Заметки по ходу... пьесы-5

                Коротко о скрепах

 Многотонная конструкция высотой около двадцати метров совсем скоро станет ещё одной достопримечательностью нашей столицы. Бронзовая глыба на гранитном пьедестале займёт выделенное ей место на Боровицкой площади. Открытие памятника без сомнений станет мероприятием, наполненным торжественными речами с множеством аллюзий и обращений к духовным скрепам. А как же иначе? Ведь над москвичами и гостями города возвысится князь Владимир Красное Солнышко, а на постаменте будут размещены барельефы, отображающие крещение князя, принятие православия на Руси и объединение земель. В связи с предстоящим событием в очередной раз рискну предположить, что не только меня и моих близких знакомых, соседей по дому (мы уже не раз и не два обсуждали эту тему) охватили размышления, касающиеся отношения к истории государства российского. Да и к самой истории как таковой. Не растекаясь мыслью по древу, перейду к сути. А именно, я для себя выделил два главных аспекта-достоверность информации о той или иной личности и как следствие, восприятие этой личности современниками. Вторая сторона неминуемо цепляется за первую. По-другому просто не получится. Однако, когда речь заходит о князе Владимире здесь и проявляется типичный когнитивный диссонанс. Ведь опираясь на доступные нам, гражданам России, живущим в XXI, источники можно сделать вполне определённый вывод-князь Владимир Святославич, фигура, мягко говоря, неоднозначная. Я не стану приводить жуткие подробности, связанные с образом жизни крестителя Руси и от которых кровь стынет в жилах. Они достаточно хорошо описаны и повторяться нет смысла. Но задаться вопросом всё же стоит. Вероятно, он примет риторический (исходя из моего вывода о столкновении конфликтующих идей) характер и тем не менее. Является ли князь Владимир той объединительной исторической личностью для современной России? Особенно учитывая планируемую дату открытия (День народного единства, отмечаемый 4 ноября) памятника великому князю киевскому, новгородскому и прочая и прочая. И вот что в этой связи мне хотелось сказать. На мой взгляд, единственным праздником, по-настоящему связывающим в единое целое, в монолитный кулак, поколения, многочисленные народы (и что немаловажно, разных вероисповеданий) России, был и остаётся день Победы. 75 лет назад шла ожесточённая, в буквальном смысле, не на жизнь, а на смерть битва за Москву. Непосредственным участником тех памятных сражений был Абусаид Валиевич Исаев уроженец села Доргели Карабудахкентского района республики Дагестан.


 Короткие строки биографии Абусаида Исаева:

родился в 1909 году. Закончил Махачкалинский зооветтехникум, работал врачом-ветеринаром. С 1935 по 1938 год он студент 2-го Ленинградского медицинского института. С 1938 года А. В. Исаев — старший врач 3-го воздушно-десантного батальона. С первых дней Великой Отечественной войны А. В. Исаев на фронте — как десантник-парашютист и военврач.

Начальник штаба полковник П. Базелев пишет:

«По характеру военврач Исаев был добрым и отзывчивым человеком. За это его очень уважала боевая семья десантников. Для парашютистов он был не только доктор, но и боевой друг, товарищ, человек завидной отваги и мужества»

 В его короткой жизни нашлось место и героическим поступкам, я предложу вниманию читателей только один, ставший последним. К весне 1942-го тяжёлые бои шли в Смоленской области, советские войска перешли в наступление. Перед парашютистами-десантниками стояла задача захватить опорный пункт Ключи. Абусаид Исаев вместе с санитарами прямо в поле, в оврагах (!) проводил сложнейшие операции. Да ещё помогал выносить с поля боя раненых. Нашим солдатам удаётся занять окраину села, в одном из уцелевших домов Исаев устроил медицинский пункт. Раненые прибывали непрерывно. Абусаид оперировал бойца, когда около дома разорвалась мина и осколок ударил в живот Исаеву. Резкая боль заставила его лечь на пол. Когда к нему подошли санитары, он был уже без сознания. После оказанной помощи Абусаид встал и… продолжил операцию! (я читаю эти строки и поражаюсь мужеству этого человека, мужеству и самоотверженности). Санитары вытирали пот с его лица, подавали необходимые инструменты. Но боль в животе усиливалась и Абусаида положили на соломенную подстилку. После укола стало чуть легче и Исаев сказал:

«Ничего, все пройдет. Надо оперировать…»

Когда селение Ключи полностью очистили от противника Исаев заканчивал шестую (!!) операцию. И в этот момент открывается дверь и на носилках вносят лейтенанта Петрова, близкого друга Абусаида. Превозмогая мучительную боль, хирург начал седьмую операцию! Исаев умер на своём посту, рядом со спасённым боевым товарищем.

…Абусаид Исаев похоронен недалеко от того медицинского пункта, где оперировал раненных бойцов в поселке Всходы Угранского района Смоленской области. Полковник Н. А. Шевяков вспоминает:

«Мы подготовили и послали документы командованию о присвоении звания Героя Советского Союза (посмертно) Абусаиду Исаеву за проявленное мужество и героизм на войне»

Командование решило наградить военврача II ранга Исаева орденом Ленина.

… Друг Исаева лейтенант Петров и остальные спасённые врачом воины дошли до Берлина!

А теперь представьте,что вместо огромного памятника князю Владимиру на Боровицкой площади без излишней помпезности и пафосных речей откроется скромный обелиск военврачу из села Доргели что в Дагестане. И предварит это событие телепередача, посвящённая человеку неоднократно проявлявшему настоящее мужество в период тяжелейших испытаний, через которые прошли такие же как он обыкновенные люди, не обременённые титулами и властью. И не абы какая передача, идущая далеко за полночь, а в праймтайм по одному из центральных телеканалов, чтобы побольше народу узнало об одном из защитников Отечества, коим несть числа… И мне бы очень хотелось, чтобы этот обелиск со временем стал символом (обойдусь без эпитета святым) нашей многонациональной страны, таким же как вечный огонь у Могилы Неизвестного Солдата.

…Но ничего подобного не будет и через три дня князь Владимир, словно командор пришедший из вековых глубин, будет смотреть с высоты на граждан России.


Рецензии