Хронология пророков и пророков ч. 19
Святой Иероним
Когда в христиаской церкви речь заходит о святом Иерониме то тут сразу же как бы начинается и процесс его "раздвоения" как личности.
А причина этого в том, что разделившиеся в 1054 г. две главные ветви христианской религии католицизм и православие совершено по разному толкуют образ св. Иеронима.
Но между этими противоборствующими силами есть еще и академическая наука! И вот как ученные, интерпретируют для, "не историков" личность св. Иеронима и роль его заслуг, перед христианской церковью как одной из мировых религий!
"Софро;ний Евсе;вий Иерони;м (лат. Sophronius Eusebius Hieronymus; 342, Стридон, Далмация — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем; Святой Иероним) — иллирийский[1][2] церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии.
Почитается в православной и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви. Память в католической церкви — 30 сентября, в Русской православной церкви (именуется Иероним Блаженный) — 28 июня (15 июня по юлианскому календарю), в Элладской православной церкви — 15 июня по григорианскому календарю.
Некоторые средневековые источники, как, например, Мавро Орбини, даже приписывали ему и создание глаголического алфавита!
Что естественно в нынешней РПЦ МП с гневом опровергается! Но факты есть фактами независимо от политики Московского патриархата!
Художественно-символически изображается св. Иеронима либо как кардинала, в широкополой шляпе и красной сутане, либо как кающийся в простом одеянии и бьющий себя камнем в грудь. Но в действительности то сам Иероним был папским советником, титул кардинала был создан позднее и присвоен ему, можно сказать, посмертно! А еще св. Иероним был любил животных и сумел приручить молодого льва. И с тех пор лев, Библия, миниатюрная церковь стали его символам.
Так же все исследователи единогласно признают и тот факт, что Иероним был человеком большого интеллекта.
Он у высоквалифицированных учителей изучал философию в Риме, где был крещен около 360 года! То есть уже в зрелом возрасте, хотя христианами были его родители.
Иероним так же был учеником известного грамматика Элия Доната, знатока античной и христианской литературы того времени. Со временем стал одним из самых образованных Отцов Церкви.
В Риме он был возведён в сан священника, но в виду высокого ума быстро нажил себе много врагов и вынужден был бежать из стольного Рима..
Затем очевидно обладая определенным денежным капиталом он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую землю.
Позже (в 374 г.) он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом.
Здесь он изучил еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей". Имён там он приручил и своего льва.
В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме. Городе где по преданию родился Иисус Христос!!!
И поскольку умный отшельник с каждым голом набирал среди иудеев все больше популярности то и у Иеронима вскоре образовался свой ближний круг!!!
И среди них первое место занимала римская аристократка Павла, которую он обратил в христианство.
Именно на не средства св. Иероним основывал свою обитель (монастырь) и именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык.
И в результате его гигансткого труда на свет Божия явился латынский перевод Библии — Вульгата — был одиннадцать столетий спустя провозглашён Тридентским собором в качестве официального латинского перевода Священного Писания!!!
Одно это заслуживает того,чтбы и мы с вами уважаемые читатели признали Иеронима -ГЕНИЕМ!!!
Ну а для самых любопытных из читателей я так же расскажу и легенду о льве св. Иеронима!
"Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из неё занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником.
Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова.
Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника.
Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели.
Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь.
Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу.
Лев повиновался и стал смиренно трудиться.
Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь.
(Основание этой легенды можно найти в житии преп. Герасима (Иорданского).)"
В связи с этой легендой Иероним в западно-европейской живописи почти всегда изображался в сопровождении льва.
Ну а теперь перейдем от лирики к суровой правде жизни!!!
Католическая версия биографии св. Иеронима!
"Иероним Стридонский (ок. 342-347, Стридон - 30.9.420). Имя происходит от греч. "иерос” - "освященный” и "онома” - "имя”, "слава” ("священноименитый”). Родился в небольшом городке на стыке Паннонии, Далмации и Италии, неподалеку от Аквилеи, в семье богатых, но верующих в Христа людей и был назван Евсевием Иеронимом Софронием.
В 354 г. был послан в Рим, здесь учился и принял крещение. В двадцать с небольшим лет он ездил в Галлию и тут, в Трире, познакомился с одной из первых в Западной Европе общиной монахов. Однако монахом он стал несколько лет спустя, после того, как съездил на родину, похоронил родителей, устроил судьбу младших сестры и брата.
В 370 г. Иероним поселился недалеко от родного города, под Аквилеей, где подружился с местным епископом Валерианом, его будущим преемником священником Хроматием, Гелиодором и Руфином, с которым более всех подружился (а позже основательнее всего рассорился).
Через два-три года дружеский кружок распался, и очень вероятно, что причиной тому был чрезмерно энергичный (враги сказали бы, склочный) характер самого Иеронима.
Он отправился на Восток, обходил разные святыни и монастыри, а монахом стал в обители недалеко от Алеппо на севере Сирии, в Халкидской пустыни. Здесь он прославился своими аскетическими подвигами. В 374 г. во время тяжелой болезни, когда
Иероним почти умирал от лихорадки в Антиохии, ему было видение: он стоит перед Христом, сидящим на судейском троне, объявляет себя последователем Христа, а в ответ слышит: "Ты лжешь, ты последователь Цицерона, ибо где сокровище твое, там и сердце твое”.
Это его потрясло (хотя он, осуждая свои прежние увлечения, все-таки и впоследствии чаще цитировал светских авторов, чем церковных), и Иероним на четыре года ушел жить в полном одиночестве в пустыню Халки к юго-востоку от Антиохии. Время, однако, было такое, что именно те, кто бежал от мирской суеты, оказывались в центре настоящей бури — богословских и дисциплинарных споров. споров.
Иероним интересовался боголовием горячо, умел ясно мыслить и при этом, будучи, в сущности, чужим на Востоке, иногда видел положение дел яснее, чем сызмальства вовлеченные в борьбу члены противоборствовавших здесь группировок.
В Антиохии сразу три человека претендовали на епископский чин, и Иероним писал папе Дамасу: "С твоей святостью я соединен евхаристией, с престолом Петра, ибо на этой скале, я знаю, стоит Церковь.
Кто вкушает Агнца вне этого дома, тот вне Церкви. Кто не в ковчеге, погибнет в потопе. Не знаю Виталия, не подчиняюсь Мелетию, отчужден от Павлина.
Кто не собирает с тобой, расточает, кто не с Христом, тот антихристов”. Когда Папа из трех названных Иеронимом людей признал епископом Павлина, Иероним с этим согласился и около 379 года Павлин посвятил его в священники.
Иероним не хотел священства и принял сан с условием, что его никогда не будут заставлять служить и не "припишут” к какой-либо конкретной церкви. Он действительно ни разу не совершил литургии, — случай, может быть, уникальный в истории Церкви, во всяком случае, для человека, признанного святым.
Вместе с Павлином Иероним в 380 году отправился в Константинополь, где проходил Второй вселенский собор, познакомился здесь с Григорием Назианзином и стал его восторженным учеником; через Назианзина Иероним открыл для себя труды Оригена, первого великого богослова Востока.
В 382 году Иероним вместе с Павлином отправился в Рим, на собор, созванный папой Дамасом для решения антиохийских проблем, и остался здесь в качестве секретаря Папы.
Он рассчитывал даже стать преемником Дамаса. Однако, характер Иеронима с трудом переносили даже в монастыре, а в Риме прямолинейный и ригористичный аскет восстановил против себя и аристократию, и духовенства.
Его тем больше ненавидели мужчины (не только церковники), что вокруг Иеронима сложился кружок вполне почтенных матрон и дев, готовых отдать за него жизнь, по его инициативе принесших обеты девственной жизни, ныне признанных святыми: Альбина и ее дочери Маркелла и Аселла, Леа, Мелания Старшая, Фабиола, Павла с дочерьми Влесиллой и Евстохией.
К нему относились примерно так же, как в наше время относятся к проповедникам различных псевдовосточных культов, требующих ухода от семьи, полного подчинения воле духовного руководителя.
Дело ухудшалось еще тем, что, в отличие от подобных учителей, Иероним защищал правое дело в манере совершенно невыносимой, агрессивной, не заботясь о том, как воспримут его слова.
В декабре 384 Дамас умер, в августе 385 года Иероним покинул Рим и вместе с двумя ученицами из аристократок отправился обратно на Восток.
Он поселился в Вифлееме и на деньги Павлы основал здесь один мужской монастырь и три женских.
Именно в эти годы Иероним начал титанический труд по выверке текста Библии и создал редакцию перевода, на полтора тысячелетия ставшую единственную в Западной Церкви ("Вульгата”).
Этот труд искупил многие недостатки Иеронима.
В 392 г. Иероним решил защитить Церковь от обвинений в мракобесии и написал книгу "О прославленных мужах” (название взято у Транквилла, литературная форма тоже, чтобы уравнять христианскую культуру с языческой).
Что обвинения в адрес христианства были не беспочвенны, видно из того, что на Иеронима тут же обрушился Августин Иппонский, обвинив его во включении в число "славных мужей” некоторых еретиков.
С другой стороны, Иероним подверг критике Златоуста и Амвросия Медиоланского, своих личных врагов. Впрочем, самым печальным, возможно, было то, что он включил в число "прославленных” и себя самого.
Занимаясь богословием, Иероним далеко ушел от идей Оригена, начал обличать "оригенистов” и из-за этого поссорился со многими друзьями, в том числе, с Руфином и с иерусалимским епископом Иоанном.
В выражениях Иероним не стеснялся и в 416 г. писал в свое оправдание: "Я никогда не щадил еретиков и всегда делал все, что мог, чтобы враги Церкви стали и моими врагами”. Конечно, слишком часто он забегал вперед Церкви (а иногда и вбок) и считал еретиками людей вполне ортодоксальных.
В 410 году он узнал о разорении любимого Рима войсками готов, а в 411 на его собственный монастырь совершили набег арабы. Еретики пелагиане подослали бандитов, которые разорили монастырь в Вифлееме.
Иероним умер, видя полное крушение всего, что считалось незыблемым и святым. Его похоронили в Вифлееме в церкви Рождества рядом с Павлой и Евстохией, но позднее останки перенесли в Рим и положили в церкви Санта-Мария Маджоре.
В Католической ЦЕркуви Иероним почитается одним из четырех величайших Отцов Церкви, в Восточных же церквах во всяком случае мало известен, вместе с Августином Иппонским именуется "блаженным”, что некоторыми даже толкуется в смысле "второстепенности” этих богословов (совершенно вопреки древней восточной же традиции, не знающей какого-либо неравенства среди святых).
В КЦ его изображения многочисленны, хотя не всегда точны; знаменита гравюра Дюрера, изображающая Иеронима в келье среди книг, ее часто воспроизводят как символическое изображение древнего ученого (со львом, которому он якобы вытащил занозу из лапы; лев явно попал в биографию Иеронима из жития св. Герасима, но вполне уместен, ибо на фоне этого зверя Иероним кажется более кротким, чем был на самом деле).
С XIII в. его стали рисовать в кардинальской шляпе — потому что тогда кардиналы исполняли секретарские обязанности при папах, как в свое время делал Иероним при папе Дамасе.
Знаменитыми стали рисунки, на которых Иероним был изображен ученым в библиотеке и одновременно аскетом, или Иеронима, вытаскивающего занозу из лапы льва (это воспринималось и как символ его победы над ересями — лишил заблуждения их остроты).
В Католической Церкви считается покровителем Далмации, Лиона; аскетов, ученых, учителей, учеников, студентов, теологов, переводчиков, высших школ, теологических факультетов, орденских братств св. Иеронима, библейских обществ. Иероним Стридонтский.
Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М.: [1997].
Память 30 сентября
Православную же биографию св. Иеронима я не привожу. Чтобы не уподобится мудрости, что изложена в народной пословице что "ложка дегтя портит бочку меда"!
И вот почему!
"Иероним признается у нас лишь блаженным – тогда как в западной церкви он канонизован в святые, – по условиям канонизации в древне вселенской церкви, по которым даже великие святые Востока и Запада были лишь местно чтимыми, до времени Константина Порфирогенита.
Иероним принадлежит всецело Западу, для которого он местный святой, в силу великих услуг, оказанных западной церкви. На Востоке, где он провел около половины жизни, его знали не столько как монаха-подвижника, вроде Илариона или Антония, сколько как ученого аскета, вроде Оригена.
Полемика, развернувшаяся среди толкователей Св. Писания в начале V века о «едино–сущия» термина «ипостась» и «сущность», которая, как можно предположить, была одна из немногих, которые и привели впоследствии к расколу христианства на две ветви Католическую и Православную, и, в которой Иероним отстаивал свою точку зрения, и не нравилась будущим «восточникам».
Идея Триипостасного Бога или «едино–сущия, как известно, выражается термином ;;;;;;;;;, омоусиос, – пишет П. Флоренский. – Около него и из-за него происходили, в существе дела, все тринитарные споры. Вглядеться в историю этих прений – значит обозреть все цвета и все оттенки, которыми окрашивалась идея, едино–сущия. Но я могу избавить себя от этого труда, сославшись на «Истории догматических споров»[2][53].
Как известно, ни светская языческая письменность, ни письменность церковная до–никейская не знали различия между словами ;;;;; и ;;;;;;;;;, впоследствии рассматривавшимися как termini technici; в философском словоупотреблении ;;;;; безусловно приравнивалось к ;;;;;;;;;. Так было даже еще в V в. по Р. X. Есть все основания думать, что и отцы Первого вселенского собора принимали слова «ипостась» и «сущность» в качестве равнозначащих и совсем не имели в виду того различия между ними, которое было внесено позднейшею мыслию. Св. Афанасий Великий употребляет их как равнозначащие и, даже спустя 35 лет после Никейского собора, он решительно утверждает в одном из посланий, что «ипостась есть сущность и не иное что обозначает, как самое существо». На одной почве с Афанасием стояло старое поколение никейцев[3][54]. А в конце IV–гo века бл. Иероним, в послании к папе Дамазу, определенно говорит, что «школа светских наук не знает иного значения слова ипостась, как только сущность (usian)»[4][55]. Но известно также, что в позднейшем богословии тот и другой термин стали различаемы».
Полемика, которую Иероним вел с Руфином и другими учеными и неучеными врагами, отличалась иногда страстностью, запальчивостью; гордый и самолюбивый, Иероним знал, по-мирски, себе цену и был чужд монашеского смирения. Все это, в связи с любовью его к языческим классикам, не давало ему, в глазах восточных людей, репутации святости"
Вот такую яркую и полную тревог и испытаний жизнь прожил св. Иероним! Православную же версию биографии св. Иеронима я не привожу .чтобы не уподобится мудрости изложенной в пословице "ложка дегтя портит бочку меда"!
А теперь перейдем к литературному наследию св. Иеронима
Главные работы Иеронима — латинский перевод Ветхого завета, сделанный на основе Септуагинты (с древнегреческого языка) и еврейского текста Ветхого Завета (кроме книг, изначально написанных на арамейском и древнегреческом), и редакция латинской версии Нового завета (лат. Itala или лат. Vetus Latina), получившие впоследствии название Вульгата (лат. Vulgata), а также исторический труд «О знаменитых мужах» (лат. De viris illustribus).
Сохранилось так же и другое его историческое произведение — «Хроника», в которой он излагает события всемирной истории начиная с «сотворения мира», основываясь на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. Наследие Иеронима также составляют более 120 его писем. С русскими переводами сочинения св. Иеронима можно самостоятельно познакомится вот на этом сайте:
http://prav-book.ru/books/view/193----
ПРОРОЧЕСТВА СВ. ИЕРОНИМА
А вот с пророчествами у св. Иеронима вышел для вас уважаемые читатели полный "облом".
Ну не занимался Св. Иероним такими вещами как "предвидение будущего"!
У него и без этих хлопот было очень много жизненных проблем в его реальной жизни!!!
И ему явно было не до будущего, тем более, что он считал, что "нашей будущее в руках Бога"!!!
Свидетельство о публикации №216103001724