Требования к сотрудникам банка. Михаил Ошеров

Требования к сотрудникам банка.  Михаил Ошеров.   Воспоминания.

Это было более, чем двадцать лет назад. Мне было тогда 32 года, я работал вице-президентом одного из питерских коммерческих банков и одновременно по вечерам читал лекции по ценным бумагам, по финансам и по банковскому делу в ФИНЭке и в Международном банковском институте. Однажды мои коллеги попросили меня вместе с ними принять участие в семинаре для студентов-экономистов различных питерских вузов, который был организован Ассоциацией студентов-экономистов. Семинар проходил в Таврическом дворце, где тогда находилась Академия государственной службы.
Каждый из моих коллег должен был прочитать по одной лекции продолжительностью 15 – 30 минут. Моё выступление было в самом конце.  Все мои коллеги, кроме меня, были докторами экономических наук, среди них было два профессора.  У меня и тогда, и сейчас не было никакой экономической степени. Мои коллеги пригласили меня как одновременно и лектора и как сотрудника банка.
Дело в том, что студенты очень просили включить в семинар лекцию на тему «Требования коммерческих банков к сотрудникам банка». Почти все студенты в зале были выпускниками, и их всех очень интересовал этот вопрос, который никогда не был освещён в учебниках по банковскому делу. Мои коллеги-преподаватели просили меня, смогу ли я рассказать студентам что-либо на эту тему.
Когда я последним из выступающих вошёл на трибуну, в зале возникла странная пауза. Потом руководители студенческой ассоциации объяснили мне, что студенты ждали на сцене маститого и умудрённого жизнью профессора и были удивлены, увидев за трибуной практически их ровесника – многим студентам было по 24-25 лет, а некоторым, отслужившим в армии, было ещё больше.

Я в последние дни перед своим выступлением был очень занят и практически к нему не готовился.  Поскольку мои коллеги любят обычно читать лекции не по 15-20 минут, а по 45, у меня, выступавшего последним, оставалось до конца семинара около 5 минут.

Наверное, мне нужно было рассказывать о том, какие знания, полученными ими в ВУЗах, будут нужны им впоследствии для работы в банке. Но мне почему-то захотелось рассказать о другом.

«Уважаемые господа! Современные коммерческие банки – это большие организации с различными подразделениями. Выбирая для себя работу в том или ином подразделении банка, чтобы в дальнейшем достичь успеха, вы должны в первую очередь ориентироваться на свои личные качества.

Если Вы человек сдержанный, суровый и ответственный, если Вы понимаете, что Вам доверены деньги банка, если Вы любите исследовать бизнес, если Вы наблюдательны, Вы должны искать работу в кредитном подразделении, в котором Вы должны будете проверять клиентов, их бизнес, их бизнес-планы, смогут ли они вернуть деньги банка.

Если Вы – аккуратист, предпочитаете точность, то Вы должны искать работу в операционном отделе банка, в бухгалтерии, в бэк-офисе.

Если Вы любите крутые жизненные повороты, если Вы быстро принимаете решения, если любите играть в азартные игры – Вам дорога в рыночные подразделения банка, в дилеры на валютном рынке и на рынке ценных бумаг.

Если Вы радушны, если Вы привлекаете людей, если Вам нравится работать с людьми, то Вы – клиентщик, Вам нужно работать в клиентском отделе, в отделе по привлечению пассивов банка и новых клиентов.

Вот, собственно говоря, все основные требования к сотрудникам банка помимо требований к профессиональным знаниям».

На этом моя короткая лекция закончилась. Такой реакции заскучавшей ранее, незнакомой мне и настороженной по отношению ко мне публики я больше никогда не видел. В зале зааплодировали, сначала – несколько человек, потом – почти все. Поскольку моя краткая лекция была последней, студенты начали вставать и одновременно продолжать аплодировать. Я не очень понимал, что мне делать, раскланиваться, выходить на «бис» и так далее.

Подошедший к трибуне ректор Международного банковского института Виктор Николаевич Вениаминов наконец завершил этот семинар, начавшийся для студентов немного скучновато. Мои коллеги-доктора и профессора подошли ко мне поздравить меня с хорошим выступлением. Потом ко мне подошел незнакомый мне тогда Владимир Иванович – член совета директоров одного из крупных питерских банков. Моё выступление ему очень понравилось. Через некоторое время он пригласил меня на работу в этот банк. Но это уже совсем другая история.

Михаил Ошеров


Рецензии