2. Эвакуация

НА СНИМКЕ: Роберт Фальк. Портрет сына. 1941. Холст, масло. Частное собрание, Москва


В августе 1941-го Роберт Рафаилович с Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой, с которой он в 1940 году вступил в официальный брак, уехали из Москвы в эвакуацию — в Стерлибашево (Башкирия).

Осенью 1941 года Фальк с женой переехали в Самарканд, где, как сообщили художнику друзья, была вакансия преподавателя в Самаркандском областном художественном училище.

Приехав в Самарканд, Фальк преподавал живопись в Узбекском художественном техникуме и в эвакуированном Московском художественно-промышленном училище, а в 1942 году работал над фреской для отдела «Дарвинизм» в Самаркандском краеведческом музее.

Фальк описывает жизнь в Самарканде в письме С.Л. Коллегаеву 2 октября 1942 г.:

«Пишу из больницы. Лежу уже третий месяц. Болезнь местная – бруцеллёз… Лечение находится пока в стадии экспериментов… Вы спрашиваете, удалось ли мне использовать интересные стороны Самарканда и что-нибудь написать. Нет, если не считать некоторого количества акварелей, а по-серьёзному не был в состоянии заняться живописью. За неимением лучшего мне пришлось в здешнем художественном училище взять руководство театрально-оформительским отделением. Оплата 5 руб. в час. Фактически после всяких вычетов, отчислений получалось 3 руб. Чтобы набрать какую-то сумму, я вынужден был очень много часов взять. Да ещё в другом конце города взял также уроки. Был я занят ежедневно 8-9 часов, не считая ещё нескольких часов   на хождение   по этим урокам.

Зимою – в липкую грязь, а летом при более 700 жары. Как видите, не могло у меня хватать для личной работы ни времени, ни энергии! Зимой мы питались удовлетворительно. Но к началу лета положение весьма ухудшилось. С одной стороны, продукты начали резко удорожаться, а с другой – я потерял свою основную работу в худ. уч-ще. Началось всё более и более увеличиваться недоедание. Болезнь моя, в скрытой форме, за несколько месяцев до открытого заболевания, разрушала мой организм. Всё это вместе взятое довело меня до настоящего тяжёлого заболевания. <…>

Если бы не моя болезнь, то я, возможно, переехал бы в Тащкент. За неделю до заболевания Моск. театр Революции предложил определиться туда и стать его главным художником-постановщиком. Предварительно я собирался съездить для переговоров туда. Двое суток я просидел для этого на вокзале, но на поезд не мог попасть. Через несколько дней оказался в больнице. <…>».

Осенью 1941 года к ним в Самарканд приехал сын Фалька Валерик. Они жили втроём в одной комнате в доме №11 по улице Лермонтова до конца мая следующего года.
В Самарканд была эвакуирована и третья жена Фалька – Раиса Вениаминовна Идельсон с сыном Юликом. Приведу его воспоминания:

«…В самаркандской эвакуации… <Фальк>… написал большую серию прекрасных пейзажей и преподавал живопись эвакуированным студентам Строгановки. Там он, как и многие другие художники, например, В.А. Фаворский, жил на площади Регистан в одной из келий медресе Улугбека.

Самаркандский период сыграл большую роль в творческом пути Роберта Рафаиловича.  Там мы с ним общались в ноябре–декабре 1941г., когда тоже оказались в Самарканде, но спустя два месяца перебрались в Ташкент, куда была эвакуирована тетина работа.

Помню первую нашу встречу в номере гостиницы (вполне европейского вида), где мы временно приютились и откуда вскоре перебрались в комнатушку одноэтажной глинобитной мазанки на Туркестанской улице. Фальк пришел к нам в гостиницу с младшим братом, Эммануилом Рафаиловичем, – видным юристом. (Р.Р. порой величал его «мой бывший родственник»). <…>

Мама и я посетили жилище Фалька в Регистане. <…>

Ноябрь 1941 года.  Мы втроём: Фальк, мама и я бродим в темноте по какой-то самаркандской улице с журчащими арыками и зарослями верблюжьей колючки вдоль глинобитных заборов-дувалов. Фальк громко декламировал тогда впервые мною услышанные стихи О. Мандельштама:

Сестры, тяжесть и нежность,
Одинаковы ваши приметы.
Медуницы и осы тяжелые розы сосут.
Человек умирает.
Песок остывает согретый.
И вчерашнее солнце на черных носилках несут…

Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда, 
Как нам велели пчелы Персефоны…»

Продолжение следует:http://www.proza.ru/2016/10/31/2345


Рецензии