3. 5. Чему и как учили
А что, собственно говоря, в том удивительного, если учесть, каков был общеобразовательный уровень поступающих (где их было взять, достаточно грамотных, в стране ликбеза?!).
Да и высококвалифицированных педагогов можно было по пальцам пересчитать.
«В пехотных и артиллерийских училищах, - замечает современный исследователь В.И. Афанасенко, - мало внимания уделялось тактике ведения оборонительных действий, взаимодействию с другими родами войск, организации управления и тылового обеспечения, стрельбе с закрытых позиций и прямой наводкой, особенно по бронеобъектам, неоправданно много времени уделялось конной, строевой подготовке в ущерб огневой и тактической». {См.:15.1}
Впрочем, эти недостатки в большей мере относились к периоду, предшествовавшему так называемой зимней войне.
2 марта 1940 года был подписан мирный договор с Финляндией, а уже 26 марта начался пленум ЦК ВКП(б), где заслушивался доклад наркома обороны Маршала Советского Союза Ворошилова "Уроки войны с Финляндией".
14-17 апреля в Кремле состоялось совещание начальствующего состава Красной Армии.
В кругу проблем, которые, по мнению участников обоих мероприятий, следовало незамедлительно решать для устранения выявившихся в ходе войны недостатков, назывались перестройка боевой подготовки, доведение до войск, штабов, академий и школ опыта войны, совершенствование командирской учебы.
Выступая в апреле на совещании, Сталин заявил, что «культ традиции и опыта гражданской войны, с которыми надо покончить, и помешал нашему командному составу сразу перестроиться на новый лад, на рельсы современной войны».
Конечно, не все намеченные тогда меры успели осуществить.
Однако ветераны 1-го Орджоникидзевского Краснознаменного военного пехотного училища в воспоминаниях, опубликованных в интернете, утверждали, что характер учебы после советско-финской войны и в первые месяцы Великой Отечественной претерпевал существенные изменения.
А поскольку костяк преподавательского и младшего командного состава 2-го Орджоникидзевского, по существу, отпочковался от первого, то, скорей всего, учебный процесс в них не особенно отличался.
В обширной работе «Честь имею! История Орджоникидзевского ВОКУ», опубликованном на национальном сервере современной прозы «Проза.ру», Александр Волохов пишет, что уже в 1940 году вся система обучения и воспитания курсантов была максимально приближена к условиям боя.
Учитывался опыт ведения боевых действий Красной армии у озера Хасан, на берегах реки Халхин-Гол, войны с белофиннами и первых операций Второй мировой войны. {13.19, глава 3, часть 10}
Почитав Волохова, мне ещё больше захотелось узнать историю того военно-учебного заведения, где готовился стать командиром отец.
Увы, мало что удалось найти о 2-м Орджоникидзевском военном пехотном училище.
Формировалось оно с декабря 1939 по февраль 1940 года.
Ядром послужило 1-е Орджоникидзевское Краснознаменное, из которого была переведена часть командиров, преподавателей и курсантов.
В феврале 1940 года состоялся первый набор курсантов и начался учебный процесс.
В июне-июле 1941 года училище находилось в городе Сочи.
Возможно, здесь был его летний лагерь.
А через месяц после начала войны произведен досрочный выпуск младшего комсостава.
Свидетельство о публикации №216103001399