Болевые точки. вариант 3

                БОЛЕВЫЕ    ТОЧКИ.
                (очерк)

    Темы эти постоянно крутятся у нас перед глазами по телевидению, в интернете, и слышим мы об этом по радио, и говорим об этом с друзьями и знакомыми, и единственная тема – тема ЖКХ, наверное,  равнозначна  по вниманию тому, что уделяется сейчас проблемам здравоохранения и образования в России.
 И когда я задался вопросом: «А почему именно эти проблемы, а ни какие-то другие вопросы?», то ответ пришёл сам собой. Конечно, право на жизнь и здоровье  и право на труд   одни  из важнейших прав граждан, закреплённых в Конституции.  Но тут же я  понял, что проблемы нашего здравоохранения опять же истекают из проблем образования. Мы не довольны  не самой системой здравоохранения, а квалификацией медицинской помощи, которая в основном ( повторяю, только в основном) является следствием неквалифицированных врачей. Хотя, конечно, не всё так просто!
Вот яркий случай! Привожу в травмпункт пожилую женщину, инвалида по зрению, а фактически почти слепую. Между прочим, заранее звоним туда по телефону, объясняем, что травма колена, возникла при падении неделю назад, теперь вот опухоль, видимо жидкость в области мениска или кровь. Получаем добро: «Приезжайте!».
 Доезжаем на такси, в коридоре никого, уже удача. Входим, и я объясняю, что я сопровождающий, но меня прерывают сразу, причём прерывает не врач, а пожилая женщина, очень похожая на санитарку. Оглянувшись, вижу, что отвернувшись к телевизору, сидит ещё одна женщина, и та точно более походит по внешнему виду на медсестру. Врач, мужчина за столом, безучастно копается в бумагах и поднимает голову, когда у меня в голосе появляются нотки протеста.
- Вам же сказали, выйдите! – бросает он в мою сторону. Приходится подчиниться, усадив больную на кушетку возле двери. Через некоторое время меня приглашают  и даже упрекают, что я неправильно объяснил ситуацию, хотя мне и рот не дали раскрыть. Однако, на упрёки санитарки не обращаю внимание, т.к. уже  чувствую, что врач нервничает и начинает повышать голос. Он недоволен, что пациентка не может  точно ответить на его вопросы. А пациентке, кстати, семьдесят пять лет, и в связи со слепотой она иногда путается и теряется в пространстве, особенно когда с ней говорят на повышенных тонах.  Санитарка подсовывает мне  какие-то бланки, и я вижу, что это что-то вроде согласия на оказание медицинской помощи, но разглядеть точно не успеваю, хотя мне настойчиво рекомендуют  заполнить бланк, «раз ваша родственница не может этого сделать». Я достаю ручку, пытаюсь писать, но потом не выдерживаю  и начинаю сам отвечать на вопросы врача, который заметно нервничает   и даже злится на бестолковые, по его мнению, ответы пациентки. Она, действительно, отвечает путано и длинно, с ненужными подробностями, что является следствием и болезней,  и возраста.
  Но мои объяснения врач прерывает моментально: « Вам нужно делать то, что  сказали, а не лезть,  куда вас не просят!». Мне предлагают заполнить бланк и молчать. Я не выдерживаю, возмущаюсь.
- Послушайте! Я не ваш раб  и даже не ваш подчинённый. Вы со мной так не разговаривайте, пожалуйста…
 Врач подскакивает с места  с грозным видом, я тоже поднимаюсь с кушетки. Слава Богу, что я не из трусливых, вроде как), да и оказался  выше на голову  и шире в плечах «мудрого эскулапа».
- Выходите! – потребовал  он.
«Хорошо! – киваю я, - Но жалобу на вас в Министерство Здравоохранения области  я всё равно напишу». Я, конечно, возмущён…
 Закончилось всё хорошо!  Позже я узнал, что когда я вышел, разговаривать врач  стал не так «задорно» и рьяно и,  в общем-то, сделал всё, что нужно: осмотрел,  посоветовал лечение, подтвердил, что нет перелома  и написал направление к хирургу в поликлинику. Но почему для этого нужно было вначале устраивать чуть ли не скандал?
 Да, возможно, что до нас  у этого же врача был какой-нибудь пьяный пациент, который грубил или просто вёл себя неадекватно, и врач не смог «перестроиться», когда мы пришли. Знаю, что в травмпункт попадает много всякого народу! Но разве это может оправдать поведение врача? Разве это может оправдать, вообще, кого бы то ни было? …
 История имела продолжение.  В поликлинике старушке делала разрез на колене медицинская сестра. И когда та спросила, почему не врач, медсестра  только вздохнула и пожала плечами: «Знаете же их, молодых? Ничего не умеют».
«Не знаю, кто он такой, - рассказывала мне старушка, выйдя из кабинета,- запомнила только отчество – Гамбитович! Но я, как бывший медицинский работник, в шоке! Не иначе диплом купил  и делать ничего не умеет…».
- Почему такое происходит с нами на каждом шагу? Почему ничего не меняется? – спрашивают люди. И в чём-то они правы. В век, когда делают операции на открытом сердце, когда лечат такие страшные болезни, как туберкулёз и даже рак, люди страдают от того, что не могут получить первичную, самую элементарную медицинскую помощь. И это не слова!
    В нашем не очень большом, двести тысяч населения, городе,  люди и до сих пор удивляются тому, что умерла молодая тридцатилетняя женщина, мать двоих детей, от воспаления лёгких. Девять дней было позавчера! И все уверены, что виноваты врачи! Диагноз ОРВИ, потом никому не нужная флюорография  вместо рентгена, двухнедельное лечение от бронхита, и в конечном итоге, «Скорая помощь», которая уже констатировала, что женщина дышать сама не может. Она умерла в больнице через несколько дней.
 Были ли такие случаи в нашей,  Советской, так восхваляемой многими сейчас  жизни? Были, конечно!  Но это было другое тысячелетие, и медицина стояла тогда на другой ступени развития, и думаю, что именно это возмущает людей!
 А  предпосылок к этому много! Это и врач, который выпив лишнего, рассказывал мне со слезами в голосе, что получил «взбучку»  от  главного врача за то, что поставил пациенту диагноз -  корь.
«Переписать немедленно! – орал главный врач, - И забудь о гриппе и кори вообще! Мне что, из-за одного тебя, умника, вводить карантинные меры в районе? Да  мне легче тебя уволить…».
- Теперь пишу всем ОРВИ! – пьяно кивал головой врач, - Плевать мне! Буду лечить от гриппа и кори, а  писать, что скажут. Мне шесть лет нужно доработать…
 И я понимал его! Ему совсем не наплевать, и он страдает, и душа его болит.
     И тут же вспоминалась заведующая кафедрой в одном из институтов города. За этим же большим столом, среди шумного праздника ( так и хотелось написать «средь шумного бала»),  она рассказывал, как однажды пришла к декану института с бумагами на отчисление с курса инженеров одного из учащихся. Студент, практически, несколько месяцев не посещал лекции, постоянно сдавал экзамены и зачёты с «надцатого» раза, и вообще, игнорировал всё и всех.
- Знаешь что? – сказал декан, когда узнал, что студент оплатил  за учёбу на год вперёд, - Мне легче уволить тебя, и найти нового заведующего кафедрой, чем отдуваться за низкий уровень выпуска инженеров. Их у нас и так не слишком много.
- И ведь действительно может уволить, - жаловалась стареющая женщина, грустно подпирая ладонями морщинистое лицо  и пронзительно смотрела куда-то вдаль, сквозь стену, умными и такими тоскливыми глазами.
- Кандидатский минимум у нас сейчас вся молодёжь покупает! – продолжала она, - Если есть миллион, то за тебя всё сделают. Твоё дело - промычать на защите и получить степень кандидата наук.  В преподавательской   старые учителя  сидят своим кружком, и разговаривают совсем не о том, о чём молодые.  Молодые  преподаватели, прямо перед лекциями, не стесняясь, говорят о модной одежде, об украшениях и автомобилях, и даже нисколько не думают о предстоящих лекциях. Ну, а так, как они их ведут, то и готовятся они к ним, скорее всего, за завтраком, если вообще готовятся…
- Да! – вторит ей уже пожилой, седой доктор, - Боюсь, когда мы уйдём, то люди будут умирать не только от  обыкновенного аппендикса, но и под развалинами домов, которые настроят ваши  будущие инженеры!
  Что-то сломалось в нашей жизни!  Именно в нашем укладе жизни! И видимо,  давно…
А мы пытаемся искать корни зла в образовании в здравоохранении, в ЖКХ. Где ещё?
 А может быть, причина не в образовании и не в медицине? Может быть, она в нас самих? В нашем отношении к своему делу, в отношении   друг к другу, и вообще,  в наших взглядах на окружающий нас мир?
 Ну, сменим мы министра образования. Или другого министра, как требует  думская оппозиция, и что изменится? Ну,  проголосуем на выборах за другого президента, и  как это поменяет наши взгляды?
 В нашем городе  предприниматели не только не стесняются обманывать принятых на работу специалистов (экономистов, юристов, бухгалтеров и т.д.), но ещё и гордятся этим. Сам слышал, как они разглагольствовали об этом, когда случайно оказался с ними в одной компании на природе прошлым летом.
 Имидж ничто?  Так что же остаётся для нас ориентиром? Неужели только деньги? 
     Если так, то у нас просто нет будущего! Ведь даже великая когда-то страна Америка, при всём её поклонении доллару, никогда не держалась только на поклонении деньгам…

                2013 г.


Рецензии