С Радостью на австрийский фестиваль...

С «РАДОСТЬЮ» НА АВСТРИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ… 
               

    
                Я пишу потому, что видел людей и вещи, о которых
                мне хочется рассказать. Я даже думаю, что обязан
                об этом рассказать.
                Эрскин Колдуэлл



Говорят, что любое путешествие начинается с момента выхода из своей квартиры… Один из таких моментов, ставших началом длительного путешествия для участников поездки на австрийский музыкальный фестиваль, наступил 1 августа 1996 года. В этот день, выйдя из своих квартир, они отправились к автобусам, прибывшим к зданию московской Детской хоровой студии «Радость»…                Очень быстро пролетели двадцать лет после этой незабываемой поездки в Словакию, Венгрию и Австрию с 1 по 12 августа 1996 года с участниками старшего хора московской Детской хоровой студии «Радость» (ДХС «Радость»), ставшей затем Музыкально-хоровой школой «Радость» (МХШ «Радость»), а с 2013 года Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования города Москвы «Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»), расположенным по адресу: Москва, улица Михалковская, 22 (сайт: www.radost.mskobr.ru).  В 2015 году ЦТРиМЭО «Радость» отметил свое 35-летие. Теперь это одно из крупнейших учреждений музыкально-эстетического образования в России. А вот в 1996 году старший хор ДХС «Радость» отправился в одну из своих зарубежных поездок- на австрийский музыкальный фестиваль…   


                Что предшествовало этой поездке на всемирно известный фестиваль, как хор ДХС «Радость» добился такой чести?
Немного предыстории. В сентябре 1980 года в Москве возникла небольшая детская хоровая студия «Радость», созданная Татьяной Ждановой. Студия разместилась в стенах Дворца культуры Московского авиационного института (ДК МАИ). Здесь воспитанники старшего, младшего и подготовительного хоров студии оттачивали на занятиях и репетициях свое мастерство. И вот наступил знаменательный для студии день- 23 декабря 1980 года: хор дал свой первый концерт (дебют), который был с восторгом встречен слушателями. Этот день стал днем рождения Детской хоровой студии «Радость» (ДХС «Радость»). Кроме занятий и репетиций начались многочисленные выступления хора. Первая поездка из Москвы состоялась в летний лагерь в Сестрорецк (под Санкт-Петербургом). Затем начались поездки и выступления хора не только в своей стране, но и за рубежом. С годами в Студии появлялись все новые творческие коллективы, которые с огромным успехом выступали не только на столичных сценах и в городах страны, но и на многих зарубежных конкурсах и фестивалях. Образцовый художественный коллектив Детская хоровая студия «Радость» не только участвовал в многочисленных концертах, конкурсах и фестивалях, но стал инициатором и основным организатором Московского международного детского хорового фестиваля «Звучит Москва» (ММДХФ «Звучит Москва»), который проводится в лучших концертных залах столицы раз в два года, начиная с 1990 года. В фестивале приняли участие детские хоровые коллективы из многих стран, а творческие коллективы Детской хоровой студии «Радость» побывали во многих странах, в том числе и по приглашению зарубежных хоровых коллективов. В 1996 году старший хор ДХС «Радость» пригласили участвовать в австрийском музыкальном фестивале…



Дневник, фотографии и видеозаписи помогают подкрепить память и уточнить многие подробности поездки. Наступил день отъезда- 1 августа 1996 года (четверг). Около дома, в котором расположена ДХС «Радость» (улица Новопесчаная, 26), нас уже ждали два комфортабельных автобуса. Участников поездки- 63 человека: детей- 54, взрослых- 9. Дети, попрощавшись с провожавшими их родными и близкими, разместились в автобусах. Впереди- много интересных встреч, выступлений и впечатлений.                В девять часов утра мы отправились в путь, пролегающий по территории России, Белоруссии, Польши, Словакии, Венгрии и Австрии. Пунктами наших маршрутов будут Пиештяны, Братислава, Будапешт, Зальцбург, Инсбрук и Вена.



В репертуаре хора «Радость» хоровые произведения духовной музыки (композиторы: А. Архангельский, Д. Бортнянский, С. Дегтярев, А. Кастальский, С. Прокофьев, П. Чайковский, С. Рахманинов, Д. Христов), русской классической музыки (композиторы: А. Бородин, М. Ипполитов-Иванов, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский…), зарубежной классической музыки (композиторы: И.С. Бах, Л. Бетховен, Ж. Бизе, Дж. Верди, Г. Гендель, Ф. Джардини, Д. Каччини…); русские популярные народные песни; народные песни разных стран; песни композиторов И. Арсеева, Е. Крылатова, М. Огинского, Г. Свиридова, Г. Струве, О. Хромушина, Ю. Чичкова, В. Шаинского…



Нам навстречу побежали километры… Преодолев длинный путь, участники поездки оказались 2 августа 1996 года в Словакии, на туристической базе около курортного города Пиештяны. В следующие два дня они познакомились с этим городом и столицей страны- Братиславой. А день 5 августа был посвящен знакомству со столицей Венгрии- Будапештом. Во всех этих городах хор «Радость», которым дирижировала руководитель ДХС «Радость» Татьяна Жданова, очень успешно выступил с концертами. О том, с чем познакомились в этих городах участники поездки и как прошли выступления хора- в рассказах «С «Радостью» в Словакии…» и «В Будапешт из Словакии с «Радостью»…» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2).   


                Как передать общую картину путешествия и некоторые, даже кажущиеся на первый взгляд лишними, его подробности, служащие «вешками-зарубками» для памяти? И здесь на помощь приходит «бортовой журнал» поездки, вобравший в себя лишь отдельные мгновения и впечатления, позволяющие по ним «реставрировать», а точнее, пунктиром наметить контуры путешествия. Ведь и во время движения в автобусе, и за его окнами бежала неохватная многогранная жизнь… Поэтому не лишней кажется привязка к местам и времени нашего нахождения…



6 августа 1996 года (вторник) наши автобусы отправились утром из туристической базы около города Пиесчаны на родину Моцарта- в австрийский город Зальцбург…
Солнечное утреннее небо постепенно затянуло облаками, горы в тумане… Развилка шоссе, указатель: до Вены- 66 км. Проехали словацко-австрийскую границу. Обмен валюты (курс: 1 доллар- 10 шиллингов), купили сувениры. Слева от шоссе идет железная дорога. Выехали на эстакаду, ведущую к Вене. Указатель: до Зальцбурга- 245 км. В автобусе звучат песни с дисков: «Крепче за баранку держись шофер…» На остановке в 14-30 посетили магазин сувениров, получили карты Австрии и проспекты… 16 часов, в автобусе фильм с актером Луи де Фюнесом… В 16-30 из-за туч пробилось, наконец, солнце. 18 часов- до Зальцбурга- 75 км. Слева далеко в дымке, как призрачная туча- высокая гора. Кукурузные поля, ухоженные фермы, за мостом над рекой- костел. Вдали в дымке романтичные пейзажи, один лучше другого, озера… На полях лежат белые емкости с химическим удобрением. Часто встречаются указатели на дороге. В 20 часов прибыли, наконец, в Зальцбург, подъехали к гостинице Jugen herbergen на улице Josef-Preis Allee. Это гостиница международного юношеского центра, находящаяся недалеко от замка, расположенного на вершине горы. После размещения в гостинице- прогулка по вечернему  хорошо освещенному городу.   


                7 августа (среда) после завтрака (шведский стол) отправились на троллейбусе в центр города, здесь экскурсовод начал рассказ о Зальцбурге… В этом городе на берегах горной реки Зальцах у северного подножья Альпийских гор первые поселения возникли еще в период неолита (VI тысячелетие до нашей эры), а в I веке до нашей эры здесь образовалась римская колония… потом римляне покинули эти места… Свое имя «Зальцбург» город носит с конца VIII века, и обязан им находящимся в округе многочисленным богатым месторождениям соли. Заселение города началось с левого берега реки, где возник Старый город. Мощная красивая крепость Хоэнзальцбург, расположенная на вершине горы на левом берегу, построена в 1077 году. Подняться в замок этой крепости можно на фуникулере, но мы предпочли преодолеть эту большую высоту пешком. Здесь есть музей истории  крепости, а в башне дворца- самый старый городской «король музыкальных инструментов»- орган «Зальцбургский бык». Познакомились мы и с богатой коллекцией древнего оружия и рыцарских доспехов.


Закончилась первая часть нашего знакомства с городом, после которой отправились к месту предстоявшего концерта хора «Радость»- изумительной красоты парку Мирабель, расположенному на правом берегу. Этот спроектированный в 1690 году сад Мирабельгартен- образец европейской садово-парковой культуры. На его территории находится и красивый Дворец бракосочетаний… Выступление хора «Радость», которым дирижировала руководитель ДХС «Радость» Татьяна Жданова, сопровождался горячими аплодисментами пришедших на концерт многочисленных горожан и туристов. После выступления хора экскурсия по городу продолжилась… Во время прогулки увидели дом, в котором родился великий Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), теперь здесь Дом-музей Моцарта. Но в городе есть еще Дом Моцарта- он расположен в Новом городе- территории, находящейся на правом берегу реки. В этом доме Моцарт жил в 1773-1780 годы, до своего отъезда в 1780 году в Вену. Увидели и памятник Моцарту, Университет музыки имени Моцарта.   


                Зальцбургский музыкальный фестиваль- одно из главных международных музыкальных событий. Впервые он был проведен в 1842 году. Ежегодные моцартовские фестивали проводятся с конца июля по конец августа. Во время их проведения здесь звучит оркестровая, камерная и духовная музыка, проходят оперные и музыкальные спектакли… В Зальцбурге очень много интересных мест, которые хотелось сфотографировать или заснять на видео. И мы делали это. Красивая центральная площадь Резиденцплац, фонтан Резиденцбруннен, Собор святых Руперта и Виргилия, узкие старинные улочки… Не заметили, как наступил вечер, но он не помешал знакомству с городом, наоборот, представил нам его в очаровании вечерних огней. Особенно романтично и таинственно выглядел в вечернем освещении замок на горе. А какие здесь необыкновенно красочные витрины магазинов! Фантазии их создателей неисчерпаемы. Зашли в концертный зал под открытым небом (в это время шел кинофильм с музыкой Моцарта)… В городе много велосипедистов, для них здесь созданы размеченные дорожки… Использовав день сполна, вернулись в гостиницу…   


                8 августа (четверг) подъем в 6 часов утра, завтрак… Ночью прошел дождь, пасмурно. В 9 часов отправились в Инсбрук. Горы в тумане. Выехали на магистраль, экскурсовод начала рассказ… На автобане через каждые два километра- телефоны полиции и технической помощи. Экскурсовод сказала, что на автобане тоже «пробки», а в субботу на дороге от Зальцбурга была «пробка» протяженностью 45 километров. Проезд по автобану оплачивается. Грузовой транспорт в субботу и воскресенье не может пользоваться автобаном (кроме особых случаев, когда надо получить специальное разрешение). Слева и справа от дороги в зоне населенных пунктов установлены щиты- это поглотители шума. По автобану ехать 170 км, по пути будет несколько тоннелей, самый длинный из них- полтора километра. Высота гор- до двух тысяч метров. Выше 1500 метров начинаются ледники. Самая высокая гора в Австрии- 3987 метров. Дорога до высоты 2500 метров была проведена в 1936 году. Наибольшее количество туристов- из Германии и Японии. Въехали в первый туннель, и сразу же- второй. В этих местах Австрии водятся косули, олени, фазаны, зайцы, тетерева, серны. Нет таких хищников, как медведи, волки, рыси. Но есть лисы. Охота регулируется государством, как и рыбная ловля. 3-й тоннель.   


                В Австрии очень мало посевных площадей. Выращивается кукуруза на силос, это самая ценная зеленая масса, в год два покоса. Развито скотоводство. 4-й тоннель. Справа внизу крупный железнодорожный узел. Замечательное качество шоссе. Пересекли железную дорогу- теперь она слева. По горам стелется туман. Часто встречаются автомашины-дачи на колесах. Дорога вьется между гор, слева журчит-бурлит река. Тоннель для автомобилей, а другой- для поездов. Мост, река далеко внизу, поселок, дорога все время петляет. Мост над ущельем, река, дорога спускается… Слева эстакада над ущельем. В 9-40 появилось солнце. «Пробка» на дороге (ведутся ремонтные работы). Населенные пункты, видим  лыжные трассы с подъемниками. Выехали из очень длинного тоннеля с двумя развилками. Солнце справа, дома утопают в цветах, на балконах, окнах и крылечках… Удивительная красота горных лужаек, чистота. 10 часов- пересекли железную дорогу: она перешла слева направо. Дорога идет между горами. Максимальная разрешенная скорость для легковых автомашин на автобане- 130 км в час, а для автобусов- 100 км в час.    


                Особенность альпийской архитектуры: узаконенный угол наклона крыш, традиция украшения балконов и окон цветами. У каждого населенного пункта (город, хутор, село) свой статус. Существует языческий обычай: подняться по высокому гладко обтесанному стволу и снять для девушки установленные на его вершине цветы- это форма ухаживания юноши за девушкой. Другой обычай: зажигают костры с очень высоким пламенем- прогоняют зиму. Слева по тропе едут велосипедисты. В Австрии носят национальные косоворотки, кокошники. Народная одежда из сукна, полотна, кожи… Шелк не носили- это доступно было лишь дворянам и духовенству. Короткие кожаные шорты- народная одежда… Выезжаем на большую дорогу, ведущую к Инсбруку. Солнце. Экскурсовод рассказывает о тирольцах...  Слово Инсбрук означает «мост через Инн», «Брук»- это мост, Инн- главная здесь река, мы едем вдоль нее. Высота гор здесь до трех тысяч метров, бывают сели и обвалы. В 1976 году в Инсбруке проходили Зимние олимпийские игры, построили две олимпийские деревни, теперь они стали жилыми кварталами. План сегодняшнего дня: выступление хора, пешеходная экскурсия, а в 16-30- отъезд. Время крайне сжато. Что успеем посмотреть?   


                В 12-30- въехали в город, слева стадион, трамплин, костел. В городе около остановок транспорта вывешен план Инсбрука. Пришли на площадь около старинного «Дома с золотой крышей» (Goldenes Dachl), называемого просто «Золотая крыша». Это главная достопримечательность и визитная карточка города. Но «золотая» у этого дома XV века, служившего резиденцией тирольских князей, не вся крыша, а всего лишь крыша его лоджии (крытого балкона). Она декорирована тысячами медных позолоченных лепестков (кто-то подсчитал их количество- 2657 пластин-черепиц). С этого балкона император Максимилиан I, а затем и другие тирольские правители любовались проходившими перед ними рыцарскими турнирами. На этой площади, где собралось много горожан и туристов, и выступил с огромным успехом хор «Радость». Концерт многие зрители фотографировали и снимали на видео…   


                После концерта посетили исторический музей в здании бывшего мужского монастыря. Дали нам и немного свободного времени. Так хотелось посмотреть здесь еще многое, но, увы… Нас торопят. В 17-20 отправились в обратный путь. Едем по другой дороге, остановились около олимпийского стадиона. С его смотровой площадки осмотрели город и сфотографировались на его фоне. В 18-30 снова в путь. Экскурсовод продолжает рассказ. Указатель: до Зальцбурга- 190 км. В 19 час въехали на автомагистраль. Видим горнолыжный лагерь, лыжники здесь на спуске развивают скорость более 100 км в час. Жилье здесь в деревянных домиках стоит не дорого. За окном изумительно стройные ели. Дорога пошла круто вверх, серпантин. Песня «Осень, осень, ну давай у листьев спросим…» 20-50- преодолели перевал, начался крутой серпантин-спуск. Справа вдали на горах виден снег. Очень крутые повороты на спуске. От высоты заложило уши. Девчата исполняют выбранные песни на предложенные самим себе темы: о море, о любви, шуточные, о воздухе, о дороге…    


                В 21-30- глубокие сумерки. Включили песни с диска. Девчата подпевают: «Крепче за баранку держись шофер», «Бежит река в тумане…»  В автобусе темно. До Зальцбурга- 100 км. «Каким ты был, таким ты и остался», «На крылечке твоем», «Спят курганы…» 22-00- до Зальцбурга- 63 км. «Снова замерло все до рассвета». Слева вверху в горах светится одинокий домик, а на небе- Большая Медведица. Внизу слева- электричка. «Я встретил девушку…», «Мы друзья, перелетные птицы», «Вот кто-то с горочки спустился». 22-10- до Зальцбурга- 36 км. Тоннель, слева замок в горах. «Почему же ты мне встретилась лишь сейчас…» (романс из кинофильма «Разные судьбы»), «Будьте здоровы, живите богато»… До Зальцбурга- 2 км. В 22-45- прибыли к общежитию. За весь путь средняя скорость- 55 км в час.   


                9 августа (пятница). В 8 часов- завтрак, в 8-45- сдача своих номеров в гостинице. Выехали в 9-30. До Вены- 300 км. Солнечно, чистое небо. В автобусе звучит музыка. Едем по городу вдоль реки, слева на горе белый замок. Выехали на автобан (четыре полосы). Впереди видны озера, чудо-лужайки. 10-30- приехали на озера (Fuschl am see), на них парусники. Хор «Радость» выступил с концертом в городке на площади, окруженной красивыми домами, обильно украшенными цветами. После концерта общение со зрителями, а затем прогулка к озеру, некоторые девчата успели в нем выкупаться. Зашли в сувенирные магазинчики. В 13 часов отправились в Вену. Люк на крыше автобуса открыт, хорошо продувает ветерок. Замечательные виды за окнами. В 13-15- выехали на автобан, до Вены- 274 км. На высоте 880 метров видим озера, на которых только что побывали, а также другие большие озера. 14-45- до Вены- 154 км. Включили музыку. 17-00- до Вены- 54 км.         


                В 17-40 въехали в Вену, пересекли мелководный канал, едем параллельно линии метро, идущего вдоль канала. Липы, сосны, каштаны. Проехали мимо Государственного оперного театра. С 18 до 20 часов- пешая прогулка по Вене. Сфотографировались около оперного театра, костела, на улицах. В 20 часов отправились к гостинице. Снова проезжаем вдоль канала, в котором протекает ручеек, его можно перепрыгнуть. Приехали к юношеской гостинице около доминиканского костела. В 21час- ужин. 


                10 августа (суббота). В 8 часов- завтрак. Пришли два экскурсовода (так как хор размещен в двух автобусах), и мы отправились на экскурсию. Слушаем в автобусе рассказ экскурсовода, у которого трудная задача- за короткое имеющееся у нас время не только дать общее представление о городе, но и показать наиболее достопримечательное: то, что отличает Вену от других городов, ее «изюминки»...  Вспомнил: когда ранее готовил рассказы «Моя Москва» и «Что показать гостю Евпатории» (они на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2), старался мысленно представить человека, оказавшегося впервые в этих городах… Извините, отвлекся, а экскурсовод продолжает… В Австрии 9 земель, одна из них- Вена, окруженная горами: Северные Альпы. В столице проживает один миллион 700 тысяч человек, площадь- 412 квадратных километров. Заселение этих мест началось еще в период неолита (VI тысячелетие до нашей эры). Первыми обитателями этих мест были кельты. В середине I века нашей эры на территории нынешнего Старого города Вены возник форпост римского легиона- Виндобона («угодье Виндоса»). Вокруг него постепенно стало формироваться городское поселение. Римляне покинули эти места к концу V века. Первое упоминание Вены в исторических документах- 881 год. В древней части города (Старый город) хорошо сохранилась средневековая планировка радиальных и кольцевых улиц. В 1857 году на месте снесенных крепостных сооружений, потерявших свои оборонительные функции, возникли бульвары и много украсивших город зданий.



Наибольшее количество исторических достопримечательностей находится в Старом (Внутреннем) городе. Зимняя резиденция герцогов и императоров- Дворец Хофбург, включающий целый комплекс музейных и других культурных объектов: концертный зал, Музей этнографии, Венский Дом искусств, Австрийская национальная библиотека, Галерея Альбертина (богатейшее в мире собрание гравюр, графики и акварелей), Зимний манеж (Испанская школа верховой езды), Сокровищница (выставка драгоценностей), ландшафтный сад… После Дворца Хофбург посетили летнюю резиденцию герцогов Австрии- Шенбрунн. Побывать в его изысканных Государственных апартаментах (более 1400 комнат и залов!) не удалось, но насладились роскошным парком с фонтанами. Посмотрели здесь и выставку: в одной из аллей парка разместили в несколько рядов тысячу плоских деревянных безликих фигур и рядом с ними щиты-планшеты со сведениями о тысяче наиболее известных посетителей Вены. В парке есть и павильон с живыми летающими бабочками. Время у нас всегда ограничено, а можно было бы увидеть здесь многое: древнейший зоопарк, Музей оружия, собрание старинных костюмов и экипажей… Считается, что в Вене самый чистый в Европе воздух и вода. Сегодня после экскурсии по городу у каждого будет свободное время, а в 20 часов- отъезд домой, в Москву. Снова едем вдоль канала. Экскурсовод продолжает рассказ.   


                Направляемся в сторону Южного вокзала, к дворцовому комплексу Бельведер. Миновали пролетарские районы Вены: здесь дома 1920-х годов, в основном шестиэтажные. В Вене четыре железнодорожных вокзала: Северный, Южный, Западный и Восточный. В 1901 году началось строительство метро. Вот и пятый район, здесь жил Иоганн Штраус. Движемся вдоль трамвайной линии, здесь мало зелени. Въехали в четвертый район, солнце светит в лицо. Справа Бельведер («прекрасный вид»)- бывший дворец-резиденция (XVIII век) принца Евгения Савойского. Теперь в нем Музей австрийского барокко и Австрийская галерея искусства. Подъехали к Южному вокзалу, от него поезда идут в сторону Москвы. 11-00- остановка, сфотографировались, сувениры. Длина центральной улицы- пять километров. Венская государственная опера… Лучшая гостиница «Империал» … Народный парк, здание Парламента, Ратуша (в стиле бюргерства), городской театр. Университет. Вблизи столицы- Венский лес, при упоминании которого сразу возникает ассоциация: вальс Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса».   


                Вена заслуженно считалась музыкальной столицей мира, в ней много мест, связанных с такими великими композиторами, как В-А Моцарт, Л. Бетховен, И. Брамс, Ф. Шуберт, И. Гайдн, И. Штраус… Во время пешей прогулки фотографировали и снимали на видео, зашли в готический Собор Святого Стефана (XII век). Это одна из визитных карточек города. Под собором- старые катакомбы-некрополь. Увидели и находящуюся в центре города так называемую «Чумную колонну», воздвигнутую в 1693 году в память избавления от эпидемии чумы, унесшей в 1679 году треть населения столицы. В Вене много древних памятников, каждый из которых заслуживает стать дополнением к истории, сохраняемой музеями… Даже беглое знакомство с Веной убедило, что это действительно «город парков, фонтанов и просторных площадей». Но это одна из черт австрийской столицы, к которой следует добавить большое количество архитектурных ансамблей, обилие музеев с богатейшими коллекциями…    


                В 20 часов отправились в обратный путь, в Москву. Снова проезжаем вдоль водоотводного канала, вдали видно 65-метровое Колесо обозрения (это тоже один из символов Вены), затем вдоль Дуная, здесь он не широкий. В 20-40 оказались на автобане и затем повернули на дорогу к Братиславе. 21-15- австрийско-словацкая граница. Снова поехали в 22-15. Слева вдали светится Братиславский замок.  22-30- Автозаправка.


                11 августа (воскресенье). В 4 часа- словацко-польская граница. В 6-30- Краков. Едем по улицам Кракова, затем по мосту над рекой Вислой. Остановились на платной автостоянке. Экскурсия до 10-15 с экскурсоводом по Королевскому замку, затем пришли на Рыночую площадь, где много голубей, некоторые купаются в воде фонтана. Взял информационные проспекты в туристическом информационном отделе. Экскурсовод рассказывает легенду о драконах. Большой дракон требовал девушек. Чтобы избавиться от него, ему дали зажаренную овцу, внутрь которой положили серу. От жажды он выпил половину Вислы и издох. Поэтому говорят, что Висла сегодня- это половина прежней Вислы, так как другую половину выпил дракон. Собрались в 11-30 около памятника Адаму Мицкевичу. Отправились в путь в 12-30. Солнечно. Душно. Открыли люк крыши автобуса. Автозаправка. Стоимость 1 литра 94-го бензина- 1,5 злотого (курс валюты: один доллар- 2,73 злотого). До границы с Белоруссией- 175 км. Включили музыку: «Крепче за баранку держись шофер», «Бежит река, в тумане тает», «Каким ты был, таким ты и остался», «Лейся, песня, на просторе», «Спят курганы темные», «Снова замерло все до рассвета», «Мы друзья, перелетные птицы»… За окном поля, солнце клонится к горизонту, небо безоблачно… «Вот кто-то с горочки спустился»… 19-45- при взгляде за окно кажется, будто слились солнце и луна. Действительно ли это так, или это блик-отражение в стекле? Пришли к выводу, что это отражение в стекле. Польско-белорусская граница. До Москвы- 1100 км. По расчетам должны приехать в Москву 12 августа примерно в 16-17 часов по московскому времени. Отправились в путь в 23 часа. 


                12 августа (понедельник). 7-30. Указатель: от Минска- 213 км, Минск уже остался позади…  Указатель: до Москвы- 475 км. Перевел часы с европейского на московское время (на два часа вперед). 9-40- белорусско-российская граница. 10-40- до Москвы- 400 км. Смоленск остался позади. 11-40- выехали из Смоленской области. В 12 часов остановка. Руководитель Детской хоровой студии (ДХС) «Радость» Татьяна Жданова рассказала педагогам и хористам о предстоящих выступлениях и поездках. Остановились, чтобы позвонить в ДХС «Радость» и сообщить, что приедем примерно в 18 часов. До Москвы- 300 км. Включили музыку. «Каким ты был…» 16-30- въехали в Одинцовский район. 17-00- Голицыно. 17-30- Пересекли МКАД. Едем по улицам Москвы. За окном- дождь. 17-45- проехали Гребной канал. Вот, наконец, и прибыли к зданию ДХС «Радость»…    

                Из автобусов путешественники вышли уже иными, чем были в начале пути: в каждом родилось много новых впечатлений…   

               
Юрий Жданов         31.10.2016 


Рецензии