Семья

— Добро пожаловать в Семью, – сказала приветливо полная, краснощёкая, улыбающаяся Мэри, гостеприимным жестом приглашая Дору и Люси в просторный холл.
Дора сидела на специальном кресле-каталке, укутанная пледом, и еле сдерживала слёзы.  Люси, её дочь, катила её вперёд.
Мэри широкими шагами, но в то же время ловко лавируя среди людей и каталок, сопровождала Дору и Люси и показывала им помещение.
— Вот это у нас – столовая, это – библиотека, там – зал, а там – задний двор и сад для прогулок.  А вот и Ваша комната.  Располагайтесь. 
Мэри нажала на кнопку в стене рядом с кроватью, и через несколько минут в комнату вошла девушка в специальной форме. 
— Привет, – мило улыбнулась она, – Меня зовут Сьюзен.  Я сегодня Вас обслуживаю.  Давайте переложим Вас на постель.
Сьюзен ловко помогла Доре подняться и придвинув к ней специальную раму, чтобы та могла держаться, откинула покрывало на постели.  Таким же ловким движением она помогла Доре прилечь.
— Отдыхайте.  Не надо расстраиваться.  Вы привыкните, – сказала она, глядя в печальное лицо Доры. Когда будете уходить, позовите меня, – обратилась она уже к Люси.

Люси оглядела комнату.  Всё очень чисто, аккуратно, удобно, ничего лишнего, но всё, что надо, имеется.  Телевизор, радио, тумбочки, шкаф, большое окно, выходящее в сад.
— Ну ладно, мама, я пойду.  Мне же на работу надо.  Я приду к тебе в субботу.
Люси поцевала мать и её сердце дрогнуло.  Но она взяла себя в руки и быстро вышла из комнаты. 
— Я ухожу, – сказала она по пути Сьюзен и понеслась прочь из помещения. 
Она выскочила на парковку, села в машину и помчалась по авеню.  Но слёзы застилали ей глаза и мешали вести машину.  Она остановилась и, закрыв лицо руками, зарыдала.
— Мама, прости.  Господи, прости.  Как это всё ужасно!  Но что я могу сделать? Что?!  В конце концов и нас ждёт такая же участь.

Чтобы успокоиться, Люси закурила.  Она подумала о Майкле.  Её муж, Майкл, адвокат, часто принимал клиентов на дому и больная старая мать не вписывалась в этот процесс.  До этого года всё еще было нормально.  Но годы брали своё, и у матери начались серьёзные проблемы со здоровьем.  Нужна была сиделка.  Это не было проблемой.  Их средства позволяли оплачивать сиделку и лечение.  Но Майкл настаивал на отправку матери в Дом Престарелых.  Люси сначала боролась за мать, но в конце концов сдалась.  К тому же Дора неожиданно сама попросилась в Дом Престарелых. 

“Ничего, маме там будет хорошо.  Всё же это один из престижных и дорогих Д.П.”
Люси показалось нелепым сочетание “престижный ДП” но она не стала зацикливаться на этом. 
“Ничего, все через это проходят.  Это нормально,”  убеждала она себя, –  “И наши дети нас тоже отправят туда же.  Такова жизнь.” 
Люси вспомнила, как выбирая подходящий для матери ДП, она беседовала с одной из медсестёр. 
— Бедные старики, – сказала Люси, гдядя как проворные санитары катили неподвижных стариков в сад подышать воздухом.
— Ну что Вы! – возразила ей медсестра, – Какие же они бедные.  Им всем за 70, а большинству за 80.  Прожить такую длинную жизнь не каждому суждено.  Я считаю, что они  счастливые.  И здесь их обслуживают на достойном уровне.  Они ухожены, о них заботятся.  Есть, конечно, Дома, где к старикам относятся плохо и сервис там очень низкий.  Но Вы же собираетесь хорошо платить.  Вам не о чем беспокоится. 
После этого разговора Люси почувствовала себя намного легче, но теперь ей снова было совестно.
Она приехала на работу, но всё валилось у неё из рук.  “Ничего, ничего” – твердила Люси, – “Всё будет хорошо.  В субботу приеду, привезу маме её любимые фрукты.”

После отдыха Дора попросила Сьюзен отвезти её в сад.  Её ноги почти не слушались и она передвигалась в основном на каталке.  На небольшие расстояния она могла ходить, опираясь на раму на колёсиках. 
В саду было хорошо.  Начиналась весна, птицы радостно пели, на лавочках сидели старики, некоторые из них разговаривали.  Другие сидели в креслах или лежали на каталках. 
“Ничего,” – думала Дора, – Я привыкну.  Мне уже много лет.  У каждого свой путь.  И этот мой путь – последний.  Отсюда только один выход.  Как и у всех, кто попадает сюда, – Дора обвела взглядом сад. 
“Конечно, хотелось бы быть с родными и близкими.  Но кому я там нужна в их огромном доме?  Только дочке.  И всё же я благодарна Майклу.  Он согласился меня принять,  я жила с ними довольно долго.  Просто здесь такой порядок.  Старики доживают в ДП.  А может это и неплохо.  Ведь в доме у Майкла я тоже была совсем одинока последние годы.  У меня трое внуков и все они такие чужие.  Только Люси было до меня дело, да и то, она всегда занята.  Подруги мои все уже в другом мире.  Я ведь не зря попросила Люси отправить меня сюда.  Я всё прекрасно понимаю.  Я мешала Майклу, раздражала детей, даже Люси часто злилась на меня.  Зачем им мешать?  Пусть живут своей жизнью.  Они ещё молодые, пусть будут счастливы.”
Дора вытерла слёзы.  Пришла Сьюзен и повезла её в комнату. Там она помогла Доре с туалетом, привела её в порядок и повезла на обед.  Многие старики кушали прямо в комнатах, но такие, как Дора могли кушать в столовой.  Аппетита у Доры не было.  Она выпила компот и попросилась в сад.  Там она просидела до ужина.  Так прошёл её первый день. 

Потом прошло ещё несколько дней.  Первые ночи Дора почти не спала.  Она оправдывала дочь, понимала её положение, но слёзы душили её.  И только под утро она забывалась тяжёлым сном.  Несколько раз ей снились кошмары.  Она кричала во сне.  К ней прибегала медсестра, давла успокоительное.  На третью ночь Доре приснился удивительный сон из её детства.  Маленькой весёлой девчонкой с косичками, она помогала своей маме печь невероятно вкусные оладьи.  Оладьи не успевали ещё остыть, а она с младшим братом, обжигаясь, ела их, макая в густую сметану.  Они счастливо смеялись и радовались таким простым вещам.
После этой ночи Дора почувствовала себя лучше.  “Вот хорошо, что мама с Костиком приснились!  Может, ждут меня уже.”

Первая неделя была для Доры непростой.  Она привыкала к режиму, рутине, новым лицам.  Её поместили в отделение, где старики страдали только физическими недугами.  Но было ещё отделение, где находились старики, которые уже потеряли память или были не в себе.  Дора видела этих стариков в окно, наблюдала за ними и ей становилось страшно.  “Только бы не доживать до такого стостояния!” – c ужасом думала она. 
Пока у Доры не было здесь знакомых, друзей.  Но ей повезло, когда её обслуживал молодой парень, говорящий на её родном языке.  Он нашёл для неё несколько книг и почитал ей.  Потом они беседовали о жизни, он рассказал о себе, как иммигрировал в эту страну.   
Дора рассказала свою историю.  Впрочем, её история была проста.  Её дочь, Люси, вышла замуж за иностранца, переехала в другую страну, доучилась, устроилась на работу, родила детей.  Потом забрала Дору.  Они с Майклом взяли её на спонсорство, заплатив за это немалые деньги.  Дора быстро привыкла к новому месту.  Будучи в прошлом женой военного, она привыкла менять места жительства.  В большом доме Майкла Дора взяла на себя всё хозяйство и детей.  Лет десять она была довольна жизнью.  Потом дети выросли, бабушка стала им не нужна.  Люси была очень занята на работе. Дора стала болеть и почувствовала себя одинокой.  Так она попала в Дом Престарелых. 

В четверг для стариков устраивали Бинго.  Дора не любила подобные игры, но в этот раз попросила себя отвезти.  Ей хотелось с кем-то начать общение.  На игре она и в самом деле познакомилась с группой довольно весёлых стариков и старушек.  Они пили вино и оживлённо разговаривали.  “Наверное, они здесь уже давно,” – подумала Дора, –  “Надо же!  Вино пьют”.    Дору посадили за их столик, предложили вино.  Дора заколебалась:  “А разве это нам не вредно?” – удивилась она, – “Хотя нам-то как раз уже всё равно”.  Она взяла стакан с вином.  Ей стало веселее.
 
В субботу приехала Люси, привезла много всего вкусного.
— Мама, ты извини, дети не смогли приехать.  И Майкл…
Люси опустила глаза.
— Не надо, дочка.  Ничего.  Я очень рада, что ты приехала.
Дора прекрасно понимала, что детям  и Майклу нет до неё никакого дела. Но она не обижалась. Она была старая и мудрая женщина, она умела прощать.
Они гуляли с Люси по саду, разговаривали, вспоминали далёкие годы.  Дора рассказывала свои любимые истории молодости.  Люси слушала, улыбалась.  Она провела с матерью почти пол-дня.  Она бы задержалась ещё дольше, но дома ждала голодная команда.  Они с Майклом обещали повезти детей на обед в Хангри Джэк. 
— Иди, Люсенька, – словно прочитав мысли дочери, сказала Дора, – У нас тоже скоро обед начнётся.
Когда Люси ушла, всё снова потекло по рутинному режиму ДП.
Но Доре уже не было так горько.  Она начинала привыкать. 
“Всему своё место и всему своё время,” –  думала она.

На следующий день, в Воскресенье, для стариков устроили большой концерт.  Все были очень оживлены и говорили о предстоящем мероприятии уже с утра.
После обеда стариков развезли по комнатам, чтобы они могли отдохнуть. 
Дора даже задремала.  У неё, наконец, появился аппетит.  Кормили их хорошо, вкусно.  Она хорошо пообедала, выпила вина, и её склонил сон.  За час до концерта её разбудила Сьюзен, помогла привести себя в порядок.  Дора надела своё любимое платье и даже навела макияж.  Сьюзен причесала её и повезла в большой зал.  Он был почти полон.  Сидячие, лежачие старики-старушки, все чистенькие, ухоженные, негромко переговаривались.  Сьюзен спросила Дору, где она хочет присесть. Дора выбрала место возле группы старушек на диване.  Сьюзен помогла Доре расположиться.  До начала концерта оставалось несколько минут. 

Дора оглядывала зал.  Многочисленный персонал зорко следил за поведением стариков – может быть, кому-то что-то понадобится.  “Да, хороший здесь уход.  Придраться не к чему.  Майкл с Люси, наверное, платят за это очень много.  Всё же мне ещё повезло,” – подумала Дора.  Она рассматривала обитателей этого Дома – таких же старых, больных, одиноких и таких нужных друг другу стариков.  Они улыбались, разговаривали и, наверное, в этот момент не чувствовали себя брошенными и одинокими.  Дора незаметно вытерла слезу:  “Ничего.  Я привыкну.  У меня теперь просто новое местожительство.  Моя новая Семья.”



 Октябрь 2016
Copyright © Ирмина 2016


Рецензии