Лужок. Деревенская проза

Сашка в деревне считался мужиком справным. У него хозяйство, скотины полный двор, свой трактор, машина для выезда в район. По всей округе приватизированы земельные паи из бывших совхозных земель.
Дети у Сашки давно выросли и разъехались, да что там дети, внуки уже выросли и в деревню наезжают только по случаю отдыха в летние месяцы.
Годы идут неумолимо, здоровье не то стало.  Раньше, бывало, Сашка за волками и лосями по лесам бегал, грамоты имел от охотхозяйства, как лучший охотник, а теперь в лес ему уже ходу нет, устарел. Жена, Нинка, тоже едва ходит, в прошлом году упала, так и всё, ноги почти что отказали, никуда далеко нельзя и по хозяйству с каждой весной все тяжелее. Хорошо, что техника есть, выручает, а то без нее- беда.
Все бы ничего, жить в деревне можно, но вышел указ, у кого какие земли приватизированы, но не обрабатываются- те земли забирать обратно в казну государственную без всякой жалости к собственнику. У Сашки таких земель почти пять гектаров, да около дома с гектар. На картошку и прочие надобности  приходится меньше трети придомовой земли, остальное лежит впусте. Кое какие участки Сашка весной пашет, чтобы создать видимость обработки, но ничего там не сеет и к середине лета зарастает пашня сорными травами. Очень боится Сашка, что отберут землицу, и таких как он землевладельцев окрест большие десятки. Надеются только на то, что у всех не отберут, да и кому нужны удаленные от центра села гектары, но все равно на душе тревожно, а вдруг отберут, с чем тогда оставаться?
Есть у Сашки сосед, городской. Приехал несколько лет назад, взял пустующей земли себе под дачный участок, самой худой, низину и подболотки. Народ смеялся над ним, пальцем показывал, вот дурак-мужик, ничего не понимает в сельском хозяйстве.
Но тот от участка не отступался, вырыл большой пруд, развел там диковинных рыб- карпов и настроил домиков для туристов. Городские гости стали ездить на отдых, прихваливать дачника. Тут всем деревенским сразу стало оскоменно, Мужик то на ровном месте деньгу зашибает.
Нинка, жена Сашки, прознала, как развлекаются городские и только плевалась. Слыхано ли дело, в два ночи в пруду купаться голышом и кричать, так что на другом конце села слышно? Срам и безобразие! Сама она, конечно, это не видела, только слышала веселый шум, но люди говорили, а они врать не станут!
Лето пронеслось незаметно, грибов-ягод и особенно яблок было столько, что едва прибрали. К ноябрю в огородах навели порядок и у дачника гостей  не стало, холодно, кто поедет!
Нет бы и ему успокоиться, так вдруг видит Нинка,  идет дачник почто то  к их  дому. Любопытно бабе, выскочила в чем была за дверь, смотрит.
-Здравствуйте, Нина Александровна,- вежливо сказал дачник.
Нинка что то буркнула в ответ.
-Александр Гурьевич дома?
-Дома.
-Я зайду?
Дачник вытер ноги о тряпку у порога и шагнул внутрь дома, поздоровался с хозяином,
- Я  к вам по делу.
-Двери то надо плотнее закрывать, не май месяц!- недовольно буркнула Нинка, как будто заранее знала, что «дело» за которым пришел сосед, ей не понравится.
-Извините!
-Ну пойдем на крылечко,- сказал Сашка гостю,- поговорим.
Они вышли из дома, оставив любопытную Нинку с носом.
 Сашка похвастался соседу кроликами и  индоуткой, которую недавно завел в хозяйстве.
-Вот ведь недотыка какая,-покачал головой,-покупал 8 яиц, шесть «болтунов»,  из седьмого утенок сдох, вот и осталась одна утка.
-А ведь к тебе тоже насчет уток,- сказал сосед,- хочу завести небольшое стадо. Туристы интересуются, опять же мясо деликатесное и яйца, много от утки пользы.
-Заводи конечно,- согласно кивнул Сашка.
-В связи с этим у меня вопрос,- продолжил сосед, Позади моего участка перед твоей картошкой есть низинка-лужок, ты там траву косишь.
-Да какая  трава,- махнул рукой Сашка, -земли то соток шесть едва ли будет, больше хлопот. Я три года подряд там не бывал, а сей год проехал на косилке, срезал траву, да все равно не воспользовался, сгнила от дождей, потому что руками убирать неохота, а  веялку снаряжать из-за шести соток не с руки. На будущий год так и не заеду туда.
-Вот и хорошо,- улыбнулся сосед, -я как раз по этому поводу. Если ты там косить не будешь, то я в низинке вырою прудик для уток и загородку поставлю, будет у меня там птичник.
-Когда ладишь делать?
-Прудик сейчас, остальное весной, за зиму я документы на землю соберу, надо ее будет в аренду брать.
-Да, хлопот то с этой землей, не оберешься, я то уж знаю, у меня земли много. Каждый год боюсь, что отберут ту, что не в обороте.
-Могут,- согласно кивнул сосед, особенно если будут желающие на эту землю.
-Желающим я могу и сам продать, по пятьсот тыщь за гектар, недорого!
-Это факт, только вот далеко у тебя гектары и проезд к ним худой,- посетовал сосед.
-Это ничего, кому надо, дорогу сделают, у людей деньги есть!
При этой фразе Сашка довольно усмехнулся и закатил глаза, как будто эти деньги ему вот прямо сейчас наваливали какие то богатые люди.
-Ну значит насчет лужка договорились, ты не возражаешь?-спросил сосед.
-Да, да кой он мне черт, я же тебе сказал, что сюда не заеду больше,- с гонором ответил Сашка,- до следующей весны еще дожить надобно, вон жена у меня едва ходит, скоро и то, что пашем, будем нарушать, к чему нам столько?
-Ну это твои дела, -сказал сосед,- сам решай.
На том и разошлись.
Вернувшись домой Сашка передал Нинке разговор с соседом.
-Вот же, гад какой, на нашу землю нацелился,- заорала Нинка, - я то как чуяла, что не просто так идет.
-Да почто нам этот лужок?- встрепенулся Сашка, -да и не наша там земля, а сельского поселения.
-Но косим то мы!
-Так что, я ему сказал, что туда больше не ногой, я там у косилки ротор о камень повредил.
-Прокидаешься землицей!-снова заорала Нинка.
-Объясни, почто она нам сдалась?
-Пусть будет!
-Я ему уже согласие дал!
-А ты скажи, что земля на меня записана и я ничего трогать не велела.
-Проверит же, узнает, что врём, рассердится.
-Да пущай сердится, а я лужок не отдам, сама косить пойду, а ему, супостату, не достанется.
Нинка вдруг прекратила орать и заревела, как будто у нее отнимали что то родное и горячо любимое.
-Ну ладно, не скули,- поморщившись сказал Сашка,- скажу ему, что бы не лез на лужок.
На другой день он, хоть и знал соседский телефон, но устыдившись звонить, передал через знакомого, что лужок записан на жену и они его не отдадут ни за что.
Знакомый недоуменно пожал плечами, но просьбу Сашки выполнил.
«Саша Вам просил передать, что лужок записан за его женой и они его вам не отдадут».
Дачник выслушал и рассмеялся. «Хорошо, я вас понял, спасибо». Он прекрасно знал, что эта земля принадлежит сельскому поселению и может быть взята в аренду любым, кто будет иметь желание, надо только написать заявление. И никакая Нинка к ней отношения никогда не имела.

«Вот она, жадность,- подумал дачник,- из-за ее забыты и  добрые соседские отношения и просто совесть. Правду говорят про таких: «глаза завидущие, а руки загребущие». Впрочем,- решил он,- больше я Сашку ни о чем спрашивать не буду, раз у них в семье Нинка за главного, а с ней, врушей, и подавно разговаривать не о чем, сделаю все по закону, лужок будет выставлен на аукцион, а там, если у Нинки столько денег, что сможет играть на повышение, то пусть попробует!»


Рецензии