Суета вокруг шаманов

Суета вокруг шаманов

Плохие русские или плохие советские на фоне хороших американцев – это штамп, к которому, кажется, уже давно все привыкли. А вот на фоне хороших французов… Впрочем, я несколько грешу против истины. Французы тоже оказываются далеко не белыми и пушистыми, а ведущий странную игру русский товарищ из посольства даже вызывает некоторую симпатию.
Речь идет о фильме «Братство камня», что шел на минувшей неделе. И чего только в нем не понакручено. Мне пришлось посмотреть его дважды, чтобы хоть в чем-нибудь разобраться. Однако боюсь, что до конца я все-таки не поняла ни идею автора книги, ни режиссерскую и сценарную задумку.
С одной стороны, казалось бы, все просто. Одинокая женщина усыновляет ребенка, не зная, что он почти что новоявленный маленький Будда. С другой, на этого малыша начинается крутая охота, его похищают, и матери ничего не остается, как бежать на поиски сына. Поиски сопровождаются многочисленными трупами, на кои натыкается героиня, и истина, которая, казалось бы, вот уже близка, снова оказывается где-то на уровне горизонта.
Детектив, отягощенный триллером и неким налетом мистики? Да, скорее всего, так. Книгу, по которой он снят, я вряд ли смогла бы прочесть. Хотя экранизация романа «Видок» этого же автора, Жана-Кристофа Гранже, довольно интересная. Однако, если вы смотрели «Девятые врата», то на фоне этого фильма «Братство камня» покажется вам средненьким таким плагиатом. Правда до сатанизма в «Братстве камня» не дошло, но его с лихвой заменяет некий шаманский культ.
Ну а теперь поподробнее.
Страшные советские ученые занимаются какими-то темными делишками в сопряженной Монголии. Чего уж там господа русские исследовали – остается тайной за семью печатями. В контексте фильма мы только узнаем, что в засекреченной лаборатории, упрятанной на бескрайних монгольских сопках, случился небольшой ядерный взрыв. А оставшиеся в живых основали некую шаманскую секту, основанную на верованиях местного населения.
Супружеская пара из числа сектантов встала на путь отступничества и спасла какого-то монгола, заточенного в каких-то катакомбах. Видимо, тот монгол был шаманом, выступавшим против секты. Так или иначе, но супружескую пару убивают. А их дочь отдают в приют.
Проходит время. Девочка Лора превращается в молодую женщину, работает переводчицей в России, и в один прекрасный день, выяснив, что детей у нее не будет никогда, усыновляет бурятского мальчика по имени Лю-Сан, и увозит его во Францию. Все идет хорошо, пока у мальчишки не появляется на груди странный знак в виде солнышка. С этих пор мать и сын начинают видеть одни и те же кошмарные сны.
Но если бы дело было только в снах. На темной дороге неизвестно откуда взявшийся орел чуть не в врезается в лобовое стекло, Лора не справляется с управлением и в результате – автомобильная катастрофа. Лора отделалась синяками, а мальчик получил черепно-мозговую травму и впал в кому. С этого момента странности множатся так же бурно, как и трупы.
Сидя у постели сына, Лора неожиданно чувствует, как по ее плечу ползет кобра и в тот момент, когда паршивая змеюка бросается в лицо женщине, перерезают горло семейному врачу Лоры. Кобра как и орел была галлюцинацией, но слишком уж явственные эти видения. Естественно, в дело вмешивается полиция. И естественно, полиция блуждает вокруг да около. В мистику полицейские не верят, зато очень резво копаются там, где не надо, а именно – следы приводят полицейских к событиям в Монголии. Однако многого доблестным стражам порядка узнать не удается. Как только они вступают на дорожку, ведущую к истине, их убивают.
Заодно убивают и директора бурятского приюта, а чтобы скрыть следы преступления, устраивают там пожар. Как российские милиционеры расследовали это безобразие – остается за кадром. Наверное, потому, что об одном этом расследовании можно было бы снять еще один фильм, что, понятное дело, не входило в планы создателей «Братства камня». А жаль. Было бы интересно посмотреть на французский вариант российской милиции.
Судьба сталкивает Лору со служащим российского посольства Сергеем Маковым. Время от времени Сергей подбрасывает Лоре сведения о ее родителях и о монгольских событиях. Со своей стороны Лора начинает интересоваться родителями приемного сына и всем, что связано с его рождением. В результате выясняется, что мальчик имеет отношение к древним монгольским шаманским культам, а некий монголоидный тип предупреждает Лору, что Лю-Сана надо оберегать. А тут еще малыш наговорил в диктофон какую-то молитву-бормоталку, в которой рассказывается об обряде шаманской инициации.
Мальчик приходит в себя, но Лоре рано радоваться. Ее приемная мать, основательница шаманского культа на французский манер, похищает Лю-Сана. В отчаянии Лора отправляется на поиски малыша. И путь ее лежит в Монголию, в ту самую лабораторию, где тридцать лет назад произошла катастрофа.
Спутником героини становится Сергей Маков, у которого свои цели, однако ему уготована роль положительного героя-спасителя.
В общем-то, русские столько лет обретались в Монголии, что кажется неудивительным, что все до единого монголы от мала до велика прекрасно знают русский язык. Но вот то, что они великолепно понимают по-французски… Но оставим это на совести авторов – у богатых свои причуды, у монголов свои.
Заброшенная лаборатория скорее напоминает слегка облагороженные катакомбы Хаджи-Мушкая, чем, собственно, здания для научных работников. К тому же зритель уже уяснил себе, что предстоящий обряд шаманской инициации очень и очень непростой. Грозные духи животных должны убить мальчика, а вызвавшие их люди получить бессмертие. Да и мальчик такой, оказывается, рождается один раз в сто лет, и обладает великой силой исцеления любых болезней.
Ну что за безобразие, в самом деле? Нет бы оставить малыша в покое, дать ему вырасти и получить образование – цены бы ему не было, скольких людей он мог бы поставить на ноги! Так нет – подавай некоторым бессмертие.
Как утверждают мои коллеги-кинокритики, похитительница мальчика превращается в медведя, который и нападает на малыша. Честно говоря, я лично, так и не поняла, как это происходит. Ну шептала тетка какую-то абракадабру, но чтобы обрастала шерстью… То ли я проглядела и не заметила, то ли мои коллеги почерпнули эти знания из книги. Тем более, все таинственные действа по закону жанра обычно случаются либо в полной темноте, либо при очень неясном освещении, и делается это для того, чтобы у зрителя создалось впечатление достоверности происходящего.
В общем, пистолетные выстрелы на зверюшку не подействовали, зато он замечательно убился каменным ножичком. Да и медведик, надо сказать, какой-то тупой попался. Живой зверь так себя не ведет. А этот стоял и ждал, пока его укокошат. Ну, разве что рычал грозно.
Кое-как отбившись от духа, мать и сын сталкиваются нос к носу с похитительницей, отягощенной пистолетом. Почто тетке приспичило убить приемную дочь? Ах, ну да, ведь Лора разрушила светлую мечту о бессмертии, не дала принести в жертву сына и вообще столько уже знает, что с такими знаниями просто не живут.
Но не тут-то было. Бравый русский спаситель Сергей застрелил обидчицу за секунду до того, как она успела нажать на курок. Видимо у тетеньки плохо со слухом было, и не услышала она шагов за спиной. Иначе бы непременно задумалась, а стоит ли размахивать опасной игрушкой и говорить пламенные речи.
И тут случается совсем уж невероятное. Лора падает без чувств и, судя по всему, оказывается на грани жизни и смерти. Понятно, что молодой матери немало пришлось пережить, физически она тоже вымоталась так, что и мужик позавидует подобной работоспособности. Взять хотя бы эпизод, где, пробираясь по катакомбам, Лора обнаруживает выход наверх. Поднимаясь по тоннелю с помощью вбитых в стену скоб, женщина натыкается на чугунную решетку, вмурованную в стену. Решетка преграждает пусть к свободе. Тут бы, на мой взгляд, и Шварценеггер не справился, но хрупкая слабая женщина сумела не только сдвинуть, но и сбросить треклятую решетку вниз. Сей эпизод  прекрасно иллюстрирует поговорку насчет женщин в русских селениях, к которым теперь присоединились доблестные французские подруги. Не коня на скаку, так решетку из стены.
Но вернемся к бездыханной Лоре. Сцена исцеления от неизвестного недуга сражает наповал. Обнаженная Лора лежит на полу. Глаза открыты, выражение лица безумное, тело конвульсивно подергивается. Над ней камлает обнаженный же лохматый и бородатый шаман с хорьком в руках. Бедную зверюшку трясут над телом Лоры, слышатся невнятные причитания-завывания. Потом несчастному зверьку сворачивают шею или перерезают горло, или выдавливают через пасть какую-то дрянь, а может все одновременно – в темноте не разобрать – и вот Лора спасена.
Дальше действие переносится во французское представительство. Лоре вручают билет на самолет до Парижа, Сергей говорит, что ему надо срочно лететь в Москву, а по возвращении во Францию он обязательно пригласит Лору на ужин.
Но предупрежденная обретшим провидческий дар Лю-Саном, Лора игнорирует рейс в Париж и уезжает в сторону какой-то неизвестной границы на автобусе. Поскольку Монголию со всех сторон окружают разные государства, то совершенно непонятно куда же именно подалась героиня. Ясно одно – во Франции ее не оставят в покое, и теперь ей предстоят скитания. На этом фильм кончается.
В общем, глупостей и несуразиц в фильме такое великое множество, что рассказать обо всех просто не представляется возможным. Не спасает фильм и детективная интрига, поскольку просчитывается на несколько ходов вперед. Как заметил кто-то из кинокритиков, и с я ним абсолютно согласна, лучше бы создатели фильма уделили побольше внимания шаманскому культу и показали его поподробнее, включив в повествование историю культа и обрядовый антураж. Я бы добавила сюда еще и подоплеку – почему, с какого перепугу, европейцы так прониклись шаманскими знаниями, ежели они добросовестные католики. А посему вывод – если вы не смотрели фильм, то ровным счетом ничего не потеряли.


Рецензии