Старая гимназия

В историческом центре Самары на главной улице Куйбышева стоит величественное трехэтажное здание в классическом стиле с полуколоннами, пилястрами и портиками, всем своим видом внушающее уважение перед храмом наук, уже второй век размещающимся в нем. Прошедшие годы оставили на рустованном цоколе свой разрушающий след и в последние годы фасад закрыт лесами кажущейся бесконечной реставрации-реконструкции, которая, надеюсь, все же закончится хотя бы к Чемпионату мира-18 по футболу. Но жизнь внутри продолжается и каждое утро, начиная с сентября, огромный дом наполняется сотнями детей, начинающих новый учебный год в средней школе №15 им. Н.А Хардиной, основавшей тут в 1899 году частную женскую гимназию.

Довелось поучиться в ней и мне в начале семидесятых, когда никакого разделения учебных заведений на мужские и женские уже не было. Перешел я туда в третьем классе из 39-й, а покинул ее после восьмого вследствие переезда в другой район города и заканчивал обучение уже в 54-й. На это время пришелся переходный период моего взросления и осознания себя как самоценной личности, со всеми известными издержками, первыми влюбленностями, переживаниями, драками и поисками себя. Несмотря на прошедшие с тех  пор четыре десятилетия, проведенные в ней годы оставили в моей памяти и душе настолько заметный след, что мне до сих пор иногда снятся мои школьные сотоварищи, учителя и кабинеты.

Я до сих пор помню их расположение и могу мысленно пройти из узкого маленького вестибюля налево в фойе с гардеробом и дальше мимо помещения для медсестры и столярно-слесарных мастерских в спортзал и актовый над ним в новой пристройке. Но можно стремительно взлететь вверх из вестибюля и вверх по крутой лестнице в небольшой холл на втором этаже. За расположенными направо кабинетами иностранных языков и математики учились младшие школьники. Аналогично компоновались помещения и на третьем этаже. А налево, за приемной директора,  пройдя классы истории, биологии и физики, можно было спуститься в столовую, библиотеку и мастерскую для женского домоводства. Первые два заведения я посещал с особенным интересом и энтузиазмом.

В любое время года перемены мальчишки предпочитали проводить в узком и тесном дворе, играя в снежки или футбол по погоде, пропуская иногда и звонки на урок. Тогда более аккуратные и дисциплинированные девочки спускались звать заигравшихся под строгие очки учителей. За давностью лет я уже подзабыл имена преподавателей, за исключением математички Полины Ефимовны, особенно много потратившей времени на развитие моих способностей всякими хитрыми задачками повышенной сложности на сообразительность, которые я тогда щелкал как орехи. Равноудачно я учился и по физике, так что после восьмого класса пошел не в художественное училище, что было бы логичным при одновременном окончании детской художественной школы, а в физико-математическую при университете. Но это уже совсем иная история.

Еще меня всегда интересовала история и литература, а сочинения я уже тогда кропал легко, много и с огромным удовольствием, даже на выпускных экзаменах в свободной теме расписывая приключения советского супергероя Штирлица, на которого мечтали походить все пацаны. Понятно, что и рисовал  я тогда заметно лучше многих соучеников, а вот в хор меня брали лишь ради повышенной громкости и заметной  внешности. Увы, ботаника с биологией меня тогда интересовали слабо, о чем я пожалел в более зрелую пору. У меня тогда было столько самых разных увлечений и занятий, от фотографии до рок-музыки, что сейчас можно лишь удивляться, как на все хватало. Сейчас же мне кажется, что можно было бы распорядиться тем временем гораздо разумнее и эффективнее, читать не только фантастику и детективы, но и классику с поэзией, но…

Главное, что я вынес с той поры - это дружбу с многими своими одноклассниками, которую я пронес все прошедшие годы, несмотря на то, насколько по-разному сложились судьбы у многих из них.  Конечно, большинство хулиганов и двоечников навсегда исчезли с горизонта еще в молодые годы, а вот некоторые отпетые троечники преуспели куда больше записных отличников-хорошистов, стали бизнесменами и преуспели в перестроечно-реформенные годы. А вот примерные и старательные ребята, получившие хорошее образование и начавшие нормальную карьеру в советское время, в годы кризиса не смогли приспособиться, спились и потерялись в новой жизни. Лишь немногие выбились в уважаемые и известные люди, если остались и не уехали на панической волне кризисов.

Тем дороже, важнее и интереснее мне те, кто все сдюжил и преодолел, включая и свои слабости. Особенно радуют те, кто смог сохранить в тяжелые времена семьи, вырастить и поставить на ноги детей, обеспечив свое будущее и выполнив долг перед Родиной. Мне приятно бывать в их домах, где царствует взаимоуважение, взаимопонимание, доверие, покой и согласие. Как правило, их сопровождает и достаток, и высокий социальный статус. Но тем обиднее и печальнее вспоминать тех, кто по тем или иным причинам ушел раньше срока. Все это в большей степени относится к парням, у наших соучениц судьбы обычно не столь уж драматично различаются, хотя далеко не всем удалось в полной мере реализовать себя, выйти замуж, родить детей и построить свой дом. Но с них и спрос иной.

А я тем временем продолжаю искать в интернете осколки давнего прошлого, старых приятелей, склеивая из пожелтевших фотографий, общения с найденными прежними знакомыми мозаику давно и безвозвратно ушедших дней. В различных соцсетях организую сообщества своих однокашников, размещаю там материалы из своих оцифрованных архивов, помогаю сотоварищам вспомнить лучшие годы их золотого детства, встретиться с теми, кто так же дорог их памяти. Ведь в сети зачастую сидят в первую очередь люди по тем или иным причинам оставшиеся в фактическом одиночестве и отрезанные от реального общения. А встречи в таких виртуальных группах нередко переходят в реальные отношения. Я надеюсь, что они при этом испытывают те же,  что и я, горьковато-сладкие эмоции, радующие и чуть сжимающие в томительной ностальгии привыкшие уже ко всему утомленные жизнью сердца.


Рецензии