За поворотами лет - 1

                За поворотами лет

     У нашей семьи родня была во всех окрестных сёлах. Если кто-то из них собирался справлять свадьбу, то приглашали мою бабушку, Марьяну, помогать готовить на стол. Три, а то бывало и четыре дня бабушка «пласталась» на кухне, ведь на свадьбу приходило очень много людей и, в каждый день нужно было, по тогдашним обычаям, для счастья молодых, весь в точности обряд соблюсти.
     В тот раз наконец-то меня взяла бабушка с собой за два дня до свадьбы. Шли мы на тот хутор пешком, через поле, ранним утром, ещё до солнца. К обеду мы уже подходили к первому колодцу. У бабушки свои разговоры со встречающей нас роднёй, а меня отослали к родственникам, у которых дочка была немного старше меня. Мы с нею что-то делали по хозяйству, но когда стала портиться погода, Надя предложила мне лезть на чердак. «Там моя комната».
     В каждом сельском доме, на малой половине жила вся семья и отдельной комнаты или хотя бы личного уголка не было ни у кого, хотя каждому хотелось хоть где-то уединиться. Вслед за Надей я полезла по приставной лестнице вверх. Дом у этих родственников был новый, под черепицей и, главное - на чердаке было самое настоящее окно. Я оглянулась. На чердаке было всё, как у нас, только возле окна был приставлен небольшой стол. Возле стола – скамейка. А с правой стороны, прямо на полу, на соломенном матрасе была разослана постель. Тогда конечно никаких простыней не стелили, а стелили сшитые из двух половинок полосатое рядно. Но самое главное – в головах лежала самая настоящая подушка и байковое синее одеяло с белыми полосами по краям. И ещё были куклы, самые настоящие, покупные. (У меня же были дома маленькие куколки, которые я сама из тряпочек сшила). Я была очень робкая, застенчивая девочка, поэтому села на край рядна и только смотрела, как Надя играла своими куклами.
     Начал покапывать дождь, а на чердаке каждую упавшую каплю слышно. Вскоре всё моё внимание захватил дождь. Я теперь смотрела не на Надины куклы, а в открытое окно. Стояла тихая безветренная погода. Ни гром, ни молния не нарушали дробный перестук дождя. Я сняла сандалии и легла на постель, голову положила на край подушки. Смотрела то в окно, то в стекло открытой створки, где как в зеркале отражались соседские хаты, яблони и высокие осокори. И всё это было за пеленой дождя, как будто в другом мире, мне незнакомом и таинственном. Тогда я стала рассматривать само окно и всё то, что стояло и лежало на столе, заменявшем широкий подоконник. А лежали там какие-то потрёпанные книги и тетради с загнутыми краями, разные по величине веретена и лукошко с клубками ниток и… возле левой рамы стоял потемневший от времени кувшин с узким горлышком, а в нём – три камышины с длинными сухими листьями. И этого букета, как мне тогда казалось, нет краше. Я смотрела то на окно, то опять рассматривала коричневые колбаски камышей, то в само окно и слушала умиротворяющую музыку дождя. Эта музыка меня и убаюкала. Я уснула. Надя увидела, что я сплю, закрыла окно, спустилась по лестнице вниз и пошла в хату, залезла на печь и тоже легла спать.
     Поздно вечером пришла моя бабушка, увидела, что на печи только Надя спит, стала её будить и спрашивать обо мне. Еле добилась от неё ответа. Делать нечего, чтоб я не напугалась, когда ночью проснусь, бабушка тоже полезла на чердак. Так мы ту и последующие две ночи спали на чердаке.
     В памяти моей осталась не весёлая свадьба в чужом селе, а чердачное окно и камыши в кувшине.

                ***
     Причину, почему мы поступаем так, а не иначе, порой и сами вовремя не можем осознать. А раздумаемся, то окажется, что в душах наших звучит далёкий отзвук крови наших предков. Именно он, из потаённых уголков нашего подсознания, руководит нашими поступками. Чего уж далеко ходить, я сама тому пример.
     Перед закатом солнца вышла погулять. Июль оправдывает зимние крещенские морозы. Тогда был мороз за тридцать, а теперь жара на том же градусе, только выше нуля. Но земля сибирская, прокалённая морозами, прячет замёрзший пласт всего-то на уровне роста человеческого. Дальше не берёт лопата, жди, когда оттает ещё хоть на один штык лопаты. Вот такими темпами продвигается рытьё подвала у моих соседей.
     А вспомнила я об этом, когда, в луже на асфальте увидела первые жёлтые упавшие с деревьев листья. И это всего-то двадцатые числа июля, а осень уже напоминает о себе. Подняла голову, взгляд заскользил по кронам берёз, лип и ясеней, и невольный вздох вырвался из груди. Так и есть. Первые весенние листики первыми и пожелтели.
     А я всё иду, иду тихим, прогулочным шагом, не преследуя какую-то цель, просто иду, куда ноги несут. А ноги, следуя неосознанной подсказке, далёкого опыта предков, привели меня к центральной дороге, по которой катят тяжёлые гружённые машины, автобусы и бесчисленное количество легковушек. Именно глядя на живой ритм движения, понимаю: жизнь ни на минуту не останавливается. У кого-то годы утяжеляют шаг, но рядом идут по жизни люди, у которых много сил и есть желание достичь чего-то большего. Это только кажется, что они спешат по своим повседневным делам, они по кирпичику выстраивают своё Будущее. Это Будущее не только для себя, но и для детей,  внуков своих… Теперь я понимаю, почему мой дедушка, под вечер выходил за село и садился у обочины шоссейной дороги и долго-долго смотрел на вереницу машин, которые везли на элеватор всё, выращенное на плодородных полях его родного края. Видимо он понимал, что его «желтеющий листик» - это ещё не конец. Другие листики полны жизни, зарождаются почки на ветвях и в следующую весну - распустится новая листва…
     Так вот почему «ноги принесли» меня именно сюда!.. А вот и автобусная остановка, рядом прогретые солнцем скучающие скамейки. Да нет же, не удастся мне посидеть в раздумном одиночестве…  Вот уже из садов, по тропкам через небольшой лесок к остановке потянулись садоводы с полными сумками всякой огородины. Лето в разгаре, но будет и зима…
     Всё правильно – жизнь не стоит на месте. Понемножку, по чуть-чуть, да всё вперёд. Наверно потому мне вспомнился мой дедушка, Федот. Из глубины лет его недосказанная мудрость обретает живую ниточку мыслей у его внучки…

                ***


Рецензии
Наступает время, и тёплые воспоминания греют душу и сердце. Вроде мелочи, а из них и состоит наша жизнь. Спасибо, Анна.

Анна Вальс   18.01.2017 20:21     Заявить о нарушении
Видимо это всё важно, если память столько лет хранит...
Спасибо за прочтение! Заходите!
С Праздником!

Анна Боднарук   19.01.2017 04:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.