Дача. Дом и августовский путч

Всю зиму просто "чесались руки", так хотелось продолжить работу по возведению дачного домика. Ведь предстояла самая интересная и творческая работа - возведение мансарды. Уже в первых числах апреля 1992 г., несмотря на то, что температура не превышала нуля градусов по Цельсию и шёл снег, я приехал на дачу и приступил к работе. Из оромной железной прямоугольной бочки, высотой и шириной 1,5 метра и длиной 2,5 м. (из неё сейчас устроен бассейн) были вынуты панели из цементно-стружечных плит и железные стропила.
Когда я открыл указанную бочку, а её крышку из тяжеленных металлических листов какие то умники приварили к самой бочке, а тогда не было там ни электричества, ни современных "болгарок", только лом и зубило, в первое мгновение охватило отчаяние. Я понял, что мне не вынуть панели, поскольку они лежали в ящике без зазоров со стенками и весили, каждая, не меньше 50 кг. Но была у меня хорошая особенность организма, которая меня по жизни часто выручала, помимо большой физической силы и неутомимости в работе, за коротким приступом отчаяния наступала лихорадочная работа мозга по поиску выхода из ситуации. Придумал закреплять на гладких стенках панелей технологические такелажные петли из старых дверных ручек и выдёргивать их с помощью ручной лебёдки.
Надо сказать, что тогда уже появился и свой транспорт, Москвич 402, со стажем работы в четверть века. Он мучил не меньше, чем всё остальное. В дневниковых записях то и дело - "отказал аккумулятор", "отказала система охлаждения", "отказал трамблёр" ... Выручало моё "гаражное" образование. Но это был "танк" с умопомрачительной проходимостью, на верхнем багажнике можно было везти "тонну" всяких хороших материалов добытых на помойках и, главное, всякий такелажный инструмент.
Как монтировалась мансарда? На описание этого надо иметь талант писателя. Потому, что это поэма. Через много времени пришлось выпивать с шабашниками, которые строили  в то же время, что и я, соседний дом. Они сказали такое, что у меня выросли крылья от гордости. "Вот мы смотрим, что никак невозможно тебе одному поднять стропила и панели на второй этаж и смонтировать их. Видим, как ты ходишь в раздумье и ждём, когда позовёшь нас помочь и "нальёшь" за это. Уходим на обед. Через час возвращаемся, а уже всё наверху смонтировано." Не знали они, что едучи четыре часа на дачу в электричке, "прогонял" в голове всякие варианты технологии монтажа и приходил на участок с готовой технологической картой в голове. Пока шабашники исподволь наблюдали за мной, я не бродил просто так, а занимался технической подготовкой производства. Готовил инструмент, приспособления, прицеливался к работе... Сейчас, держа в голове эту дачную организацию труда, рассказываю студентам об организации производства вновь разрабатываемой авиационной техники.
Так за 4 апреля были установлены 4 стропилы весом в 40 кг. каждая. А к 1 мая уже дом был покрыт железом. В честь этого, 2 мая были высажены 2 вишни. Они прибавились к высаженным осенью 1991 г. яблоням, груше и сливам. Что делал остальное лето? Не вспомню. Знаю только, что тяжело и непрерывно работал над организацией быта. Кулацкая натура моих предков не давала возможности для праздности. До сих пор, входя на участок, лезет в голову само-собой, вот это надо сделать, вот это ... Уже начал составлять "склерозничек" из этих мыслей. Чуть вползла в голову - её на карандаш.
Описание указанных событий остановились на 1991 г. И вот что вспомнилось. Собирались всей семьёй поехать на машине на дачу. А утром:  "Августовский путч", танки, восстание народа, войска, стрельба, ГЧКП ... Подумали, что ехать опасно, особенно с маленькими детьми. Если по дороге "туда" танки не раздавят, могут Москву закрыть и назад не вернутся. А ехать надо, дела однако. И поехал я один, на электричке.
Всё тихо, спокойно. "...на земле мир, в человеках благоволение!"
Подхожу к своей деревне. Вдруг навстречу бежит старик. Прямо Лев Толстой по обличью своему. Босой. В рубахе на выпуск. Портки болтаются. Седая борода до груди. И кричит мне: Мил человек, как жить то будем? Спрашиваю, а что случилось, дедушка? Да вот, по телевизору ... Отвечаю. Дедушка, ты жил при Сталине? Жил! Как жил? Хорошо? А при Маленкове, Кагановиче, Хрущёве, Брежневе, Андропове, Черненко, Горбачёве жил? Жил, жил! Как жил? Хорошо жил! Вот, говорю, дедушка, и при ГКЧП будешь хорошо жить! Обрадовался дедушка этому сообщению и побежал обрадовать взволнованную деревню.
И ещё вот что подумал. Вот была Первая мировая война, революция, гражданская война. Там "белые", там "красные", там "батька такой то", там бандиты, там атаман такой то, там деревня объявила независимость ... А человек опускал в Питере письмо в почтовый ящик, и шло оно через все эти фронты и вынимали его в Одессе из почтового ящика. Покупал человек билет на поезд и ехал через все эти фронты...


Рецензии