Сулеймана Великолепного, Роксоланы, их дочери Михриман. На мемориальной доске кратко описана история жизни Роксоланы,  родившейся в семье священника недалеко от Львова и умершей в 1558 году от неизвестной болезни. Я считаю, что  вся ее жизнь была очень сложной, несмотря на внешний блеск, ей было очень трудно жить вдали от Родины среди людей, которые ей завидовали.  Активная «общественная» деятельность, необходимость постоянно держать все контролем забирали много сил. Да и в те далекие времена не было антибиотиков и прочих лекарств. Все эти мысли пронеслись в моей голове, когда мы входили в середину усыпальницы, выложенной синими керамическими изразцами, а может  мозаикой  и  выглядевшей торжественно - печально. Возле выхода  мы увидели стеклянную емкость с мелочью, видимо для сбора пожертвований на содержание мечети, так как посмотреть все можно безоплатно.  Мы оставили 5 лир, так как  уважаем те нации и страны, которые бережно хранят свою историю и чтут ее.
  Рядом с мавзолеями Сулеймана и его жены Роксоланы, находится еще одно захоронение - гробница самого зодчего Синана, являющаяся шедевром архитектуры и резьбы по камню гробница, которую мы осматривали недолго, как и многочисленные  захоронения с вырезанными из камня надгробными плитами.
    Я думаю, что эта мечеть будет стоять как памятник любви до тех пор, пока хотя бы одно или несколько сердец в этом городе будут взволнованно биться от прекрасного чувства.
  Во дворе  мечети было несколько кошек и котенок, которые весело резвились на зеленом травяном ковре. Дочь хотела его погладить, а он сердито зашипел. Вообще кошек в Стамбуле  на улицах много.  Может они и бездомные, но не голодные, так как я видела кормушки с кошачьим кормом и водой.    В октябре 2016 года даже памятник Томбили  или задумчивому коту  поставили, прославившегося тем, что любил задумчиво сидеть на скамье и, опираясь на бордюр, наблюдать за проходящими мимо людьми. Если бы этот памятник был установлен ранее, мы бы обязательно его посмотрели.
    В благостном настроении мы побрели по улочкам и удивительным образом попали на  торговую улицу и  потом вышли на рынок специй и сладостей. Ох, эти восточные рынки! Шумные, яркие, с особенной неповторимой атмосферой, с улыбающимися продавцами, приглашающими  попробовать и купить товары именно в их лавочке. Трудно устоять перед таким искушением! Конечно же, попробовали и купили эти вкуснейшие сладости у первого  же продавца на рынке.  Пройдя чуть – чуть дальше по ряду, как-то разговорились с продавцом Игорем, который был родом из Одессы. Бывает же такое!  Глянь, Аркаша, всюду наши! Эти строки из песни оказались актуальны. В лавке мы продегустировали три вида чая со сладостями, мило побеседовали. Конечно же, купили и успокоительный чай, и гранатовый, и немножко еще сладостей. С тяжелыми пакетами мы отправились в отель передохнуть.
    Находиться в отеле долго не было смысла, потому что  по нашему плану надо было посетить Галатскую башню, являющуюся символом Стамбула, построенную генуэзцами в 1358 году. Башня расположена на вершине одноименного холма Галата,  её видно практически с любой точки исторического Стамбула. Также если подняться на смотровую площадку башни, можно увидеть все главные достопримечательности этого города.
  Помню, что сначала ехали на трамвае или метро, затем долго брели   наверх холма. Так как аппетит разыгрался, было решено перекусить вкусненьким  из турецкой кухни. Мы зашли в  соседнюю башню поменьше размером и на лифте поднялись в прекрасный летний ресторанчик, расположенный на значительной высоте, позволяющей видеть Босфор, мосты и  жилые массивы города. Наш столик располагался около стеклянной перегородки, не мешающей обзору. Дух захватило от увиденного: крыши домов, улочки, необыкновенно сине-голубая вода Босфора с плывущими корабликами, мосты! Какая сияющая красота! Мы любовались окружающим видом, а наглые воробьи садились прямо на столик и выхватывали хлеб из тарелки.  Вот и улыбающийся официант принес заказ. Чечевичный суп и салат из курицы с авокадо показались необыкновенно вкусными. Теперь можно и на просмотр башни отправиться. Постояв в очереди минут двадцать, заплатив 25 лир за красиво оформленные билеты, мы подымаемся на лифте на смотровую площадку башни. Кстати, для жителей Турции билет стоит 10 лир. Людей на площадке много, все пытаются запечатлеть увиденную красоту Стамбула. Некоторые пытались снимать видео, пары позировали  в обнимку, затем делали селфи.  Особенно меня рассмешила девушка в парандже, сделавшая несколько фото – селфи на фоне окружающих красот. Не понимаю, в чем разница была у фоток, если  почти закрыто лицо, и только глаза видны. Налюбовавшись видами Стамбула, мы присели в ресторанчике башни и заказали  два шербета ценой по 8 лир. Оказалось, что это не твердый десерт в виде халвы, а напитки, напоминающие фруктовый чай или компот. Назад мы спускались пешком по крутой  каменной лестнице.  Толщина стен башни около двух метров, на каждом этаже было по одному маленькому окошку, видимо для возможности вести обстрел  врага. День был жаркий, хотелось быстрей в отель и охладиться под кондиционером. Я почувствовала тихое счастье, когда это произошло.
   Четвертый день пребывания в Стамбуле подходил к концу, начинался  летний вечер. Дочь преподнесла мне подарок в виде ужина на крыше отеля. И снова можно было, сидя за столиком, любоваться необыкновенно красивым закатом в чудном   городе, есть вкусную рыбу, выпить  бокал белого вина.  Когда стемнело, мы обратили внимание, что один из мостов через Босфор, менял цвет освещения каждый час. Я счастлива, что мне удалось увидеть всю  эту красоту, прикоснуться к величайшей многовековой истории.  К тому же вокруг было лето!  Зимой я думаю, тут не так было бы уютно.
                День пятый  (пятница)
   Вот и наступил последний день нашего с дочерью пребывания в Стамбуле. Мы чувствовали, что немного устали от такого активного просмотра достопримечательностей.  В 12 часов дня номер надо было освободить, поэтому после завтрака занялись укладыванием вещей.  Собирать чемоданы  гораздо легче, когда едешь обратно  из поездки, чем когда собираешься в поездку. Сладости оказались тяжелыми, пришлось их распределять так, чтобы вес чемодана не превышал 20 килограмм.  В аэропорт нам надо было приехать около девяти вечера, поэтому выезжать надо было в шесть. Как хорошо, что разницы по времени с Украиной не было. Оставалось «убить время» до  шести вечера.
   Ехать далеко не хотелось, поэтому мы пошли на просмотр окружающих красот. Так как недалеко от отеля расположена самая посещаемая достопримечательность города – мечеть Султанахмет или Голубая мечеть, туда мы и направились. Особенностью этого сооружения является наличие шести минаретов и облицовка наружных стен серо-голубыми изразцами.  В середину мы не зашли, потому, что вход платный. Мы подумали, что все мечети приблизительно одинаковы. На площади около Голубой мечети, полюбовались фонтанами, затем пешком пошли дальше, зашли на рынок с сувенирами и сладостями.  Поразили  меня  две 20- метровой высоты  стелы с рисунками. Оказалось, что они гранитные: Египетский обелиск  (Обелиск Феодосия) и Обелиск Константина, получивший свое имя в честь Константина VII (Багрянородного). Их высота 20 и 21м. Группа туристов с интересом рассматривала обелиски, экскурсовод видимо, по – итальянски  увлеченно жестикулируя, рассказывал  их истории. Жаль, что я не знаю и этого языка.  Осмотрели мы и  Змеиную колонну, находящуюся между обелисками. Изначально она находилась в святилище Аполлона в Дельфах (Греция). Бронзовая колонна (треножник), созданная из сплавленного оружия погибших во время битвы персов (Битва при Платеях — 479 год до н. э.), была перевезена в Константинополь в 324 г. н. э. Константином Великим. О каждой из этих достопримечательностей можно написать рассказ, а может и роман.  Мы решили просто пройти дальше, может быть найти выход на набережную в этом районе. Долго мы брели по улочкам Стамбула, любовались  яркими цветами и кошками,  степенно разгуливающими по узким тротуарам. Синева моря манила, и мы шли дальше. Увы! Когда мы почти добрели до набережной,  оказалось, что она огорожена  высоким забором и идет какое-то строительство. Хорошо, что  кафе приютило нас прохладой и тишиной. В огромном зале за столиком сидела возрастная пара  перед пустыми стаканами от чая. Видимо, надо быть восточной женщиной и уметь слушать мужчину. Сколько времени мы  находились в зале, поглощали мороженое и кусочек торта, беседовали, молчали, столько времени мужчина что-то рассказывал, а собеседница кивала в ответ. Не знаю, выдержала ли я бы такое «испытание» на умение слушать и слышать.  Дорога обратно, обычно, кажется короче. Мы шли не торопясь, любовались витринами, цветами.  По дороге мы видели много мужчин, спешащих на дневное  служение в мечеть. Дойдя почти до площади Голубой мечети,  присели в тени на лавочку и слушали «перекличку» имамов из разных мечетей. Сначала один исполнял свой речитатив, а другой – в ответ. Их голоса пронзали воздух, и  создавалась необыкновенная атмосфера восточного города, напомнившая  мне о Божественном величии, о бренности человеческой жизни, о необходимости обдумывать свои поступки и радоваться каждому дню. Вибрации их высоких голосов очищали пространство подобно звону колоколов православных церквей.
  Однако время летело, мы устали, захотели пообедать.  Витрины кафе манили горячими лепешками, которые готовились тут же на круглых раскаленных печах.  Туристы, сидя на низких диванчиках, поглощали их. Однако цены на лепешки «кусучие»: 10лир одна штука – это почти 80гривен. И вряд ли одной лепешкой наешься. Мы пошли дальше, и зашли в кафе Ramiz с вкуснейшей едой  и приятными ценами.  Вежливый  улыбающийся официант принял заказ, очень быстро принес поднос и  пожелал приятного аппетита.   Кусочки курочки в соусе и салатик просто таяли во рту.  Это незабываемо! После такой вкуснотищи жизнь кажется еще прекрасней! Пора возвращаться в отель и отдохнуть немножко  перед дорогой.  В отеле мы еще раз поднялись в ресторан на крыше и  полюбовались окружающим пейзажем. И снова над городом кружил вертолет. «Ничего страшного, это не война!» - успокаивала я себя, попивая вкусный чай. 
   Вот и вечер, пора отравляться в аэропорт. Такси приехало вовремя, и мы поехали на площадь Таксим. Разговорчивый таксист задавал вопросы: «Откуда мы? Понравился ли нам город? Хотим ли приехать еще раз?».  Еще он хотел чтобы заплатили на 5 лир больше договоренной цены, но не получил желаемого. Вот и  автобусная остановка. По дороге в  аэропорт у нас   была возможность напоследок проехать по мосту через Босфор и  восхититься необыкновенными ландшафтами, разноцветными зданиями, пестрыми, роскошными цветами, пальмами, спешащими  по своим делам людьми. 
  В аэропорту было много народу. Казалось, что полгорода собралось улететь именно в пятницу вечером. Везде очереди. Оказалось, что  регистрации на посадки не объявляются. Занимаешь очередь в любой пропускной пункт на сдачу багажа и стоишь, ждешь проверку и взвешивание.  Это было бесконечно долго. Затем длиннющая очередь на посадку, и, наверное, километр пешочком до нужного терминала. Наконец-то добрались до выхода на посадку! Началось томительное ожидание, так как рейс задержали на полтора часа.  Хорошо, что есть на свете это счастье – путь домой, как поется в одной песне. Вот дождались: началась посадка в самолет. До свидания, Стамбул! Спасибо за приятные впечатления и гостеприимство!
    Вылетели мы  уже за полночь,  рядом с нами возле окна сидел молодой человек  турок, без конца говоривший: сначала по двум телефонам, затем с соседями через спинку кресел.  Мне очень хотелось, чтобы он, прикусив язык, замолчал или ушел подальше.  Я давно не видела такого болтуна. И видимо, он услышал мое мысленное пожелание, и пошел куда-то  в хвост самолета. Наступила долгожданная тишина и можно вздремнуть. Прилетели мы в Харьков около трех ночи. Родная Украина! Как хорошо! Снова очередь, но совсем небольшая на проверку документов и багажа. И тут дочери на телефон пришло сообщение от знакомой из Испании, затем от золовки с вопросом:  «С тобой все в порядке?». Неужели что-то случилось в Стамбуле? Из новостей интернета выяснилось, что в Турции произошла  попытка военного переворота, на площади Таксим вошли танки буквально через три часа после нашего отъезда. Как  же мы вовремя вернулись! Воздушное пространство тут же закрыли. Об  этом и объявили в аэропорту.  И мне пришли строки: «Спасибо тебе, мандала! Ты нам в дороге помогла!»  Как ни хорошо в гостях, но дома лучше! Дома и стены помогают. Ночной Харьков светился яркими огнями. Я вдыхала теплый, летний  воздух  и чувствовала себя счастливой.
                23.10.2016.


Рецензии