Рассказ 1. Детская любовь

Дорогие мои читатели, я опять возвращаюсь к Кате.  Я обратила внимание на то, что многие авторы в проза.ру говорят о психологии. Мне это тоже показалось достаточно интересным. Какова психология женщины, когда она еще является ребенком, подростком, а потом молодой девушкой, да еще и в строгие советские времена? И связываю я это, как ни странно, с состоянием влюбленности. Вы скажете, ребенок  и любовь, о чем Вы говорите? С любовью к родителям, бабушкам и дедушкам – это все понятно. А вот как быть с влюбленностью к мальчику? Давайте проследим на конкретных примерах, как на протяжении времени менялось это прекрасное состояние маленькой девочки. Надеюсь, что это будет для вас интересным. 

Кате 3 годика. Конечно, она вряд ли помнит себя в этом возрасте. Но бабушка ей рассказывала, что уже тогда у нее был «жених», ее ровесник, сын врача в доме инвалидов, в котором ее отец был директором. С этим мальчиком они сидели в одной песочнице, носили воду в маленьких ведерках, «паслись» в малиннике, ссорились и мирились. Но им трудно было обойтись друг без друга. Когда один из них  простужался и лежал дома с температурой, а родители, боясь как бы другой ребенок не подхватил инфекцию, их разлучали. Бабушка говорила, что в неподдельном детском горе они оба ревели, обливаясь горючими слезами. И какая же была радость, когда «жених»  или  «невеста» выздоравливали! Они вместе обедали и ужинали за одним столом, по очереди то у одного, то у другого; лепили подорожник на разбитые коленки, сачками ловили майских жуков и бабочек. Это ли не любовь??? У Кати есть фотография, на которой она снята со своим «женихом» - стоят рядышком, держась за руки, два крошечных ребеночка, один с ведерком, другая с сачком. Оба серьезно смотрят в объектив - «не вылетит ли птичка»?

А вот дальше в школьном возрасте у девочек появлялась «коллективная» любовь, когда состояние влюбленности было адресовано одному мальчику, потом подростку, юноше и даже взрослому молодому человеку. Критерии оценки объекта менялись со временем, но почему-то влюблялись дружно в одного. Что интересно, как раз мальчики (подростки, молодые люди) выделяли только одну девочку, не обращая внимания на других. Никакой "коллективности" не было и в помине!

Кате 10 лет, 1957 год. Обычный двор с двумя двухэтажными домами, сараями, где хранились дрова, а в погребах стояли бочки с засоленными огурцами, капустой и грибами, туда же ссыпали картошку, свеклу и морковь, которыми запасались на зиму. Квартиры были коммунальными, только две семьи в домах имели отдельные двухкомнатные квартиры – майор с семьей в 5 человек и многодетная семья рабочего, у которого было шестеро детей. Поэтому многие обитатели коммуналок в своих сараях надстраивали вторые этажи и спали там в теплое время года.

Во дворе было много детей не только из-за коммунальных квартир, а просто рожать деток не боялись, будущего не опасались как сейчас. Во дворе играли в классики и ножички, прыгали через веревочку, совместно играли в «вышибалы», катались с ледяной горки. Что интересно, когда в школе отменяли занятия из-за сильных морозов, детишки все дружно выходили на улицу и катались с горки, а школа была напротив этой самой ледяной горы.

В доме жили люди разных национальностей: русские, украинцы, поляки, латыши.  Рядом была улица, где жили татары. И дети любили смотреть на их колоритные национальные свадьбы. Играли все вместе.

Всем девочкам нравился один мальчик – Вовка. Он лучше всех бегал, выше всех забирался на пожарную лестницу и прыгал оттуда, лучше всех играл в «стеночку». А в "вышибалы" ему не было равных! Во внутренних разборках во дворе он был арбитром, потому что дети считали его самым честным мальчиком. Он дрался с мальчишками с соседней улицы, защищая «своих» девчонок. В общем – настоящий рыцарь!

Но выделял он из девочек только Катю. Как сейчас она понимает, вероятно он знал, что у нее неродная мама и жалел ее. Только ей он отламывал кусок хлеба, политый подсолнечным маслом и посыпанный сахарным песком. Только ей он давал откусить от большого краснощекого яблока.

Во дворе как-то пошло такое веяние – ругаться матерными словами, в том числе и девочки принимали участие в этом неблаговидном деле. А Катя такие слова произносить не могла. Уже тогда она сочиняла свои сказочные истории, а принцы матом не ругаются. Тогда ее решили заставить. Во дворе висел сетчатый гамак, в котором качались по очереди. Когда наступила Катина очередь, ее стали раскачивать, гамак провис, и она спиной задевала землю, было очень больно. А дети вошли в азарт и кричали, что прекратят раскачивать, когда Катя выругается. Тут вдруг появился Вовка, быстро разогнал Катиных мучителей, надавал им тумаков. Вовка никого не боялся, лез в самую гущу драки и всегда выходил победителем. Позже родители детей узнали об этом случае (не от Кати и Вовки) и к Вовкиным тумакам добавился еще и ремень разгневанного родителя. Мат во дворе прекратился.

Однажды кто-то сказал, что в доме живет ведьма, которая наносит вред и взрослым, и детям. Чтобы этому воспрепятствовать, надо на улице перед ней воткнуть в землю нож. Вовка, как первый заводила, обзавелся большим ножом. Увидел ту «ведьму» и побежал за ней с этим ножом. Нет, не чтобы ее зарезать, а воткнуть нож в землю перед ней. Представьте картину – Вовка бежит с ножом за пожилой женщиной, той становится плохо... Тут уж и Вовке досталось ремня от отца, сразу в ведьм перестали верить.

Катин дом был на самой окраине Подмосковного городка, лес был совсем рядом. И «в город» было идти далеко – 40 минут. А тут вдруг стал ходить автобус. И дети любили на нем прокатиться одну остановку, обратно шли пешком (на большее не было денег – билет до первой остановки стоил тогда 1 коп.). Где брали эти копеечки?  Иногда мимо дома проезжал старьевщик, на его телеге чего только не было. Дети несли ему всякую рухлядь, которая и стоила 1 копейку.

В зимние каникулы родители через день давали Кате и Вовке по 15 копеек на кино и автобус (билет в кино стоил 10 копеек). Катя с Вовкой ехали в автобусе «зайцами», делали вид, что спят. Кондуктор, видно, их просто жалела. Перед сеансом они на сэкономленные деньги покупали одно эскимо на двоих за 9 копеек. Смотрели фильм и откусывали от мороженого по очереди. Вот оно счастье!

Продолжение следует…


Рецензии