Исповедь дилетанта

Поверьте, не очень приятно почувствовать себя дилетантом в той сфере, где ты  не новичок и кое-чего уже достиг. Когда в свое время я столкнулся с задачей, где мой профессиональный опыт мог оказаться помехой, то поначалу растерялся.

Самой большой сложностью представлялось объединение социального и коммерческого направлений, что поначалу даже казалось невозможным. Требовался  новый научный универсальный подход для решения многофакторных задач, выходящих за рамки архитектуры.
Забегая вперед, скажу, что ответы на многие вопросы были получены во многом благодаря последним открытиям в области трансдисциплинарных технологий и путем выработки своеобразного системного подхода.

НЕ ПОТРЕБОВАЛОСЬ ГЛУБОКОГО ПРОНИКНОВЕНИЯ И БЛУЖДАНИЯ В ДЕБРЯХ СЛОЖНЫХ ПОНЯТИЙ И ФОРМУЛИРОВОК.  ГЛАВНЫМИ ОКАЗАЛИСЬ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ.

Поскольку все объекты и процессы в природе взаимосвязаны и построены по единым законам, возникло желание в них разобраться и применять не только в профессиональной сфере. Для этого было бы целесообразно систематизировать и обработать полезную информацию. Одной логики и науки оказалось явно недостаточно. Пришлось добавить интуицию и творчество.

Успешное завершение работы в нереально короткий срок, высокая оценка результата заказчиком и профессионалами настроили на совершенствование методики овладения информацией.
Так возникла идея создания самоучителя – путеводителя эрудита – дилетанта.

К кому обратиться за информацией и за разъяснениями по неясным вопросам?
Ну, конечно – к специалистам! А кого же следует считать специалистом?
Вот ведь – вопрос. – Ученого теоретика, профессионала – практика или просто- эрудированного опытного человека.
Задумаешься тут…

Но прежде, чем решать, неплохо бы получить информацию достаточно полную и всестороннюю. А еще – нелишним было бы кое-что вспомнить…
Например, то, что совсем еще недавно мы все радовались успехам генной инженерии. Еще бы не радоваться: такие перспективы, такие горизонты…Одно решение продовольственной программы – чего стоит!
Но вот только о последствиях не очень желательных не подумали как–то …

Интересно, что прошлый опыт ничему не учит. И реки вспять уже поворачивали, и воробьев истребляли, и милостей от природы не ждать призывали.
Можно, конечно, и поэкспериментировать, потыкаться, рискнуть, но разумнее все же – обратиться к опыту поколений, к учениям просветителей и мудрецов.

Вот, к примеру – заболела голова. Что делаем?

Таблетки принимаем, лучше - импортные и подороже и побольше, чтоб наверняка.
То, что потом могут почки заболеть или аллергия появится, так это же потом и, может, не от таблеток этих вовсе.
А может прогуляться полчаса перед сном надо было или жидкости побольше пить, чтобы организм лучше работал? Так это ведь слишком просто, да и не привыкли мы...

Или взять глину, которой хватает везде. Вот: чудо – лекарство!
И токсины из организма выводит, и микроэлементы в ней необходимые, и раны заживляет. Чем не панацея от хвори?
Жаль, что коммерции на ней не построишь, не то, что на таблетках.

Еще одно универсальное лекарство – смех.  Очень эффективное и недорогое.
А  еще – арттерапия.  Это и музыка, и искусство, и цвет, и запах.
Чего уж проще и естественнее?

Ан – нет. Лженаука это все, оказывается.
Как и прочая информационная медицина, которую традиционная наука в упор не видит и все очевидные факты напрочь отметает.
Не может этого быть – и все там.

Самое интересное, что даже официальная наука с удивлением признает, что многие современные открытия уже давно известны и изложены в эзотерических и религиозных учениях. Странно, что Платон, Аристотель, Авиценна и  даже Пифагор знали многое из того, что науке еще только предстоит открыть.

История свидетельствует, что признанные научные истины не раз опровергались или подвергались коренной ревизии. Шарлатанов в науке вместе с тем немало и лженаука во всех отраслях тоже, к сожалению, пустила свои корни.

Как же отличить одно от другого, где истина?

Замечательно до чего сейчас дошла наука! Представители одной группы ученых считает энергию разновидностью материи, сторонники энергетической основы мироздания утверждают, что материальные объекты являются грубой формой энергии. Существует еще одно мнение, что первоисточник всего – информация, преобразуемая энергетическим путем в материю. Кто же из них прав? А может и все правы?
Не может быть такого!

Очень даже может! Вспомним из курса школьной физики, как двое известных и весьма уважаемых ученых спорили о волновом или корпускулярном характере  светового излучения.
Оказывается, одно другому не противоречит, а только дополняет.
Надо же…

Но как во всем разобраться?  Как применять знания?

Ответы очень просты и очевидны:
1. надо захотеть, 2.  надо постараться, 3. надо поверить и потом проверить.  Но и это не самое главное. Прежде всего, надо отбросить гордыню и страх.
"Да это мы знаем",- скажут многие. Так в чем же дело?
А дело в привычке, в лени, в консерватизме. Замкнутый круг получается.
Знаем и хотим, но не можем. Неправда это, человек может все. Жизнью доказано. Значит, нужен рычаг и точка опоры. Лучший рычаг – мотивации. А точка опоры - знания или информация.

Как просто все оказывается. Надо только сделать первый шаг по намеченному пути и еще, по возможности, избегать ошибок, хотя и не бояться их. Ошибки имеют одно полезное свойство – способствуют наработке опыта, Хотя  и полезно учиться на чужих ошибках, но свои как-то роднее.

Как установить истинность информации? Наверное, ее надо проверить. Самый короткий путь - стабильность и повторяемость результата.

Если любая кошка,  даже будучи голодной,  категорически отказывается  от пищи, приготовленной на микроволновке, стоит задуматься. Если  гупии  - живородящие рыбки, поплавав пару часов в банке перед включенным монитором, теряют свои репродуктивные функции, а цветок рядом с нефритовой пирамидкой долго не вянет,  надо бы учесть и поискать  информацию в различных независимых источниках.
Они ведь все тоже живые, как и мы – и кошка эта, и рыбки, и даже – цветок.

Всем известно, что в мире и в природе все взаимосвязано и построено на принципах подобия и  взаимного обмена. Поэтому для успешного решения любого вопроса нужен, прежде всего, качественный анализ проверенной информации,  создание на его базе концепции, разработка стратегии и составление программы с разбивкой ее на этапы. Без этого невозможно достижение поставленных целей.

Вот еще один вопрос. Всегда ли знаем мы, чего хотим?

 Какой дом вы хотите построить? – спрашиваю я заказчика. « Большой и красивый»,- часто слышу в ответ. Насколько большой и как уточнить понятие « красивый»?
Считается, что архитектор знает это лучше заказчика.
 
Говорят, что заказчик всегда прав. Кто платит, тот и заказывает музыку. Все правильно. Однако как может быть прав человек, который толком не знает, чего он хочет и зачастую меняет свои требования на противоположные. Что касается музыки, если заказчик знает, как ее создать, то зачем ему нужен композитор?
Если у заказчика нет вкуса, а композитор или архитектор не могут найти с ним общего языка, то шедевра не получится. И здесь все построено, прежде всего, на правильном обмене информацией.

Наша жизнь состоит из отдельных мгновений. Поэтому от рационально потраченного времени зависит качество жизни.
Где же взять это время и как им эффективно воспользоваться?
Это -  вопрос из вопросов.
Здесь явно необходим поиск нестандартных решений.

В свое время, участвуя в так называемых концептуальных архитектурных конкурсах, я наработал приемы, помогающие преодолению психологических барьеров, совмещению того, что на первый взгляд может показаться несовместимым.
Участие в конкурсах помимо чисто профессионального опыта и расширения кругозора дало некоторые навыки работы со временем.
Они получили дальнейшее развитие при многочисленных занятиях, напрямую не связанных с архитектурой:
фотография, дизайн, компьютерная графика, поэзия, прикладное искусство,  научная деятельность

В иные периоды увлечения требовали большего времени и сил, чем основная работа. Логика и научный подход порой оказывались бессильны. Выручали изобретательность и интуиция. Однако самую существенную помощь оказывал определенный настрой и уверенность в успехе.  Парадоксально звучит, но, постоянно опаздывая, я успевал все в срок, и у меня оставалось еще достаточно времени, чтобы «бить в баклуши».
 
В заключение хотелось бы изложить несколько мыслей об информации и путях ее реализации, поскольку сам термин  «информация» имеет более  30 значений, порой весьма отличающихся по смыслу. Неудивительно, что существенная часть ее остается доступной только для избранных, имеющих специальную подготовку и владеющих терминологией.
 
Значительная часть информации может быть утеряна при сокращении или упрощении, что может привести к искажениям и упущениям.
Как же совместить на первый взгляд несовместимые требования?
Один из выходов - поэтапная обработка при максимальном сокращении информации со ссылкой на первоисточник.

Научно обосновано, что наиболее оптимальным для восприятия понимания и воспроизведения является объем информации не превышающий 10 страниц машинописного текста или 10 минут словесного сообщения. 
Важно также, чтобы оно включало в себя не более 7 - 8 единиц разноплановой информации.

На этих принципах и строятся рекомендации самоучителя дилетанта, главная задача которого послужить путеводителем в море информации, правильно сформулировать задачу и оказать содействие в поиске эффективного ее решения.
Один из основных советов при этом - уделять внимание качественной стороне, руководствуясь принципами бритвы Оккама - отсекать все лишнее и малозначительное.


Рецензии
Вы ухватили самую суть современной эпохи. Мы этого еще не осознаем, но центральным вопросом века информации будет поиск этой информации. Просто поразительно, что Вы поняли это на частном примере. Нет, я понимаю, почему так произошло, но одно дело понимать принцип, а другое дело – увидеть, как он работает на конкретном примере. Просто поразительно, что в конкретной задаче Вы увидели и ключ к решению этой генеральной проблемы:
«Вот еще один вопрос. Всегда ли знаем мы, чего хотим?»
Для поиска необходимой информации надо правильно сформулировать вопрос, так?
Просто поразительно, что Вы нашли традицию, в русле которой будет (имхо) реализовано решение информационной проблемы: просвещенное дилетанство. Необходимы знания в самых разных областях деятельности; но это не просто интеллигентская эрудированность. Речь идет о твердом знании основ. В двадцать первом веке профессия дилетанта (нет, ну назовут ее как-то по-другому) будет самой востребованной. Опять же – имхо. Человечество будет ВЫНУЖДЕНО изменить способ мышления, начиная со специалистов. Ученые мыслят по-новому уже сейчас:
«Вспомним из курса школьной физики, как двое известных и весьма уважаемых ученых спорили о волновом или корпускулярном характере светового излучения. Оказывается, одно другому не противоречит, а только дополняет».
Да, это оно и есть. …И не только мыслят, но и пришли к определенным выводам. Вот как формулирует Поль Дирак решение информационной проблемы: «Знаний достаточно. Недостает понимания.»

Ник Пичугин   19.04.2017 11:56     Заявить о нарушении
Понимания тоже - мало:)
Об этом здесь:
http://www.proza.ru/2016/06/16/1189

И здесь:
http://www.proza.ru/2016/10/30/763

Алеф Нун   19.04.2017 20:20   Заявить о нарушении
Лаконично. А во втором случае - и функционально. Но первые пять "П" тоже ведь не полный список. Я бы сказал, что поиск предназначения находится в границах между "Понять" и "Преобразовать"

Ник Пичугин   21.04.2017 11:54   Заявить о нарушении
Согласен!
Но потом еще и Продвинуть:)
А следом - Применить.

Вот уже семь получилось!
Или даже - восемь

Главное - Получить результат
Желательно - Положительный

Алеф Нун   21.04.2017 12:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.