Господин Великий Мерлин и другие достойные граждан

Господин Великий Мерлин и другие достойные граждане

Я давно уже не удивляюсь тому факту, что мифотворчество у сценаристов и режиссеров в крови. Хорошо это или плохо? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Тут, скорее всего, критерий оценки только один – на сколько хватило таланта. Ежели создатели фильма талантливы, то и фильм будет интересный, несмотря на то, что известные факты перевраны до неузнаваемости.
 В свое время этим сильно грешил Дюма-отец, перекраивая историю в угоду авантюрности сюжета. И что? Кто знает истинную достаточно занудную историю господ мушкетеров и интриги тогдашних правящих династий? Правильно, историки и любители мемуаров. Зато весь мир (а это, как вы понимаете, значительно большее число людей) зачитывается блестяще написанными книгами Александра Дюма. И читателя совершенно не интересует, как оно там было на самом деле. Поскольку талант, он, как говорится, и в Африке талант.
Посмотрела я тут фильм «Великий Мерлин», что шел по каналу ТВ-3. Фильм показали полностью, при этом умудрились откровенно, простите за грубость, задолбать рекламой, практически через каждые пятнадцать минут игрового времени, и частенько фильм рвался прямо посередине фразы. Особенно порадовал анонс фильма «Интим» с откровенными сценами в рекламном ролике, и, что самое замечательное, эти откровенные сцены демонстрировались в промежутке от семи до восьми часов вечера на радость тинейджерам.
Однако вернемся к «Мерлину». Создалось ощущение, что фильм на ТВ-3 покромсали на куски, а полчаса картины вообще неизвестно куда подевались, поскольку закончилось все значительно раньше. Я почитала рецензии коллег и поняла, что не видела сцены восхода солнца, который встречали друиды и что последовало за этим, я не поняла упоминание в одной из рецензий о факте, что Утер сошел с ума и покончил жизнь самоубийством. Похоже, что еще многого я не увидела. Но оставим это на совести телеканала, не поскупившегося на демонстрацию рекламы. Расскажу о том, чему стала свидетелем.
Если зрители не читали исторических хроник Томаса Мэлори, книг о короле Артуре Мэри Стюарт, написанных по Мэлори, не очень хорошо ориентируются в мифологии, связанной с Мерлином и Артуром, то им фильм должен понравиться. Для незнающих эта версия вполне приемлема. Немножко, может быть, нелогично, ну так это миф, что с него взять. Я же, к несчастью, читала и Мэлори, и Стюарт. И с кельтской и ирландской мифологией все-таки знакома, конечно, не как специалист, но представление о том, какие боги-колдуны-феи и где фигурировали, в общем-то, имею.
Начинается все с того, что злая колдунья королева Мэб сильно сокрушается по случаю принятия основным населением страны христианства и тем, что старые боги уходят в забвение, отчего теряют свою волшебную силу. Непорядок. Значит надо создать заступника старой языческой веры. Со своим подручным бесом-гномом Фриком Мэб отчаянно колдует и с помощью магического кристалла астрально оплодотворяет обыкновенную женщину. То есть, пока еще есть порох в пороховницах, колдовство удается на славу. Младенец зачат волшебным образом, но несчастная мать, произведя сына на свет, умирает.
Заботиться о малыше поручают старой няньке Амброзии, которая каким-то образом связана с Мэб, каким именно - из фильма непонятно, может быть, этот кусок тоже вырезан. Но Амброзия строптива и вместо того, чтобы учить мальчишку быть злым, воспитывает его добрым и любящим. Тем не менее, она не может противиться тому, что когда Мерлин вырастет, то должен уйти к Мэб. Заметим в скобках, что Мэб и Фрик к мифам о Мерлине и Артуре не имеют никакого отношения. Но сценаристу, естественно, виднее.
Так или иначе, но мальчик вырос и прежде чем попасть к колдунье, умудрился влюбиться в дочь знатного лорда - Нимуэ. Любовь оказалась взаимной и на всю жизнь. Опять же, в скобках: в мифах Нимуэ фигурирует как владычица озера, которую Мерлин действительно любил, но которая обманным путем заточила его в некоем месте, по одним версиям на долгое время, по другим – навсегда. Здесь же у нас обыкновенная девушка, ни сном ни духом о волшебстве не подозревающая.
Попав в замок к Мэб, Мерлин под руководством Фрика учится магии, но вскорости понимает, что эта магия злая, а он хочет творить добрые дела. Он возвращается к Амброзии, которую коварная колдунья постаралась отправить в мир иной. На могиле своей названной матери Мерлин клянется бороться с Мэб и уничтожить ее.
Тем временем Мэб уговаривает правящего короля Вортигерна принести в жертву дракону Нимуэ, чтобы крепость, которую король решил построить, не разрушалась. Мерлин успевает спасти девушку, но драконий огонь сильно обжег ее и ожоги изуродовали лицо возлюбленной. Мерлин отвозит девушку в некий храм или монастырь или обитель, предположительно на Авалоне, а сам отправляется к Утеру, чтобы помочь тому свергнуть правящего короля, поскольку Вортигерн узурпировал трон, убив папеньку Утера. По дороге сестренка Мэб, Дама из озера, снабжает Мерлина замечательным мечом Эскалибуром, который достойны носить только чистые сердцем рыцари.
Утер побеждает в бою убийцу своего отца и на балу влюбляется в чужую жену. Мерлин, скрепя сердце, помогает Утеру, поскольку волшебнику было видение о появлении на свет мальчика, который станет величайшим королем Британии. И родиться этот мальчик должен от Утера и соблазненной последним чужой жены.
Так на свет появляется Артур. Дальше все строго по мифам. Мерлин, разочаровавшись в Утере, забирает у него меч и прячет клинок в камне, оставляя короля без удивительного оружия.  Пусть теперь машет обыкновенными железками.
Самое интересное, что никакой истории меча и чем он так знаменит, в фильме нет. Ну, хоть бы пару фраз сказали для непосвященного зрителя. Впрочем, подобные ляпы частенько встречаются не только в кинематографе, но и в литературе, где авторы наивно полагают, что зрители или читатели просто ясновидящие и доподлинно знают – о чем таком задумывал автор поведать, но по забывчивости или рассеянности выпустил из повествования абзац с объяснениями.
Подросший Артур, узнав о смерти отца, вытаскивает меч из камня и становится королем, его соблазняет старшая сестренка Моргана, и в результате Артур становится отцом, о чем до поры до времени не подозревает. Все это козни и происки коварной Мэб, которой для темных дел очень нужен был сын Артура, Мордред.
А дальше и практически до конца фильма идет фантазия сценариста. Моргана и Фрик полюбили друг друга. И их нежная любовь, и любовь Морганы к сыну не смогли сделать из Мордреда доброго человека. Он вырос безжалостным и коварным, таким, какой была его приемная тетушка Мэб.  И когда Мэб убивает Моргану, сын спокойно уезжает с колдуньей, оставив мать непохороненной. Он едет выяснять отношения с отцом.
Опять же, по сценарному замыслу, именно Мерлин привозит в Камелот Ланцелота, который ради такого события оставляет жену и маленького сына Галахада. Артур уже успел жениться на Дженевре, а потому юная Джен и Ланцелот встречаются именно в Камелоте. Артур же отправляется с командой рыцарей на поиски святого Грааля. Поиски длятся долгие годы, Мордред успевает вырасти во взрослого юношу, а Ланцелот и Джен полюбить друг друга. Впредь наука – не бросай молодую красивую жену на двадцать лет ради мифического артефакта.
Однако память мне почему-то упорно, прямо-таки настойсиво подсказывает, что Джен и Ланцелот познакомились несколько раньше, что абсолютно не женатый Ланс привез ее Артуру, и полюбить друг друга молодые люди успели еще по дороге. Опять же, вроде как Артур не отлучался из Камелота на такой долгий срок. Он создавал свое королевство, усмирял непокорных лордов, возводил город, принимал рыцарей за круглым столом, но ни за каким Граалем не ездил.
Так или иначе, Мордред открыл отцу глаза на неверность жены и Джен приговорили к сожжению на костре. В сердцах Артур прогоняет сына с глаз долой, и тот клянется, что отберет трон у отца. Но пережить смерть Джен на костре Артур не может, и Мерлин с помощью волшебства тушит огонь, а подоспевший Ланс хватает возлюбленную и увозит ее в неизвестном направлении.
Дальше следует великая битва, в которой отец и сын убивают друг друга, а Мерлин по просьбе Артура возвращает меч Даме из озера.
Параллельно с этим коварная Мэб взамен на былую красоту предлагает Немуэ отозвать Мерлина из Камелота и жить с ним в уединенном месте. Мерлин приезжает на зов любимой, но именно в этот момент он чувствует, что с Артуром случилась беда. Мерлин покидает Немуэ, и как только он удаляется на некоторое расстояние, за его спиной схлопывается неизвестно откуда взявшаяся скала, отрезая путь обратно на веки вечные.
В финале нам показывают как Мерлин расправляется с Мэб. Проходят долгие годы, люди забывают старых богов, колдовство исчезает. Мерлин, уже седой старик, зарабатывает на пропитание, рассказывая на площади сказки о былых временах. Но тут оказывается, что Фрик тоже состарился, но никуда не делся и он сообщает бывшему волшебнику, что путь к Немуэ свободен, и что она ждет его.
Мерлин, (в который раз!), возвращается. Навстречу к нему выходит старушка. Последнее волшебство – Мерлин колдует, и вот уже перед нами молодой мужчина и молодая женщина. Обнявшись, они уходят в хижину. Happy end.
В принципе, сказка получилась неплохая. Но если знаешь первоисточники, смотреть все-таки несколько странновато. Для тех, кто захочет почитать, совет. Если не осилите стилистику Томаса Мэлори, попробуйте ознакомиться с книгами Мэри Стюарт, которая написала ту же историю, только современным языком. Читается, кстати сказать, на одном дыхании.


Рецензии