Сказочные возможности

Из чего же придумать сказку? Да из чего угодно. Просто надо оглянуться вокруг, и представить обычную вещь в необычном месте. Вот, например, на прогулке сегодня вы лепили с малышом снеговичка, такого, маленького, с ладошку. А потом ребёнок решил, что домой без него не пойдёт. Вот вам и сказка, по крайней мере, сказочное начало.

  ... Принесла Машенька Снеговичка домой, поставила на стульчик и пошла ужинать. А снеговик стоит, жарко ему в доме. Смотрит Машенька – тает Снеговичок. Что делать, как Снеговичка спасти?

А дальше ваша сказка может повернуть куда угодно. Спросите свою Машеньку: "Что делать?", -  и послушайте её ответ.

Подумала – подумала девочка – и поставила Снеговичка в холодильник. На верхнуюю полочку.
И снова ваша сказка сможет сочиняться по-разному. Спросите свою Машеньку: "Что делал Снеговичок в холодильнике?"

... Перестал он таять; холодно в холодильнике, хорошо! Стоял – стоял, скучно ему стало. Попробовал выйти – дверца не открывается. "Ну что ж,- подумал Снеговичок, - поживу пока тут".   И тогда он решил построить себе домик. Оглянулся: из чего же строить домик? Смотрит: лежат сосиски…
Вот вам один вариант. Или можно иначе:

... Рядом лежало Яблоко. Вот Снеговичок его и спрашивает: "Ты кто такое? и откуда взялось?" ... И завязался у них разговор.
А может, Снеговичок подружился с луком-пореем? А может, на него зарычала селёдка?  И потом: а что было дальше? Как он выбрался из холодильника? А может, Машенька ему помогла?

 ... Пожалела Маша снежок и отнесла его снова на улицу: пусть полежит на морозце.
Лежал – лежал снежок и покатился. Катится, катится. Снег прилипает к его боками. Снег прилипает, растёт снежок. И докатился он до снежного кома, который лежал в сугробе. Прикатился и рядом встал.
- Здравствуйте!
- «Здравствуй!
- Давай играть в превращения!
- «А как это – в превращения?, - спросил удивлённо снежок Снеговичок.
- Забирайся-ка на меня, - сказал снежный ком.
И снежок закатился. Сначала на сугроб, потом на комок.  И они, все вместе, вдруг превратились... в большого Снеговика.

Но это оказался неправильный Снеговик: без глаз, без носа, без ротика и даже без ручек. "Ой, что же мне делать?  Кто же поможет?", - подумал белый Снеговичок.

 Вышла Машенька  на прогулку, увидела Снеговика  и сказала: "Я  помогу".
Взяла шишку и сделала нос. Вот так. Из маленьких камушков сделала глазки. Вот так. Из веточки – рот, который улыбался. Что ещё надо сделать? "Руки!" - сказал Снеговичок.  Маша сделала ручки из двух комков снега. Как она их сделала? Правильно, взяла снег в руки, слепила маленький снежок и покатала по снегу; а потом прилепила, куда положено, вот сюда. А на голову  Снеговика она надела жёлтое ведёрко.

Какой красивый и весёлый снеговик получился! А потом помахала Снеговику ручкой и пошла домой. А Снеговичок остался на улице.

Стоит снеговик под окошком и  улыбается. Маша подвела маму к окну  и сказала: "Вот тебе подарок, мама!"
Мама очень – очень обрадовалась: "Какая ты молодец, моя доченька, спасибо!".
Вот так.
 
Кстати, ПОВОРАЧИВАЯ СКАЗКУ КАК ВАМ УДОБНО, вы:
- найдёте  весёлое дело на прогулке или дома (развести в баночках с водой краски и сделать разноцветный снег, или, например, этот снежок покрасить)
- сможете исследовать свойства воды и снега, провести серию опытов: исследовательский эксперимент… ( как снег превращается в воду и вода – в снег или лёд),
- поможете выучить цвета («Какого цвета глазки? А носик?») ;
- познакомите ребёнка с устройством тела;
- займётесь устным счётом (пересчитывая ручки – носик – глазки, пересчитывая снежки);
- покажете, как сделать подарок и как приятно его подарить;
- легко и без капризов приведёте ребёнка домой  (когда не хочет идти, а пора).

А если вы принесёте домой снег в ведёрке, и подождёте, когда он растает, и покажете малышу, какого цвета стала вода – вредности по поводу мытья рук отпадут сами собой.

А ещё вы дадите почувствовать малышу, как это приятно: радовать других. Маленькие дети – эгоцентристы, и думают, и заботятся они исключительно о своём личном благе; а научить их думать - заботиться о других – это уже наша забота.

Как видите, сказка  появится – и повернётся куда угодно.
Только и надо сделать, что
 1. Посмотреть на обычный предмет и
 2. Отправить (поместить) его в необычное место, и
 3. Сказать себе: что будет, если...

из книги "Сказочные возможности", издательство "София", 2007г.
Обложка нового издания издат. "Академический проект"
фрагмент из книги
Сказочные возможности: воспитание без назидания, Некрасовы Заряна и Нина

 


Рецензии