1. Войсковая часть 63819, посёлок Сафоново-1

«Приказ № 28».

Что за наваждение такое,
Я всё повторяю адрес твой,
Бологое, Бологое, Бологое,
Это между Ленинградом и Москвой.
(ВИА «Весёлые ребята»)

Точно также, но только между Мурманском и Североморском находятся посёлки Сафоново и Сафоново-1. Названы они в честь Бориса Феоктистовича Сафонова (26.08.1915 – 30.05.1942), дважды Героя Советского Союза. Будучи подполковником, командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка ВВС СФ, он вылетел на американском Kittyhawk во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску.

Во время боя с превосходящими силами противника звено распалось, и Сафонов остался в одиночестве. Он передал по радио, что сбил три бомбардировщика Ю-88, после чего связь с ним оборвалась. Точная причина его гибели неизвестна. Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 26 вражеских самолётов и 5 в группе. Следует отметить, что представление к вторичному присвоению звания Героя Советского Союза было отослано ещё до смерти Сафонова. Это исключительное событие произошло впервые в ходе Великой Отечественной войны.

Читая биографию этого удивительного человека, невольно проникаешься чувством глубокого уважения к этому героическому лётчику, а сознание, вопреки всему, рисует портрет бывалого и убелённого сединами воина (подполковник, дважды Герой Советского Союза). Парадокс заключается в том, что Борис Сафонов погиб на 27 году жизни. Поэтому я очень благодарен судьбе, что проходил службу в посёлке Сафоново-1 с аэродрома которого отправился на выполнение своего крайнего (в авиации не говорят последнего) боевого задания Борис Феоктистович Сафонов. Там же у меня родился сын.

В девяностых годах российскую армию подмывала волна сокращений. Оно и понятно – Советский Союз распался и Российской Федерации пришлось переосмыслить численность Вооружённых Сил. Мой лейтенантский старт продлился всего 15 месяцев, после чего моя должность командира взвода была сокращена! Распрощавшись с Севороморском-3, поменял свою дислокацию на Сафоново-1, где в должности начальника автомобильной службы отдельного инженерно-аэродромного батальона мне пришлось участвовать в его ликвидации в конце 1997 года!

До этого печального события ещё оставалось три года. Приняв дела и должность, я получил в своё распоряжение Руководство по единым типовым требованиям к паркам. Этот колоссальный труд был утверждён приказом Министра обороны РФ от 05.06.1992 г. № 28 и «активно» внедрялся в воинские части. Слово «активно» выделено кавычками потому что на практике всегда находились более важные дела, и отцы-командиры постоянно отмахивались от проблем автопарка, как от назойливых мух. Приступить именно к активному воплощению «единых типовых требований» мне удалось после одного забавного случая.

Однажды на вечернем подведении итогов командир сказал, что рад мне помочь, но срочно уезжает! Оказалось, что я самостоятельно должен был принять комиссию в составе грозного полковника Зыкова, начальника автомобильной и электрогазовой службы Морской авиации Северного флота. Комиссии всегда вызывали у военнослужащих особенный трепет. Проверяющие в образе охотников, а проверяемые – их жертвы (такие вот ролевые игры). Меня всегда искренне удивляло, что за этим действом забывалась одна очень важная вещь. Комиссия должна не только наказывать, но и оказывать методическую помощь!

Виктор Михайлович на вид оказался действительно грозным. Моя просьба остаться с ним наедине очень удивила полковника. Конечно, встреча «дорогих гостей» всегда проводилась с хлебом и солью, но, чтобы сразу уединяться? Что подумают остальные члены комиссии? Однако он не смог сдержать улыбки, когда я объяснил, что ночами вместе с женой мы рисуем схемы парка и она не обращает на меня никакого внимания (ночью), так как вышивает ещё и шторки!

Далее с большим выражением я зачитал: «Содержащиеся в Руководстве требования и рекомендации по оборудованию новых и развитию существующих постоянных парков воинских частей следует применять ТВОРЧЕСКИ, с учетом конкретного вида Вооруженных Сил, рода войск и специальных войск, специфики конструкции и эксплуатации вооружения и военной техники, района дислокации воинской части». Затем объяснил, что даже с творческим подходом мне необходимо две недели, так как вся документация парка требует переработки.

Зыков вручил мне свою шпаргалку – перечень проверяемых вопросов, сказав:
- Через десять дней вернёшь! И запомни – поблажек тогда уже не будет!

Приехавший к обеду командир был очень удивлён, что никакого разгромного акта не было. И, конечно же, я доложил ему, что все силы необходимо бросить на наш автопарк, иначе через 10 дней его закроют! В фильме про Ивана Васильевича звучал приказ: «Танцуют все!», тоже самое было у нас. К проверке готовились дружно, а как сделать лучше спрашивали у меня. Поневоле я превратился в знатока «единых требований». Что только ни делали проверяющие, но придраться было не к чему. Творческий подход был виден во всём!

Пульт управления, имеющий устройства контроля и отображения состояния и местонахождения ВВТ? Пожалуйста! Доски документации неправильной формы? Вот линеечка, измерьте: 1400 мм на 1200 мм, и за шторками тот же размерчик! Инструкции дежурному по парку при пролёте иностранных спутников нет ни у кого на Северном флоте? Что Вы говорите! Пожалуйста! Где взял не скажу, военная тайна!

Дело в том, что в конце 90-х воинские части были обеспечены только печатными машинками. Речи о каких-либо компьютерных технологиях не было и в помине. Если бы тогда начальнику секретной части показали бы карту местности на личном смартфоне со всеми подробностями, то его «Кондратий хватил» бы моментально! Именно своей прогрессивностью «приказ № 28» вызывал недоумение у окружающих. Шторки на доске документации дежурного по парку укрывали от космоса схему парка и план вывода техники по тревоге! При пролёте иностранных спутников дежурный по парку должен был знать свои действия! Смешно? Наивно? Может быть, но только военные автомобилисты уже тогда смотрели в будущее!

Наш автопарк не закрыли. Мелкие недостатки на общую картину не влияли, мой командир был доволен. Хмуриться он начал тогда, когда приказами вышестоящего командования меня забирали в командировки в составе сборных комиссий по проверке автослужбы воинских частей Морской авиации Северного флота. Требования к паркам должны быть едиными, а кто окажет методическую помощь в этом вопросе?

На проверку я обязательно брал с собой рулетку и придуманную мной схему оповещения при пролёте иностранных спутников. На меня шипели, рычали и жаловались:
- Этот борзый «старлей» измеряет стенды и спрашивает про иностранные спутники, он что, совсем рехнулся?
Председатель комиссии на такие выпады мило улыбался и, ставя в тупик проверяемого, спрашивал:
- Как? Вы не знаете требования Руководства, утверждённого 28-м приказом?

Таковы были события века ушедшего. В двадцать первом веке можно виртуально облететь планету Земля, да и «слетать» на Луну и другие планеты тоже не проблема. Увидев аэродром Сафоново-1 из космоса, я обнаружил там полное отсутствие жизни. Видеоролики местных сталкеров подтвердили моё предположение. Разбитые железобетонные ПАГ-18, металлические К-1Д молчаливо хранят память о прежней ВПП. Когда-то здесь летал Борис Сафонов, когда-то здесь снимали фильм «Торпедоносцы», когда-то…

Где-то в развалинах инжбата можно определить казармы, хранящие тайны живших там матросов. Фундамент штаба хранит свои военные тайны, также, как и матросская столовая с картиной плывущих кораблей.

Также, как и склады с некогда хранимыми там уродливыми женскими туфлями и розовыми панталонами с начёсом – вещевым имуществом неприкосновенного запаса женщин-военнослужащих.

Также, как и мастерская по ремонту обуви с рабочим местом обувщика по ремонту обуви 2 разряда.

Также, как и помещение дежурного по парку с пультом управления, имеющим устройства контроля и отображения состояния и местонахождения ВВТ.

Всё это, да и многое другое, хранит память о былом, о прошедшем. Вечен только ручей! Просыпаясь весной от заполярной ночи, он, сначала не спеша, а потом всё громче и громче щебечет песню жизни и несёт свои «грязные» воды в Кольский залив. Его песня утешает и говорит всем нам:
- Люди, не отчаивайтесь! Жизнь прекрасна! Память – вечна!


30.10.2016., День работников автомобильного транспорта, широко отмечаемый и Военными автомобилистами до 1999 года. Ежегодно 29 мая ВС РФ отмечают День военного автомобилиста, учрежденный приказом Министра обороны РФ № 100 от 24.02.2000 г.

Примечание: «борзый старлей» на фотографии стоит во втором ряду слева, пристально изучая фотографа на предмет иностранного шпионажа. Место действия: посёлок Сафоново-1 в День Военно-Морского Флота России 30 июля 1995 года.


Рецензии