Исаак Левитан. У омута
Исаак Левитан.У ОМУТА. 1892г.Холст, масло. 150 ; 209 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина «У омута» была задумана и начата в 1891 году, когда Исаак Левитан жил в деревне Затишье в Тверской губернии, которая ныне находится на территории Старицкого района Тверской области. Вместе с ним была его спутница, художница Софья Кувшинникова, а пригласила их провести летнее время в тверских краях Лика Мизинова, которую Левитан хорошо знал как близкую подругу Марии Павловны, сестры Антона Павловича Чехова.
Левитану понравился пейзаж омута у старой развалившейся мельницы, и он начал делать карандашный набросок.
Баронесса Вульф поведала легенду об этом страшном месте. Оказывается, здесь бывал Пушкин, когда гостил в имении Малинники. Великий поэт записал рассказ о трагедии, случившейся у заброшенной мельницы.
У старика-мельника была любимая дочь Наташа. Красавица и шалунья. А у деда баронессы Вульф - конюший. Сама судьба свела их. Наталья уже ждала младенца. Кто-то донес об их любви барину. Конюшего секли. Полуживого отправили в солдаты.
Наташа утопилась...
Левитана рассказ Анны Николаевны Вульф очень взволновал. С чувством тревоги он ходил у плотины, возвратился туда же и на следующий день. Постепенно он пришёл к мысли о том, чтобы написать картину
Художник не раз ходил к омуту. Бродил по шатким бревнам. Вглядывался в тяжелые блики заводи.
Кувшинникова, подруга Левитана, позже вспоминала:
"...Целую неделю по утрам мы усаживались в тележку - Левитан на козлы, я на заднее сиденье - и везли этюд, точно икону, на мельницу, а потом так же обратно".
Но дело не ограничилось неделей. Настала осень. Софья Петровна Кувшинникова уехала.Художник остался один.
В начале 1892 года картина была закончена. Она экспонировалась на 20-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в 1892—1893 годах в Санкт-Петербурге и Москве.
Большой холст купил Третьяков. Но Левитан был недоволен картиной. Уже после того, как полотно экспонировалось, художник, по рассказам, переписывал его.
Мы не знаем, что именно исправлял Левитан. В пору увлечения открытиями импрессионистов полотно знатоки считали черноватым.
На переднем плане изображены мостки, переходящие в брёвна плотины, справа от которой находится омут. За плотиной, на другой стороне реки, продолжается узкая тропинка, которая, огибая прибрежные кусты, ведёт в сторону тёмного леса.
Непрерывная линия, составленная из мостков, плотины и продолжающейся за ней тропинки, является стержнем композиции и подчёркивает глубину пейзажа, как бы приглашая взгляд зрителя пройти за собой и проникнуть в чащу сумеречного леса
Несмотря на то, что река неширока, преодоление этого пространства оказывается непростой задачей. Сумеречное освещение и нависшая над «гиблым местом» тишина вызывают чувство тревоги и неуютности, ощущение «драматической неразрешённости» и даже чувство опасности, появляющееся вместе с желанием броситься в это «грозящее гибелью пространство».
По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «всё тревожно и напряжённо в этом пейзаже: и темнеющая зелень деревьев и кустов, и жёлтая в свете заката вода, по-разному, но равно драматичная и в стоячем зеркале справа и в тревожной ряби слева»
Сдержанность палитры. Благородство колорита лишь подчеркивает драматизм поэтической основы произведения.Это картина-песня...
Ее можно „слушать" часами. Так жизненно передано состояние тяжелой тишины этого уголка природы.Чрезвычайно точны, взволнованны воспоминания Федора Шаляпина:
„Чем больше я виделся и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем острее я стал понимать и ценить то большое чувство и поэзию в искусстве, о которых мне толковал Мамонтов".
" Протокольная правда, - говорил Левитан, - никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку."
Свидетельство о публикации №216110101501
С уважением,
Владимир
Владимир Врубель 01.11.2016 21:03 Заявить о нарушении
Алина Алексеева-Маркезин 01.11.2016 23:12 Заявить о нарушении