Эмиль Лотяну -неповторимый романтик мирового кино

Эмиль Лотяну(6.11.36-18.4.2003) Мажорная элегия

Осенних лесов так тревожны звуки.Прислушайтесь, как шумят леса!
Шумят лесные дубы да буки - у них человеческие голоса.
Падают листья всё чаще, чаще. Уже недолго ждать им конца.
Всё тише в листьях, горящих в чаще стучат мятежные их сердца.

Осенних листьев печальна горькость,но пусть их шелест и слаб и тих -
Но дышит гордость и непокорность в этом тихом шелесте их.
Не умиранье, не угасанье! В пояс кланяюсь деревам,
И, ощущая ваше касанье, листья низко кланяюсь вам.

Вы изранены, вы избиты, но при этом горите так,
Как знамя, вынесенное из битвы, как флаг, вернувшийся из атак.
Падают листья с ветвей поникших, и этот шелест прощальный тих-
Словно реквием о погибших, о неумерших, о живых.
(Эмиль Лотяну "Двойная спираль" Мажорная элегия, перевёл Юрий Левитанский)1976

Москва. Лето 79го. Лотяну провёл  меня на премьеру “Сталкера” в Доме Кино через конную милицию,  сам не пошёл, сказав, что фильм  уже видел. Договорились - встретимся позже. Когда я после просмотра пришла в кинотеатр “Россия” на “Репетицию оркестра” Феллини, Эмиль сидел рядом со  сценаристом Иосифом Прутом. Смотрят на меня: Ну как? Отвечаю : Прекрасно! И сажусь рядом.
 
В личном плане  у нас дружба, Он скорпион, я Овн, в его игры не играю. Но эта реплика окончательно сняла его вовлечённость в наши отношения. Это была проверка на дорогах жизни. По логике его жизни я эту проверку не выдержала.
 
Смысл разногласий   с Тарковским был нешуточный. Лотяну: Я снимаю для миллионов,  Тарковский – для эстетов. Но каждый мечтал о славе и знал себе цену. Их судьбы шли   разнопланово, в разных плоскостях. Эмиль в руководстве Союзом и в любимцах Сизова, Андрей в нищете и неоплаченных простоях по пять лет между съёмками.
 
Тарковским восхищался Запад и награждал высокими призами, наши  умучивали его требованием поправок, на которые он не шёл, за бугор  не выпускали, доили валюту с его картин, но дали квартиру ближе к его решению уехать в Италию на съёмки. Шукшина незадолго до смерти тоже порадовали квартирой, стали выпускать за кордон. Он говорил: « Что вы меня своей добротой всё обмять хотите?»Но стал потихоньку обминаться. Лотяну и до женитьбы и после рождения сына жил  около Мосфильма в однушке.  Уйдя от Эмиля с двумя  сыновьями  Эмилем и Платоном, Галя Беляева какое-то время искала пристанище. Помог театр им. Маяковского, где она работала.
 
Эмиль и дома почитаем, и мир объездил  за престижными наградами.
С 30ти оба приступили к съёмкам. Эмиль: «Ждите нас на рассвете» (единственный по сценарию Иосифа Прута, остальные –по своим), Красные поляны, Лаутары, Табор, Ласковый зверь, Анна Павлова… пока не споткнулся  о время.
 
Последний фильм о Павловой  был спорным, это был уже отход режиссёра от своего неповторимого стиля и темы. Время подошло к 5му съезду кинематографистов, когда заждавшиеся своей реализации и не выезжавшие вытесняли успешных и выезжавших. Лотяну списали надолго, как оказалось, навсегда. Умер он неожиданно для семьи и друзей от  нелеченого рака, - в болезни не признавался  себе и никому,  но теперь пишут, что погиб от душевной гангрены почти двадцатилетнего простоя. В 2003м.
 
Загубили или так карта судьбы легла – об этом я пишу в своих размышлениях и воспоминаниях.
За  два месяца до его кончины, как позже выяснилось, я была приглашена Марком Волоцким на 25летие “Зверя” в кинотеатре “Художественный” на пл.Маяковского. Присутствовали основные участники картины:
Кирилл Лавров, Анатолий Петрицкий -оператор картины,ранее снимавший "Войну и мир", прославившийся своим вальсом Евгений Дога и две актрисы-жены – Светлана Тома и Галина Беляева.

Галя  42х лет в коричневом костюме сидела в ряду создателей фильма на подиуме, строгая, закрытая. В коротком слове не назвала своего бывшего мужа и прославившего её режиссёра ни разу по имени. Все ждали Лотяну , директор кинотеатра всё выбегал и сообщал, что вот-вот он должен приехать. Заполняя затянувшуюся паузу, Светлана Тома в эмоциональном страстном монологе бросала в зал упрёки, (будто кто  из собравшихся пенсионеров в том повинен), что нельзя так скромно и убого отмечать юбилей картины великого режиссёра.

Лотяну не приехал. Начался просмотр.
В зале во время затянувшегося ожидания я писала ему письмо на своей книжке поэзии и прозы, которую собиралась подарить, передав через Волоцкого.
Мы не виделись почти двадцать лет. Он не знал меня под псевдонимом, не слышал по радио  моих стихов,  песен,радиорассказов. Может быть, и слышал, узнал голос? Тем более, что  часто меня представляли как “москвичку из Италии”. В 90м что-то всколыхнулось во мне – я написала, находясь дома в  Генуе, ему письмо, но куда отправить? Говорили, что он живёт в Молдавии.

Марк, морочивший голову всю жизнь себе и друзьям, свой ненаписанный сценарий(лишь конспект и то не им нанесённый на бумагу,) хотел предложить для постановки Лотяну. Осчастливить, так сказать. И я, не вдумываясь в эту бредятину, просила его передать другу свою книжку, а в ней письмо, телефон и адрес. Это было в двадцатых числах февраля 03 года перед нашим с сыном привычным отъездом в Италию.Это было в конце февраля.
 
Там я узнала, что 18 апреля Эмиль Лотяну умер. А позже прочитала, что после 20 лет почти полного небытия в кино, он нашёл спонсора для новой картины “Яр” –вернулся к цыганской теме –любовь  князя Голицына к юной цыганке.
 
Уже нашёл исполнительницу – 15летнюю Петру Фальчикову  из Словакии.
Прошла жизнь, ему 66, в голове новая любовь, мечта, что девочка полюбит  его, как ранее и на всю жизнь юная Светлана, как Галя, родившая ему единственного сына.
 
Я была растревожена его смертью, вспомнила его  увлечение мной в феврале 75 года, которое вскоре переросло в дружбу. Наше общение длилось до лета 79 года. Тогда при первой встрече в ресторане “Украина” в присутствии Тенгиза Абуладзе, который организовал  ужин в мою честь, Эмиль влюбился в меня, забыв о пришедшей с ним  спутнице болгарке, а Тенгиз только смущённо улыбался – тут страсть горит, этому можно.

За соседним столиком сидел Куросава, Тенгиз встал и подошёл его поприветствовать. Мы группой расположились за большим столом в компании грузинских студентов, гостей режиссёра, которым я в грузинском представительстве в Москве переводила итальянскую киноклассику. После ужина, уже без студентов, поехали пить кофе и слушать музыку  на квартиру сына Михаила Калатозова.
Провожали меня в машине до дома сын Тенгиза с другом. Эмиль растерянно и грустно смотрел мне вслед.

Тогда я почти ничего не знала о новом знакомом, не видела двух его прославивших первых фильмов,  “Табор” он снимал чуть позже летом 75го. Лотяну меня называл “космическая Людмила”, доверял моим астрологическим советам. Сказал, что родился в 2 часа ночи 6.11.36. В 77м летом я уехала в Италию по замужеству. Перед отъездом мы встретились случайно, выходя после спектакля  “Вишнёвый сад” на Таганке.

Эмиль подарил мне зелёную книжечку в бумажной обложке “Двойная спираль” Кишинёв –его стихи в переводе  на русский язык. Хорошие переводы Козловского .Завораживали их ритмика и напев.
Иду к тебе, как лес забытых слов,
Иду, тревожа времена глухие,
Касание губ твоих, как ностальгия,
Любимая из будущих веков…
 
В 2003м после юбилейной встречи с участниками съёмок я посмотрела планеты и поняла, что не сможет Эмиль пересилить судьбу, не поднимется. Всё длилось ярко 12 лет и кончилось к середине 80х.
 
Если к разгадке судьбы подключить анализ планет, то в характере режиссёра просматриваются: яркий талант, темперамент, поэзия, свободолюбие, идеализм, неукротимость в достижении признания и славы, непредсказуемость, вера в своё предназначение, благородство. Не без скорпионьих прибамбасов, которые они подключают в любовной игре – слабонервных просят это учесть.
 Весь в открытости страстей, в захваченности успехом большой игры,  которая называется жизнь, где чувства побеждают разум.
 
Прорыв к своему неповторимому пути в кинорежиссуре(его место романтика в кинематографе ещё никем не занято):Красные поляны, Лаутары, Табор уходит в небо, Мой ласковый и нежный зверь…В чеховской интерпретации мне видится некоторая придуманность персонажей и текста сценария. Но родная речь(Эмиль родом из Бессарабии, говорил на румынском, молдавском, французском), самобытные актёры, его команда, вели  его за собой,  в Нежном звере(кстати, в названии фильма он зашифровал свой образ) он придумывал им роли, подстраивая к ним  чеховский первоисточник “Драма на охоте”.
 
Тут вмешивается сюжет его жизни, тоже прочитываемый в натальной карте и  характере. В первых кинокартинах встреча с женщиной его судьбы - 17ти летней Светланой Тома. А в 77м году в возрасте 40 лет  с   юной балериной Галей Беляевой, рождение сына и счастье семейной жизни.  Было оно ярким и недолгим.
Всё сошлось – любовь и творчество, но здесь уже зёрна будущих  проблем. Он сделал из Гали звезду.
 
В своей теме   ярких страстей, молдавского и  цыганского фольклора, он был неповторим. Объездил со Светланой и “Табором” полсвета, считал себя   и правомерно в первой пятёрке  режиссёров Мосфильма.

Стал тянуться к европейским масштабам, нашёл  поддержку Мосфильма  и западных продюсеров. Советовался со мной о съёмках в Италии фильма о княжне Таракановой. Но потом  стал писать  другой сценарий для  своей Гали по Чеховской “Драме на охоте”. Затем покусился на толкование образа святая святых балетного мира - Анны Павловой, которую станцевала и сыграла молодая балерина его жена, а на общих планах солистка Мариинки Валентина Ганнибалова. 

Съёмки оператора Княжинского на высшем уровне, актёры первого плана – С.Шакуров, Вс.Ларионов, но для посвящённых в историю балета всё это казалось приблизительно, - диалоги и отношения персонажей. Русский Голливуд. Успех картины в стране был внушительным, в Оксфорде премия за лучший иностранный фильм. Дома  неприятие балетным миром. А Галя была хороша, профессионально танцевала порученные ей балетные вкрапления.Как снимать фильм  об  Анне Павловой до сих пор никто не знает.
 
По прошествии 25 лет полный 5 серийный вариант показывают как классику Мосфильма.
Нежное,  необычайное лицо актрисы, её фигурка в туалетах  начала века в  светописи оператора Княжинского завораживают.

Посмотришь сейчас на оригинал – саму Павлову в мелькании сохранившихся кадров, только и остаётся, что грустно верить легенде. Браться за такую тему было опасно.
Дублирует главную роль актриса Елена Проклова. Балетная девочка не дотягивала до драмы. Потом училась  и стала  актрисой театра Маяковского. Лотяну с критикой  по существу картины ещё не сталкивался, привык к триумфам. Но это  уже были  годы  Сатурна в созвездии Скорпиона –уход  в себя, в поэзию, преподавание. Мучительно разводился с Галей.
 
Тут подоспел 5й съезд кинематографистов,  заголосила перестройка причитаниями увязших в своих вечных проблемах и склочничестве киношников. Они этих классиков Мосфильма  с тугими кошельками постановочных, шастающих по Парижам и далее везде – не принимали.Раздолбали  их на съезде,   из правления выкинули. В эту связку попал Эмиль Лотяну.  Везение кончилось раз и навсегда.
 
Победители сели  рулить сами. Актёры кричали об оплате их труда по тарифам западных студий – получалось внушительно. По высокому разряду идут качественные страшилки -  чтобы от проникновения в образ актёры  сами  находились на грани безумия, а от крови на экране и напряга волосы дыбом вставали у зрителя.
 
Настало время нового председателя Союза кинематографистов Элема Климова. Его жена талантливая Лариса Шепитько погибла летом 79го в автокатастрофе на съёмках нового фильма Прощание с Матёрой", успев триумфально поездить со своей картиной “Восхождение”, удивляя Запад мощью трагического постижения русского характера. Климов всё ждал, когда же она о нём вспомнит .Из дома ушёл. Она его вернула.
 
В 85м избрали Элема Климова  председателем Союза кинематографистов. Теперь он свой фильм “Иди и смотри” стал по миру возить и закончил начатую женой картину “Прощание с Матёрой”. Это было Прощанием с любимой женой, с миром кино. На этом рубеже  Эмиля Лотяну  не переизбрали в Правлениея СК, а новый Председатель через два года в 87м сам добровольно покинул свой пост.
 
Перестроив старую систему, Климов ужаснулся  бедам, настигшим коллег на новом этапе. Всё обрушилось, раздробилось на осколки. Кому-то из новых повезло своё слово сказать, другие – просто нажились на банковских ссудах и завели особняки. Климов ушёл в молчание, в  стихи о незабвенной жене. Ушёл из кино и  по истечении своих сроков – из жизни.
 
Лотяну и Климов умерли в один год – 2003м.
 
 
Я ВСПОМИНАЮ ЭМИЛЯ ЛОТЯНУ
 
Эмиль Лотяну - самый поэтический режиссёр советского кино .Его место ещё никем не занято. Судьба подарила ему 12 лет славы. Я встретила его на середине  этого пути -  в феврале 75го он уже создал “Лаутары”  и приступил к съёмкам “Табора”. Четыре года общения,  нашей дружбы. Затем после 79го года  мы отдалились географически, потеряли связь – его женитьба на Гале Беляевой и рождение сына. Моё замужество в конце 76го, отъезд в Италию, рождение сына.
 
Что его тогда привлекло при знакомстве со мной? Я была на пике своего профессионального успеха как переводчица-синхронист, в 36 выглядела моложе. В  начале февраля 75го  была приглашена на ужин в гостинице “Украина” знаменитым  режиссёром Тенгизом Абуладзе.  Он ко мне присматривался,  был затронут в чувствах.

В грузинском представительстве я перевела почти всю итальянскую киноклассику его курсу. Среди его учеников за столом  была единственной женщиной. Сейчас по прошествии жизни о себе  в то время можно сказать - была притягательной, умной, красивой. Лотяну тоже оказался в зале ресторана с молодой полноватой болгаркой. Подойдя к нашему большому столу, они были любезно приглашены Тенгизом к застолью. Эмиль зажёгся моментально, поверив выбору эстета,  явно переключил всё внимание  на меня, а затем продолжил свой натиск  на квартире сына Михаила  Калатозова, куда мы приехали выпить кофе и послушать музыку.  Лотяну уже не обращал внимания ни на свою спутницу, ни на гостей, это был какой-то павлиний танец с нескрываемой подоплёкой. Тенгиз добродушно посмеивался (этому сумасшедшему всё можно), я села рядом с погрустневшей болгаркой и держала её руку в своей. Провожали меня  в машине до дома  сын Тенгиза с другом. Я позвонила  Эмилю полтора месяца спустя.
 
Сумасшедшая в своих страстях, но не показно, в общении я была тактичной, сдержанной,  и этим притягивала  страстного румына. Западник, говоривший на европейских языках, высоко ценил стилистику моих переводов картин.Тенгиз Абуладзе попросил меня для него одного второй раз перевести “Амаркорд” Феллини. Первый раз картина была на английском(только в середине сеанса студенты поняли это, я и сама не знала о “подвохе”), второй раз – с итальянского.
 
Мои знания астрологии(тогда это было редкостью и первые свои уроки Паша Глоба , познакомившись со мной в конце 76го, взял у меня) интересовали Эмиля. Сказал, что родился в 2 часа ночи 6.11.36. (Овн Тарковский тоже родился в 2 часа ночи).Эмиль называл меня “космической Людмилой”. Космос, поэзия. В его фильме “Лучаферул” звёздный человек спускается с неба по нитке света. Во мне поэзия проснулась годы спустя, открывшись в положенные натальной картой сроки.
 
Наши астральные циклы не совпадали. Мне, познавшей  уроки  трёхлетнего романа с Михаилом Лавровским, увлечение вторым Скорпионом из мира искусства было противопоказано. Наши  отношения  с подачи  нового поклонника были красивыми  и переросли в дружбу.
 
Продолжу анализ натальной карты Лотяну: символические совмещения планет(один градус-один год) в гармонии  его основного узла в Стрельце:
Венера, Юпитер, Точка Счастья, Лунный узел    поочерёдно высвечивались Солнцем в 13м королевском градусе Скорпиона и пришлись на Лаутары, Светлану, Табор, Зверя, женитьбу на Гале и рождение сына. Возрастной период 34 -46 лет, 1970 -1983. Это была пора везения и реализации, пора его славы и разделённой любви.
 
Иначе ведёт себя Марс в символическом совмещении градус-год с Солнцем рождения в 48лет  в 1983-4м : бурный разрыв с женой, распри с руководством кино, начало
 “двадцати лет без права переписки”. И далее негативно и долго шли совмещения Сатурна и Урана с его основным узлом в Стрельце, вплоть до 88 года, отягощённые прохождением негативных планет на небе по его больным узлам карты рождения.
 
Последующее десятилетие 90х, когда он переехал в Молдавию, не было таким жёстким и разрушительным, но масштабы( отдалённость Молдавии от Центра, отсутствие кинопроката и поддержки нового руководства) были эфемерны, несравнимо ниже его былой славы и возможностей. Тарковский в 54 ушёл из жизни от  болезни, вызванной разрушительными совмещениями планет,   катастрофой своих борений с руководством кино. Его поддержали  на Западе. Но и  там он не был уверен в своём будущем. В Европе тоже было всё неустойчиво – премии получал не самые высшие,  как ему хотелось, осмелюсь пошутить  :“Дайте пальмовую ветвь, а то помру”.
 
Лотяну с его авторским неповторимым стилем был мыслим в рамках  классики, большого стиля Мосфильма. Все годы  после “Анны Павловой” и развода с Галей Беляевой в течение 20летнего простоя перебивался редкими заработками: документальными фильмами, режиссурой на телевидении, преподавал студентам на режиссёрских курсах. Всполохи надежды вернуться в Большое кино сменялись отчаянием. А изменить уже ничего нельзя, когда у человека по рождению Меркурий в соединении с Лилит в 4-6гр. Скорпиона и в оппозиции с Ураном в 6гр. Быка.
 
Здесь и гениальные озарения и непоправимые злые вспышки темперамента  на разрыв с сильными,  твёрдо стоящими на своих постах коварными врагами. А в мире кино соперничество  по поводу кто гениальнее( а таковым себя считает увы! почти каждый второй, кто-то отстаивает своё место в иерархии, другой просто трудится за кусок хлеба) в порядке вещей. У Эмиля  порой  не было куска хлеба, а он был родоначальником молдавского кино. Его “Табор” был продан в 112 стран мира, принёс стране огромные деньги, но и во времена везения режиссёр жил в однокомнатной квартире, и даже в первые годы с женой и сыном( в дальнейшем не знаю).
 
Если в советское время  за малейшие упущения или по наговору на человеке ставили клеймо невыездного, смещали на обочину, годами умучивали простоями, то сейчас, в условиях демократии, выживай как хочешь, живи где хочешь, находи спонсоров, а ты миллионы клянчишь  у государства, скандалишь. В годы успеха он умел находить общий язык с Сизовым, договаривался с немецкой фирмой о Кодаке, получив в дар на картину “Мой ласковый и нежный зверь” – 20тыс. метров, не через отдел труда Мосфильма с лимитом в 5 тыс. и мог снимать дубли сколько хотел(свидетельство оператора Анатолия Петрицкого).
 
После 5го съезда на свою Голгофу поднимался и вновь избранный в руководство кино Элем Климов. Он предчувствовал свою судьбу и в день избрания написал:”Сегодня меня переехал поезд”. Избирали  его на  съезде под гром аплодисментов, а  через два года ушёл сам в 87м сначала из руководства,  потом из кино и после нескольких лет отшельничества - из жизни,  как и Лотяну, в 2003м году.
 
Судьбой Эмилю были отпущены годы для поэзии, осмысления жизни, воспитания сына, подготовки поколения молодых режиссёров - он так и жил. Но продолжал прислушиваться к мобильнику  - вот-вот позвонят и предложат снять Большое кино. Проекты и написанные сценарии были о самом главном в русском искусстве –Пушкин в Бессарабии, Хаджи- Мурат Льва Толстого…
 
Темперамент, эмоции, талант - его хватило бы на десятерых, - свою избыточную энергетику он переливал в тех, кого любил, и они вместе создавали  в годы его славы шедевры. Были и всплески раздражения, когда Скорпион больно жалил  себя и жертву. Умучивал своих избранниц, Светлану и Галю, на съёмках.
 
Эти эскапады в пику общепризнанным нормам, которые обычно скрывают, а с ним это происходило на виду, случаются при прохождении Марса по натальному узлу Меркурия  и Венеры и  при других  негативных сцеплениях планет. Звёзды звёздами, но ведь и приличия надо соблюдать, иначе устанет жена и попробует защитника найти, вырвется в другую любовь.
 
Уже завоёвана Светлана Тома, женщина его судьбы, но через три года спасается замужеством, не выдерживает. Любовь не уходит совсем, по Солнцу  в 13гр Королевском Скорпиона, Луна во Льве - Эмиль благороден. Она пробыла замужем два года, родила дочь. После гибели её молодого мужа Лотяну возвращает её на все последующие фильмы , делает звездой, дружен и предан, нежен с  её дочкой.
Светлана: мы проросли друг в друга, я стала выше ревности.

А вот Гале Беляевой это не удалось. Молодые и талантливые актрисы Света(24.5.47) и Галя(26.4.61)  сами не несли в себе твёрдости в связке со Скорпионом (а кому это по силам?).
Их звёздный расклад не был сильным. Он был Пигмалионом, сотворившим Галатею, сделавший из провинциальных красавиц звёзд, и своим звёздным везением в годы триумфа щедро с ними поделился.
 
С ним они объездили весь мир не как туристки, а триумфально, как победители, в центре внимания кинофестивалей.
У красавиц его выбора, если охватить взглядом,  карты рождения  прочерчены красными нитями планетных сочетаний. Они были рождены, чтобы любить его и страдать, и только годы спустя вырулили к спокойной семейной жизни.

Что после страстей с  незабываемым, непредсказуемым  Эмилем не покажется  желанным отдыхом? Но не для всех в любви он был испытанием.  Я восприняла его увлечение  мной сначала как каприз, понимала его и ценила талант, творчески общалась,  и надолго потеряла его из виду  вплоть до (случайного ли?) просмотра  картины и предчувствий накануне его смерти.

Я не следила пристально за его судьбой, да и знания в звёздной науке копила постепенно, в те годы он мне доверял и советовался по этой тематике.

Лотяну резко выступал против тех, “кто не умеет снимать кино”, высказался на съезде, наплодил врагов. Перестройка вымыла спонсоров поэтичского кино(да и ранее они ориентировались на выбор Мосфильма).Свой путь на Голгофе страданий прошли Тарковский и Климов. Позиция Лотяну была  принципиальна – они снимают для эстетов, а я  для миллионов. В июле 79го Эмиль провёл меня через барьеры конной милиции на премьеру “Сталкера” в Доме кино, и на его вопрос: Ну как ? я ответила: Прекрасно!  Замкнулся, помрачнел лицом. Я и не думала лукавить. А для него мой ответ был неприемлем. После этого вскоре мы  отдалились не только географически. Инициатива встреч была всегда его, но порой были и случайные встречи на кино и театральных площадках. Хотя случайных встреч не бывает.
 
Эмиль Лотяну
 
Иду к тебе, как лес забытых слов,
Иду, тревожа времена глухие,
Касанье губ твоих, как ностальгия,
Любимая из будущих веков.
 
За гранью смерти из страниц тревожных,
Как уголёк, теплящийся в золе,
Мой глаз оставлен в книге. Он заложник
Тех, что недавно жили на земле...
 
Любимая их будущих веков,
Твой предок, смысл любви и смерти взвесив,
Глядит , преступно добр и весел,
Идёт к тебе, как лес забытых слов...
 
“Двойная спираль”1976, Кишинев. Сборник Эмиль подарил мне перед моим отъездом в Италию в 77м с надписью : Космической Людмиле с любовью и преданностью.
 
Его письмо, присланное вместе с фотографией со съёмок фильма “Мой ласковый и нежный зверь” :
Дорогой и славный друг !
Был очень рад твоей весточке и ещё более рад, что всё у тебя складывается хорошо.
Я весь был в работе по уши - съёмки перевалили за половину - идёт лихая и напряжённая пора. Возможно в феврале я закончу фильм и возьмусь основательно за отдых - хочу поездить, посмотреть мир и потом снова за штурвал камеры !Актёры у меня отличные. Есть, на мой взгляд, уникальное открытие - это героиня, не актриса,17 лет - очень радует талантом и сильным нутром. Галя Беляева. В конце зимы, если приедешь, покажу фильм. Скоро в Италии пойдёт “Табор уходит в небо”, а до этого я получил хорошую прессу по “Лаутарам”.Когда переводили статьи, всё время вспоминал тебя - вот кто это сделал бы отлично и с тонким вкусом ! Людмила ! Желаю тебе самое хорошее ! До встречи ! Ура !Эмиль Лотяну 1978
 
 
Дорогой Эмиль,
В этот приезд в Москву на Новый год я пыталась позвонить тебе на Мосфильм, узнав, что ты приступаешь к съёмкам новой картины.
Поводом к письму стал сон : ты разыскал меня, назначив встречу на московском вокзале. Мы обнялись  так сильно, нежно - и я проснулась, вспомнив многое, совершив путешествие во времени в тот февраль 15 лет назад. Тогда  мы познакомились. Я вот уже 8 лет с сыном Мишей живу в Генуе. Работаю техническим переводчиком - Италия строит в Союзе заводы. В Москве бываю на Рождество и летом. Мой адрес и телефон тот  же. Ты вернулся к своим истокам в родной Кишинёв, к своей юности.    Люда 2.2.90
 
15 мая 1990 года пришли  мои стихи, песни. Прорыв к творчеству.  Он длится. Эмиль об этом не знал. Людмила Корина ему не знакома.
После съезда кинематографистов в 85м Лотяну и всё руководство переизбрали. Закончился его яркий, значительный многолетний период творчества.
Зенит лета 1979го - премьера “Сталкера”Андрея Тарковского в Доме кино. Элегантный Эмиль проводит меня сквозь толпу и наряд конной милиции. Говорит :”Ты посмотри, а я уже фильм видел. Андрей делает кино для избранных, а я для миллионов”. Увидимся на “Репетиции оркестра”Феллини в кинотеатре “Россия”, следом за этим просмотром. С ним сценарист Прут. Подхожу, сажусь рядом.”Ну как ?” - спрашивает старик. “Прекрасно”.Их внимательные молчаливые лица. От  меня ждали другого ответа.
 
Раффаелло Майелло, итальянский режиссёр и мой друг,  при встрече в Риме восхищённо воскликнул, когда я спросила, знает ли он творчество Лотяну. “Лаутары !” “Табор !”Зачем же тогда ярко талантливый Эмиль был уязвлён моим ответом  об Андрее ?Тогда же в 79м Эмиль пришёл ко мне на итальянскую выставку в Сокольники.
 
Для Лотяну стилистические расхождения с  режиссёрами  иного мироощущения были существенны. Разве ему было мало фестивалей, восторженных зрителей его картин во всём мире? Он был открыт страстям, его радость заряжала, а другие, вернее другой – Тарковский шел от внутренней углублённости в себя в муках прозрения будущих бед, искал точки соприкосновения с космосом. Его (и операторов) лирические пейзажи завораживают, в них тайна и покой. Музыка души Андрея - Бах, а душа Эмиля в национальных им открытых фольклорных мотивах и созданных для его картин  тонких лирических симфониях Евгения Доги.
 
Катастрофа  в душе великих режиссёров вела  к смерти  разными путями.
Моих знаний только к концу его жизни хватило, чтобы дать анализ событий, но вымолвить предопределённость рока я бы не решилась. К смерти человек идёт рука об руку со своей судьбой. А смерть непредсказуема. Только  за месяц до его кончины, когда на Юбилее его картины(Зверя) я написала ему письмо на чистой внутренней странице своей книжки, и дома, продумав внимательно расположение звёзд,  поняла, что ему не подняться.
 
Почти ничего о нём не знала все эти годы. Уехав в Италию,  узнала о его смерти 18 апреля 2003 года.  Горевала и жалела, что жизнь нас так развела.
 
Увидела в Литературке на следующий год статью о нём одного из учеников, там была фотография - Мастер в окружении молодых режиссёров. Теперь интернет постепенно заполняется свидетельствами любви и восхищения  классиком молдавского кино и человеком. 3го апреля 03 года его режиссёрский курс отчитывался своими работами.
 На фотографии 8 юношей и две девушки. В центре Эмиль, углубившись на стуле, полулежит(как выяснилось потом- полумёртвый). Он сам накрыл на Пасху постный стол – чай и яблочный пирог. Был верующим.А 18го апреля он умер.
 
И в  критических высказываниях  в его адрес есть понимание сложности характера и судьбы режиссёра. Роковым стал фильм об Анне Павловой, завершённый в 85м ко времени перестройки в Союзе кинематографистов. Снятый в традициях европейского кино, получивший премию в Оксфорде, Русский Голливуд, он был принят в штыки историками балета, а “революционеры” кино увидели  в нём фальшь стиля Мосфильма, против которого бунтовали. Поколению 40летних надоело ждать своего шанса снимать и быть признанными.  Переизбрали Правление. В список поверженных попал Лотяну. И до самой кончины стал отверженным.
 
Климовский период  был историческим, но вскоре всё обрушилось  и для победителей,-  система проката была ликвидирована, а власть денег стала сильнее прежней цензуры. Попав  в немилость, Лотяну не смог добывать деньги  у спонсоров, для его картин нужны были миллионы. Как  выяснилось, он не был деловым человеком. Он был творцом.
 
Эмиль – как ты жил эти годы? Режиссёр любой, из четвёртой сотни, если не полный проходимец, только об одном грезит – снимать, снимать… А тебе судьба всучила двадцатку, не предупредив, что это не простой, а пожизненно. Приговорён к  жизни без  своего кино. А ты не сдавался, жил так, будто завтра позвонят и всё начнётся сначала. Понял, что к теме своей надо вернуться…
 
В моей судьбе прописана ускользающая возможность повидаться с другом, значимым и любимым, перед его кончиной. Так я не успела повидаться с Шукшиным(дня не хватило) и с Эмилем. Этот безумец, увлёкшись, даже матери в Бухарест обо мне звонил. Огорчился, когда узнал про мой возраст -36.. А    через пятнадцать лет я наконец попробовала себя в творчестве- поэзии, музыке, режиссуре своих авторских передач на радио. И сыновья у  меня и Эмиля родились, когда нам было за 40.
 
Почему ушёл накануне реализации своей мечты этот добрый, талантливый, сверкающий поэт и режиссёр? Умер в 66лет. Был долгое время почти в забвении, сейчас интерес к его творчеству и судьбе возрождается по праву .Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве - правительство Молдавии поставило памятник на  его могиле. Отметило 75летие родоначальника молдавского кино, открыт памятник –бюст Лотяну перед кинотеатром “Родина” в Кишинёве.
 
Лотяну успел снять единственный план будущей картины – большой чёрный Крест на снегу, края которого поджигают горящими факелами  четыре факельщика. Вид сверху, из Космоса. Это был Реквием.
 
Эмиль Лотяну (мл,) внешне на него похож.  Женат, юрист. Мама Галя смотрится  девочкой, прислонившись к его плечу. А папа на последних фотографиях с сыном, в воспитании которого активно участвовал, светится счастьем.
 
Теперь в Молдавии гордятся, что Эмиль Лотяну упомянут в энциклопедии  киноискусства всех времён и входит в плеяду самых-самых.
 
Я вспоминаю его растерянный, как у ребёнка, у которого отобрали игрушку, взгляд, когда поздним вечером той памятной встречи меня увозили в машине по поручению Тенгиза Абуладзе его сын с другом, провожая до дома. Эмиль смотрит на меня - живой, добрый, незабываемый…12.4.12

На фото я на круизном теплоходе работаю в Италии,весна 79го

Людмила Корина  30.10.16 -7.11.17 Генуя


Рецензии
Людмила, а вам нравится Тургенев?.. http://www.proza.ru/2018/11/02/1446

Светлана Шакула   10.11.2018 16:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.