Греческие Боги говорили на тюркском...

(цитаты из книги "Откровение Вещего Кота", начало см. в статье Минойская цивилизация)

Языковый фактор

И как дополнение к совпадению первых двух факторов в активе третьего фактора - языкового  было одно единственное слово из языка крито-минойцев с точно установленным значением, это ...“слово “kuro” , часто сопровождающее числовой результат подытоживания общего количества учитываемых предметов и означающее, следовательно, “итого, всего  [с.26,  Молчанов, Нерознак, Шарыпкин, 1988]”.
В тюркских и монгольских языках слова с корнем “kur” имеют, кроме прочих значений, также значение “собирать, составлять”. Ср. выше - ‘сбор; множество + собака’ (КУР + ИТ = КРИТ).

Прежде чем продолжить рассмотрение языкового фактора, поясню, что именно я понимаю под часто встречающимся в работе условным термином (словосочетанием) “тюркский язык”. Я не трогаю турецкий и древнетюркский языки, чтобы доказать, что остальные тюркские языки не моложе указанных. Прежде всего, мной будет использоваться словарь казахско-русского языка. И вот почему. Из упомянутого выше сообщения Менандра Протектора становится ясно, что ставка кагана тюрков располагалась у горы Эктаг, название которой он переводит как “золотая (светлая) гора”. А в упомянутом выше отрывке из Кардизи, приведённом Бартольдом, сказано, что кимаки зимой “...уводят лошадей в отдалённую страну, в место Октаг”. Можно сделать вывод, что местность Октаг была родовой зимовкой кагана кимаков. Если предположить, что Октаг кагана кимаков и Эктаг тюркского кагана это одна и та же местность, то вне зависимости от того, где находилась эта местность,  близкое родство кагана кимаков и кагана тюрков вполне предполагаемо.
Вторым словарём, используемым мной в работе, стал узбекско-русский. В первую очередь, в вопросе выбора второго языка я руководствовался данными антропологии. Повторю, что среди узбеков встречаются представители как долихокранного, так и брахикранного антропологического типа, встречавшихся в интересующее нас время на Крите.
Нетрудно заметить, что этнонимы “узбек” и “казах” в  исторических письменных источниках зачастую являются словами-синонимами. И это довольно странно и удивительно, т.к. даже для непосвящённого человека эти два языка на слух различаются. Интересно простое звуковое (на слух) сравнение языков карачаевского и ногайского с узбекским и казахским. На слух карачаевский ближе к узбекскому, хотя относится к кыпчакской группе тюркских языков также как и казахский, а узбекский в свою очередь к огузо-карлукской группе. Ногайский же по логике указанного выше факта разделения ногаев с казахами должен быть близок казахскому, но он также демонстрирует начальное Й вместо Ж.

Вероятную правильность моего выбора в качестве второго языка  подкрепила и следующая цитата: “Когда между ними (т.е. кимаками - Т.И.) и гозами бывает мир, то зимою вступают в общение с гозами.” [с.34, Прошлое Казахстана..., ссылка - Худуд Ал-Алем, 36]. Из этого следует, что зимовка кагана кимаков и зимовка предводителя гозов могла находиться в одном и том же месте, а именно, в местности Октаг (Эктаг?), что может подтверждать не только древнее родство предводителей кимаков и гозов, а также и то, что местность Октаг (Эктаг) была, вероятнее всего, на границе областей кимаков и гозов.
Из этого же исторического произведения, известно, что в земле кимаков (каймаков) была область Озжифжак (Андар аз хифчак), название которой может быть просто арабизированной формой сочетания этнонимов УЗ-КИПЧАК. К тому же анонимный автор Худуд Ал Алема отмечает, что жители Озжифжака “в некоторых отношениях по нравам сходны с гозами.” [там же...]. Начальное АНДАР можно понять как “анты” - находящиеся в антском родстве сваты-кумовья, что само по себе может также образовывать общий этноним “антов”. (Не исключено также, что эти анты были родственны антам Иордана). 
Так как области обитания гозов и кимаков в исторической литературе приблизительно очерчены, а зимовать гозам и кимакам приходилось, скорей всего, на юге своих владений, то вероятность того, что Октаг кимаков (и гозов) и Эктаг тюркского кагана это одна и та же местность ещё более повышается.
Позднее эта местность называлась Моголистаном (Вечным Станом) или Синей (Небесной) Ордой. Тюрки, проживавшие в этой местности, могли именоваться “синими (голубыми, небесными) тюрками”, или “вечными” что соответствует эпитетам тюркской, а позднее монгольской (вечной) правящей элиты.
Следовательно, для полного понимания речи, которая была слышна в палатах тюркского кагана, необходимо рассматривать в совокупности два языка - язык гозов и язык кимаков вне зависимости от того, какой именно из них окажется казахским, а какой узбекским.
Показательным, на мой взгляд, является присутствие в словаре казахского языка выражения ТYР АKТАУ ‘избрать постоянное местожительство’, что может пониматься как - ТYР ‘стой; пребывай; живи’ + АKТАУ (!).
В Казахской советской энциклопедии Х. Алпысбаев пишет, что в неолите стоянка древних людей выявлена «…в нижнем слое пещеры Караунгур на берегу речки Ушбулак и у подножья горы Актаг» [c.139]. Лично я насчитал три «белых горы» - на юге, в районе Караганды и город Актау. Если я не ошибаюсь, то такое расселение с древности, может соответствовать расселению трёх казахских жузов. Но, я отвлёкся. Вернёмся к языку.
Возможно, правильнее было бы не применять вообще термин «тюркский язык», а называть этот древний язык киргизским (бурутским) или ногайским, или же придумать свой термин, например – «тюркутский язык», т.е. тот язык, в котором присутствует тюркский дух, но… я изначально предполагаю, что все тюркские языки древние. К тому же отдаю дань уже сложившейся и устоявшейся традиции. Кстати, предположение об изначальной древности тюркских языков непосредственно относится к выбранной мной точке отсчёта – острову Крит. Ведь в казахском языке слово АРАЛЫK «островной» означает также «международный»!

Вернёмся к языковому фактору. По авторитетному мнению учёных, язык древних обитателей о.Крит не относился к индоевропейской семье языков и это весьма существенное замечание в комплексе с фактами культурологической и антропологической общности тюрков и древних критян значительно сужает поле поиска возможных претендентов на критское духовное наследие и делает перспективы  решения поставленной мной задачи весьма осязаемыми и привлекательными.

Следует оговориться, что кроме вышеупомянутого слова, в личном активе, еще со школьной скамьи, имелось нечто удивительное, с чего, собственно, и началось более пятидесяти лет назад мое исследование.
Это тот факт, что имена греческих богов и пр., не находя, как известно, переводов с древнегреческого языка, переводились мной, сохраняя свою семантику, с   казахского   и   узбекского   языков (кстати, доступных любому исследователю по словарям).
Не так давно “шала казахами” степняки обычно называли детей от смешанных браков, чьи отцы были узбеками (огузо-карлуками по языку), а матери казашками (кипчачками по языку). Отсюда и моя  идея сложения словарных данных двух языков - узбекского и казахского.

                Привожу отдельным списком  в русской транскрипции некоторые имена, а также слова, оставшиеся в памяти греков от догреческого населения.
В списке в фигурных скобках жирным шрифтом выделено вероятное звучание приводимых слов и имён в диалектах Кр.М (крито-минойского) и К.М. (кипро-минойского) языков. Знаком ++ обозначается комплексное сложение слогов, когда в одном слове подразумевается звучание сразу нескольких слов, имеющих однозвучные элементы.
Заранее оговорюсь, что некоторые из приведённых примеров предложены мной  исходя из возможного применения в древности особого сакрального консонанта. Скелет слова, например, имя божества, состоящее из одних согласных, может предполагать звучание разных гласных впереди, позади и между согласными звуками. Таким простым способом имя божества заключает в себе множественный смысл функций, нарекаемого конкретным набором согласных букв божества.


Глава  вторая          
СПИСОК №1 СЛОВ  И   ИМЁН


1
                ЗЕВС  /ЗЕВЕС/    
                повелитель грома и  молний

     /каз./     ЖАЙ{ЗЕЙ}‘молния’ + БАС{ВЕС}‘начальник; глава’.         

                ЖАЙ также может иметь переносное значение ‘гром’.
            Ср. ЖАЙ ТYСКЕНДЕЙ ‘как громом пораженный’.

                ЖЕБЕ{ЗЕВЕ} ‘стрела’ + СУ ‘вода’.               
                В мифах подчеркивается, что громовержец Зевс  посылает небесные воды


2
                ПОСЕЙДОН
                владыка  подводного мира; ему принадлежат все
                сокровища, скрытые под водой

    /узб./     БОШ{ПОС}     +      СУВ{СЕЙ}      +    ДУНЁ{ДОН}               
             ‘начальник; глава’      ‘вода//водяной’     ‘I мир II сокровище’


3

                АИД
                владыка царства мертвых, а также само царство

                АЙТ - у казахов и узбеков праздник после  долгого поста,
           в программе которого посещение могил и поминовение предков


4
                ХАОС
        греческ. ‘разверстое пространство’, ‘пустое протяжение’.  Понимается как первоначальное беспорядочное состояние материи

KУЫС /каз./  ‘пустота’; тех. ‘пустое пространство’


5
               
              ОЛИМП       
                гора, с которой  бессмертные боги правят миром и
                вершат судьбы людей.

   {ОЛИМ} ОЛАМ/узб./, ЭЛЕМ/каз./  +   {ПИ}БИ ‘судья’;
       ‘вселенная, мир’            {ПОС}БОШ,БАС ‘вершина; верхушка; начало’.       
            
                ЎЛИМ, ОЛIМ ‘смерть; кончина’ +  {ПИ}БИ ‘судья’.            
              {ОЛИМПС} -  комплексное из ОЛМЕС  ;  {ПОС}, где
                ЎЛМАС, ОЛМЕС ‘бессмертие’.


6
                ЭОЛ
владыка ветров.  Судя по действию “эоловых струн”, Э. также ветер времени и перемен.
               Комплексное из:   
    /узб./    ЕЛ ‘ветер’
                ЙИЛ ‘год’
                ЙЎЛ ‘1. дорога, путь 2. направление’.               


7
            АФРОДИТА  
        богиня любви и красоты (именовалась блудницей).

       /узб./   АВРАТ ‘женщина’  ;  АВРА(МОК) ‘обольщать’+               
                + ДИД ‘вкус, чувство изящного’.
               
      /каз./АУ 1.‘сеть’ 2. ‘охота’  ; ОРУ ‘плести’ +  ДАТ ‘неприязнь, месть’.
Ср. эпитет А. - “козниплетущая”. /“АУ” может переходить в “АБ” (АВ) -  АУЛАЙ ХАН = АБЛАЙ ХАН - имя хана казахов/.
               
 {АФР} ‘хлопоты’компл.      +  ОТАУ ‘отделившаяся семья’+
       из: АБЫР; АПАРУ; ЭПЕРУ                +  ТОЙ ‘свадебный пир’.               

              АПА ‘мать’ +  РУ ‘род’    +  ТУУ ‘родить’  +  ТОЙ ‘праздник’.
    АУ‘сеть’ ; YРЕЙ‘душа’ + ТYТЫ(ЛУ) ‘быть задержанным, пойманным’.
             АУРУ ‘болезнь’ + ДЭТ ‘терпение; позволение, разрешение’.      
       Ср. Афродита является также богиней браков и покровительницей рожениц, но может насылать и болезни. Опоясывание  сетью с целью скорейшего зачатия плода, а также во время беременности и самих родов зафиксировано этнографами у многих народов мира.
       Афродиту называют также “пенорожденной” или “кипророжденной”, т.к. она появилась из пены вблизи о.Кипр (вар.: Киферы). Ср. созвучность: КОПIРШIК /каз./ ’пена’.
               

8        
               ЭРОС   
            бог любви.
              /каз./   АРЫС ‘супруги’. ОРШУ‘размножаться’.
             (Ж)АР‘супруг, супруга; жених, невеста, возлюбленный(ая) + 
                +    СYЮ ‘1.целовать; 2.любить; 3.ласкать’.
               
 9
                АРЕС
                бог войны.
     /узб./   ЯРА ‘рана, ранение’. ЮРИШ ‘поход’. ЯРАШ‘перемирие’.
                ЭР ‘мужчина; мужественный человек’;      
     /каз./   ЕР ‘1. мужчина 2. герой; богатырь; храбрый; мужественный’  ;
                + РЕША/узб./ ‘корень’ - букв. “корень героев”.   
                YРУ  ‘бить; колотить; ударять’. YРЫС ‘бой, битва’.
                АРЫС(ТАН); АРЫС(ЛАН) ‘1. лев 2. символ храбрости, смелости’.               


10
         
               АРТЕМИДА
              девственница, защитница целомудрия.

   /каз./ АР‘совесть; честь; стыд’ + ДЭМЕ‘надежда, упование’                +    ТУУ‘родить’.
                + ДАМЫТУ‘развивать; продвигать вперед’.
                Ср.  эпитет А. - “надежду рождающая”.

          ОРТА‘центр, середина’ + МYДДЕ‘чаяние, желание; цель’.
                А. призывали, когда надеялись на меткий выстрел.

           ОРТА‘центр’+ МИ‘болото’+ ТОЙ‘свадебный пир’.
           Святилища А. часто находились вблизи болот. Перед свадьбой А.               
           приносилась искупительная жертва.

            АРТУ перен. возложить; поручить  ;
   (Ж)ЕРТI ‘обязать землю’ + МИУА‘плод; фрукты’ + ТУУ‘родить’.      
             Ср. эпитет - “навораживающая добрые плоды”.
 

11

                АПОЛЛОН
             бог искусства и художественного вдохновения.
    
     /каз./   (Ж)АППАЙ‘массовый, всеобщий’ + ОЛЕН* ‘песня, стихи’.
                + ЭЛ‘сила, мощь’; ЕЛ‘народ’+ ОНУ‘прибавляться.
                Из мифов известно, что А. “дает силу народу”.
         *Ср. имя ликийского сочинителя гимнов - Олен [Геродот, IV, 35].

    /узб./    ЭПЛИ‘умелый. ловкий’.

  АФВ ‘прощение; помилование’ + ЎЛИ(К); ОЛI/каз./‘мертвый’++ ИЛОН‘змея’                А. получил очищение от убийства змея Пифона. Ср.распространённый мотив в скульптуре - “Аполлон, убивающий змею (ящерицу)”.


12
                УРАН
                бог неба
        УРАН - в тюркских языках отличительный клич (пароль) народа. Т.к. в греческой мифологии Уран - Бог Неба, следовательно, в данном случае, слово КОК‘небо’, по всей вероятности, было именем народа (догреков) и поэтому подверглось табуированию. Ср.  ГЁК  ТЮРК, т.е. ‘небесный’, ‘голубой’ тюрк. Эта же этимология в имени троянского героя – Гектор (небесный господин). Согласно греческой мифологии, Критом в древности управлял царь по имени «звёздный».   
         Предполагаю, что русский боевой клич ‘Ура’ мог быть отличительным ураном “голубых”, т.е.“небесных тюрков” - союза племен торков, берендеев, чёрных клобуков и др. тюркских племен, являвшихся конной гвардией русского воинства.
 

13
                ГЕФЕСТ
                бог  огня и кузнечного дела; один из самых почитаемых               
                богов среди ремесленников и мастеров г.Афин. (На Крите 
                найдена культовая наковальня – т.н. железный куб).

  /узб./ {ГЕП} КОП‘много, множество’ + ПЕША‘ремесло’+                +  ТУУ/каз./‘рождать’.
                +  ЎТ, ОТ‘огонь’.
   /каз./ (Э)КЕ‘отец’ + ПЕШ ‘печь’ + ТАУ‘гора’.
       Г. это римский Вулкан.


14            ГЕРМЕС
            проводник душ умерших.
   
  /каз./       КОР ‘могила’+ МYСЭ[ПIР] ‘странник, путник’(где                ПIР ‘старец, мудрец’).
     
                КОР ‘фонд; запас’ + МЫС ‘медь’; МОСЫ ‘треножник’.
Г. - бог торговли. В древности треножники и медные слитки служили  денежными единицами.

                КАЙЫРЫМШЫ ‘проявляющий заботу, милосердие’.
                КОРЫМ‘1. старинное кладбище  +
                2. каменные насыпи крупных размеров’

              КОРМЕ‘выставка’+ ШЫ(ШI)-именной аффикс,    указывающий   
                на профессию, т.е. Г. - “работник выставки могил (кладбища)”.

            {ГЕР}КОР‘могила’+ {МЕС}МЕЖЕ‘межа’.
В древности гермы- груды камней или каменные столбы, которыми отмечались места погребений служили путевыми знаками и охранителями дорог, границ, ворот.
               
               КIРУ‘входить’+МСЕК-суффикс, образующий существительное.
                Г.  именовался  “привратником”.

                КЕРI‘обратно, назад’+ (Ж)YМСАУ‘послать’.
                Г.- посланник богов.

                КIРМЕ‘пришелец’. Г.- покровитель путников.

                КЫРэпич.‘крылатый’* + МЭСI‘ичиги’.
                * Ср. КЫРАТбукв.‘крылатый конь’ - имя коня Кероглы.
                КУЛАГЕР ‘крылатый жеребёнок’, где КУЛЫ(Н) ‘жеребёнок’.
                Г. носит крылатые сандалии.

                КОР‘фонд’ + МАШЫК ‘навык, упражнение’.
                Г.- покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики.

КОР ‘фонд, запас’+ МYШЕ ‘подарок’.
Г. любит раздавать подарки.

(Э)КЕ ‘отец’+ YРЫ ‘вор’+ МYШЕ ‘член’.
Г. особо почитался ворами.


15             ГИАЦИНТ  ( ГИАКИНФ )
      божественный символ умирающей и воскресающей природы.               

         ГИЁ ‘растение’ + ЗИНДА ‘живой’.
В названиях и именах собственных прилагательное может следовать за существительным. Например: ШАХИ ЗИНДА ‘царь живой’(название мавзолея).

          КУВВАТ, КУАТ/каз./ ‘сила, мощь, энергия’ +  ЗИНДА ‘живой’.
          ГИЁ‘растение’+{КИН}КОН‘кровь’ +  ТУУ ‘родить’.
Из крови Г. выросли цветы.

     /каз./  КYЙ ‘мелодия’  +  АКЫН ‘поэт’+ ТУГМОК; ТУУ ‘родить’.

КИЯК ‘название травы, растущей на песчанной почве’+
                + ЫНТА ‘страстный порыв’.
Культ Г. был вытеснен культом Аполлона, что говорит о родственных функциях обоих божеств.               

КАЙЫК ‘лодка’+ IН ‘нора’+ ТАК ‘трон’.
В праздники гиакинфий Г. приносили жертвы через дверь в троне статуи Аполлона (напр.: Амиклы). Гиакинфии справлялись на Пелопоннесе, в Малой Азии, на юге Италии, в Сицилии, в Сиракузах. Такое широкое распространение культа Г. было бы невозможно без использования водного транспорта.


16
              АФИНА
           богиня мудрости и справедливой войны.

                АЙ ‘луна’+ ПЭН ‘1. научная дисциплина; 2. учебный предмет’.
Ср. эпитет “совоокая”.
                YЙ ‘дом’ + ПАНА ‘защитник’.
               
          ОЙ ‘мысль; идея; мышление’ + ДАНА* ‘мудрый, гениальный’.
          Звук “Ф” может подразумевать звучание буквы “Т”.
                Ср. Кифара - Китара, Скифы - Ски(у)тай...
          О прилагательном после существительного см. “Гиацинт”.

АТАНЫ(Н) БАСЫ у казахов похвала ребёнку за мудрое не по годам высказывание, созвучно АТАНЕН БАСЫ букв. ‘из  отца (деда) головы’. Ср. чудесное рождение А. из головы отца Зевса. В зависимости от интонации может пониматься как ирония.

                АЙБЫН ‘величие; внушительность’.
                Величие и мощь А. в момент ее рождения смутили даже Зевса.    
                АПА ‘мать’+ ИНЕ ‘игла’.
                А.- покровительница ткачих и сама непревзойденная ткачиха.
               
                АПА ‘мать’ + НАЙ/узб./ ‘музыкальный инстр. типа свирели’;                А. - изобретательница флейты.

Прозвище А. - АФИНА ПАЛЛАДА созвучно АЙ ПАНА БАЛТА, что означает ‘лунный защитник топор’. Символом А.П. может служить   АЙБАЛТА ‘секира’.
                Двойной топор - символ божества о. Крит.


17
            ГЕЯ
    богиня земли
           /узб./ ГИЁ  ‘растение, растительность; трава’.


18             
                НАРЦИСС (НАРКИСС)
         прекрасный юноша, умерший от истощения при созерцании своего               
         отражения в источнике (ручье) и превратившийся в цветок.

   НЭР ‘удовольствие, наслаждение’ + ТЫС ‘внешность,наружность’ +
 (КАЙ)НАР ‘родник’  + ТЕСУ ‘пристально смотреть’ +               
   (Е)Н‘самый; наи-’ + АРЫК‘исхудалый’ ; КIСI‘человек’+
                + {СИС}К, ШЕШ(ЕК)‘цветок’.

  (Y)Н‘голос; звук; тон’+ YРЕЙ‘дух; душа’+ЕГIЗ‘близнецы’.
Ср. версию мифа о сестре-двойнике Н. и нимфе Эхо, от которой остался только голос.


19
                КИПАРИС 
                дерево семейства кипарисовых.
    
КУБАРША ‘вид арчи’. (Арча - можжевельник семейства кипарисовых). По аналогии с КАРАТАЛбукв. ‘чёрный тальник’ и КУБАТАЛ ‘вид тальника’ от КУБА‘блондин,блондинистый’. Ср. также КУБЫЛУ ‘переливаться различными оттенками’. Возможен перевод “стройная арча”.

          КАПА ‘печаль’ +  РЕ(Н)IШ ‘печаль’; РЕША ‘корень’.
К.- символ глубокой печали. Кипарисы обычно сажали на кладбище.
(О выпадении буквы “Н” см. ниже).


20
                ТЕРЕБИНТОС
                скипидарное дерево.

ТЕР ‘пот’+ БУ ‘пар,испарение’ ; БУЫН(перен.) ‘выгонять’+
                + ТАС(АЛАУ)* ‘прикрывать’.
*(АЛАУ) может подразумевать “пламя”.
     В названии дерева заключена технология выгонки скипидара.


21
                МИНОС
    легендарный царь Крита после смерти стал судьей в загробном мире.
    МИ‘толковый; рассудительный; разумный’ + НЭС(IЛ)‘потомство’.
МIНЕУ ‘1. критиковать;2. выявлять недостатки’-
МIНУ ‘садиться’ +  C-аффикс,  образует отглагольное имя, обозначающее ‘критика-седока’- того, кто, сидя, выявляет недостатки (грехи).
Причем  сам он  - МIНСIЗ ‘безупречный’.

Ср. отрывок из Гомера (выделенно жирным шрифтом мной -Т.И.):
  “В аде узрел я Зевесова мудрого сына Миноса; Скипетр в деснице   держа золотой, там умерших судил  он, Сидя...” (“Одиссея”, XI, 568).


22
                РАДАМАНТ
      брат Миноса, дал критянам справедливые законы.

  {РАД}РЕТ‘порядок’ + АМАНАТ - обычай породнения путем обмена   
                детьми, родовыми именами, именами божеств.


23
                САРПЕДОН
брат Миноса, которому Зевс даровал продолжительность жизни в три человеческих поколения.
 (Y)Ш ‘три’+ {АРПЕ}*, YРПА(К) ‘поколение’+ ТЕН ‘равный’.
                + ТЕНЕУ ‘делать равным’.
*В изобразительном искусстве Крита и Микен изображение движущейся арбы (колесницы) означает смену временных эпох (см. в работе).


24
                АРИАДНА
дочь Миноса, давшая герою Тесею светящийся венец и клубок      
нити, с помощью которых он спасся из  тёмного лабиринта.

 {АРИ}АРУ ‘красавица’ +  АЙТЫН ‘рассказала’.
         АРУ ‘красавица’; ОРУ ‘плести’ + АЙДИН/уйг. куч./ ‘лунный свет’.

ЕР ‘герой’; YРУ ‘бить’; IРI‘крупный,большой’ + АЙ‘лунный’ ++  ДЭУ‘великан’ + АН‘зверь’.
{АРИ}АРА‘промежуток; расст. между двумя точками’ +
            + ОЙ‘идея’ + ТАНУ‘завязывать, привязывать’ ; ТYЙIН‘узел’.
                + ОТ ‘проходи’ + IН ‘нора’; /тур./ ‘пещера’.

        (Ж)АР ‘жених’; ЕР ‘герой’  +  УЭДЕ ‘обещание’ + ОН ‘удача’.
                + НЕКЕ ‘брак’.
(может подразумеваться - НЕГЕ ‘почему’ + АЙНУ ‘отказаться от слова’).
                YРЕЙ ‘дух’ + ОТIНУ ‘просить’.   


25
                ВАКХ (лат. БАХУС)
       Бог плодоносящих сил земли, растительности и виноделия.
       БАКСЫ букв. Производитель счастья, садовник, огородник, шаман.


26               
                ЛАБИРИНТ(ОС)
        подземный дворец, из которого трудно найти выход.
        Вариант - закрученная груда камней (на берегу моря).

  (Y)ЛY ‘улитка’ + БYРАУ 1. ‘завинчивать; закручивать’ +
                + IН‘нора’/тур./ ‘пещера’ + ТАС, ТОШ/узб./‘камень’.
ЛАБ ‘берег’ + IРI ‘большой(-ая)’ + УIНДI ‘груда’ ; ТОШ/узб./ ‘камень’.


27

                КИТАРА
                музыкальный инструмент
(Е)КI ‘два’ + ТАР ‘музыкальный инструмент с З-мя сдвоенными струнами и круглым корпусом’.

         Ср. гитара - муз. инструмент с 6-ю (иногда сдвоенными) струнами и корпусом в виде восьмерки.
Гильом де Рубрук (путеш. ХIIIв.) утверждал, что в стране Органум (совр. Алматинская область) были лучшие гитаристы [стр.111, Путеш. в вост.страны].
Тамга каз. племени АРГЫН - два круга. Ср. название каз. племени НАЙМАН (НАЙМА/монг./ ‘восемь’).
Вероятно, изображение восьмёрки являлось символом божества о. Крит (Ср. критские щиты). Любопытный факт - индийский ситар (т.е. “тройной тар”) имеет 18 струн.


28
                АЯКСЛЕ  -   могила
               
{АЯК},ЎЙИК/узб./ ‘углублённое место’ ;
              АЙ* ‘лунное’ ; {ИЯ},YЯ ‘гнездо’ +

          + 1). КАЗАЛЫ ‘траурное’ (компл. Из КАЗА‘смерть’ ; АЗА‘траур’ ; АЖАЛ ‘смерть’ ; АЗАЛ‘кончина’).
          + 2). КIСI ‘человек’+ ОЛI ‘мёртвый’; ОЛУ ‘умереть, пасть’.
    + 3). КЕСЕ(Н)Е/кипч./ ‘надгробное сооружение’ ; САЛ ‘сооруди;                воздвигни’.
*Лунный серп и сегодня изображается на могильных сооружениях. На многих древних мегалитических сооружениях, отдельно стоящих камнях и каменных плато имеются искусственно сделанные чашевидные углубления.
 АЯК I. ‘конец’ II. ‘чаша’; АЯFЫ ‘окончание’ +
                +  ЖОЛ ‘дорога’; ЖЫЛ ‘год(ы)’**.
        +  ШАЛ ‘старик’; ШАЛА ‘наполовину’***.       
**В Иссыкском кургане на серебряной чаше, помещённой в могилу, имеются рунические знаки - вероятно, описание лет жизни погребённого (погребённой).
***Смерть рассматривается как “конец старости”. “Конец наполовину” может подразумевать жизнь души после смерти.

Кстати, АЯК СОЗУ 1. ‘протянуть ноги’ 2.перен. ‘умереть’ созвучно
              АЯКСЫЗ ‘безногий’. В комплексном чтении набор слов -
                «безногий+старик+чаша+воздвигни...»
соответствует семантике тюркских изваяний, которые довольно часто передают изображения стариков с чашей в руке. Ноги на скульптуре зачастую не обозначаются, а если и имеются в наличии, то, как правило, изображаются либо покалеченными, либо не вполне развитыми.
 
  АЯК СУЛ; ШУЛА ‘конец души-тени’. Тюрки различают несколько                душ человека - сюр, сун, сул...


29
                ТАВРИС  (ЛАБРИС)   
                критский двойной топор; секира.

ТЕБЕР/тур./ ‘секира дервиша (луновидный топор)’. 
ТАБАР/узб.обл./ ‘топор’ +
ТОПОР/русск./  + 
                + АША ‘раздвоенный’.
                + АС уст. ‘поминки’.
                + ЮЗ/ЖYЗ    1. ‘сто*’ 
                2. ‘лезвие’
                3. ‘родоплеменное объединение (тавров?)’ 
                наподобие казахских жузов.               
* в критском письме числительное «сто» передаётся знаком круга, т.е. может подразумеваться топор с круговым лезвием. 
      /узб./ ЛАБРИС=ЛАБ‘край,кромка’ ; ПАР ‘пара(два)’+ ЮЗ‘лезвие’.


30
                ГЕСТИЯ
         богиня жертвенного огня и огня домашнего очага.
      /каз./   КЕСЕ‘чаша’+  ОТ‘огонь’ + {ИЯ}YЯ‘гнездо’.


31
                ЗЕФИР
          западный ветер, несущий дождь.
          З. = ЗЕПИР = ЖА(Н)БЫР ‘дождь’.


32
                СТИКС
           всё леденящяя река в царстве Аида.
           (Y)СIТУ ‘отморозить’ + КІСІ ‘человек’;
          (Ы)СТЫК ‘горячая’* + СУ ‘вода’
* В смысле - незамерзающая. Ср. ИССЫК-КУЛЬ ‘горячее озеро’,  вода в котором достаточно холодна (леденит), но не замерзает зимой.


33
                СФИНКС
фантастическое существо женского пола с телом кошачьего хищника и крыльями птицы.               
  СУФI ‘хранитель мист. тайных знаний’ (СОФИЯ греч.‘мудрость’) +
                + IНЕ /уйг./ ‘мать’; АН ‘зверь’ + КYС ‘птица’;
                + ИНОГ(НУГОЙ)*русск.сказ. ‘птице-кот’, ‘химера’.
*Ср. НУГОЙ=НОГАЙ=КУПЧАК=КУМАН, где КУ-праформа слова ‘птица’, а ПИЧАК=МАН др.тюрк. ‘дикий кот’.
            Следовательно: КИПЧАКИ = КИММЕРИЙЦЫ, ср. ХИМЕРА.
В тронном зале Кносса имеется “фреска с грифоном”, а сиденье самого трона идентично  по рельефу каменному сиденью кипчакского изваяния                [с.265,р.88,7, Степи Евразии... Археология СССР, 1981].
Этноним КУШАНЕ (КYС ‘птица’+АН ‘зверь’) может также относиться к кипчакам.
              (А)СУ ‘перевал’+ТЕНКИЮШI ‘лежащий врастяжку’
С. лежит, растянувшись, закрывая путь через перевал.

               (Е)СЕП ‘задача’ ; ПЭН ‘научный предмет’+               
+КОЮШI‘ставящий’(здесь, в перен.смысле: ‘задающий’);
С. задаёт загадки, экзаменует.
Ср. ЭКСМЕНОЙ/греч./ ‘экзамен’= ЭКС+МЕНОЙ букв. “из Менои” (прошлое Менои).

          ШИТА ‘гепард’ ; ТЭН I. ‘тело’ II. ‘подобно’ + КЫЗ ‘дева’
            (О)Ш ‘возмездие’ + ДОН ‘лобное место’ + КІСІ‘человек’
          Ср. сфинкс являлся местом публичной казни преступников.


34
                АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП)
                сын Аполлона, врачеватель, убит Зевсом за то,
                что оживлял людей.
      АШ ‘открой’ + ЕКІ ‘два’ ; КОЛ ‘рука’ + ЕП ‘1.ловкий приём’.   
            ЕС ‘сильно дуй’ + КУУ ‘выгонять’ + ЛЕП ‘дыхание’.
        АУЫЗГА ‘в рот’; ЫССЫК* кирг.‘горячее’  +  ЛЕП ‘дыхание’.
   ІШ ‘живот’  ;  СЫГ ‘дави’  +  ОЛІ ‘мёртвый’  + ЕП ‘1.ловкий приём’;   
                ‘2.удобный момент’.
                * Ср. название о.Иссык-Куль «горячее озеро».
Вероятно, Асклепий «оживлял» людей с помощью искусственного дыхания.
      

35
                МЕТИС (МЕТИДА)   
                Первая Богиня Мудрости
         МИ ‘I. мозг’ + ТАС ‘камень’; ТЫС ‘внешность, наружность’.
Ср. статуэтки палеолитических матрон с символическим мозгом вместо головы.


36
                КАПИТАН(ТОС)    -     капитан

(А)FА‘старший’ + БИ‘1.судья 2.предводитель’+ ТЕНIЗ‘морской’.
                + ТАНДАУЛЫ ‘отборный’.

КАЙ ‘какой(ое)’ +  БЕТперен. ‘направление’ ;
КАУIП ‘опасность,угроза’ + ОТУ ‘проход(действие)’ +
          +  ТАНДАУ ‘выбирать, отбирать’ (ШІ) ;
           +  АНДАУ ‘понимать;догадываться’(ШI) ;
+ ТYС‘направление’ ; ТYСУ‘через; сквозь’ ; ТАС‘камень’.
               
KАП ‘мешок’ ; КАФТ ‘очень уважать,заботиться’ (ср. также КЕПIЛ ‘порука’ и КАФИЛ/узб./ ‘поручитель,гарант’) +
                +  АНТТАС‘связанный клятвой’.
     (Э)КЕ ‘отец’ + БЕЙIТ ‘могила’ + АНТТАС ‘связ. клятвой’.

      КОП‘много’ + АТ ‘имя’ + ОН ‘облик, лицо; образ’.
         + АТ ‘название’ + ОНДЕУ ‘исправлять’.
          + ТАНЫСУ ‘знакомиться’.
   + ТАНДАУ‘выбирать, отбирать’ ; АНДА‘закадычный друг’.
+ ТАНБА ‘метка; клеймо; тавро’ ; БАСУ ‘ставить’.
               Последние функции выполнял “главный капитан” (БАС).
 
       КАФТАН – одеяние капитана - покрой одежды древних тюрок. Именно в таком одеянии изображены тюрки на каменных могильных статуях.


37
                ТАЛАССА     -      море

        Букв. ДАЛА ‘поле’    +    ШЕ ‘словно’        +      СУ ‘вода’.
   Ср. ДАЛАЙ/якутск./ ‘большой глубокий водоём’,
         ДАЛАЙ/тувинск./ ‘море’

Понятие ТАЛАССОКРАТИЯ - “соперничество за владычество на море” понятен из игры слов ТАЛАССА(море) и ТАЛАСУ ‘спорить, оспаривать,                претендовать’.


38       
                ЕПАЙЕ           -      здесь

           БY ‘этот, это’ + YЙ ‘дом’ ; YЯ ‘гнездо’
           Начальное “Е” в критском возможно объясняется добавлением прилагательного ЕН ‘лучший(ее)’.


39
                ЕДА         -      теперь     ЕНДI ‘теперь’


40

               
                ЕТА      -       там        ОНДА ‘там’

    Примечание: В примерах 19, 28, 31, 38-40 заметна характерная особенность, кипро-минойского, когда Е (Й?)=Н.
Обнаруживается также тенденция к применению переносных значений  некоторых каз. и узб. слов в их прямом смысле, что в древности, вероятно, являлось устойчивым правилом образования омонимов и пр.
Кроме этого, как я уже отмечал выше, приведённые построения доказывают, что древние, давая имена богам и, “называя вещи своими именами”, скорей всего, делали это консонантным письмом, т.е. без передачи гласных звуков, как в древнеегипетском, хурритском или арамейском, подразумевая все смыслы разом, которые рождаются при добавлении гласных звуков к скелету слова, состоящему из одних согласных.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2016/11/03/1928

© Изъящев Т.П., 2016
(из книги "Откровение Вещего Кота", ISBN 978-601-06-3798-6
Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права №1952 от 19.09.16г.)

Ох, и замучался я, переводя на русскую графику! Да простят меня казахи и узбеки... Кто хочет посмотреть как в оригинале, вот ссылка:

https://web.facebook.com/people/Темиргали Изъящев/100013403556643?_rdr

 


Рецензии
Было очень интересно ознакомится вашими исследованиями.

Руслан Закриев   20.10.2019 22:20     Заявить о нарушении
"Греческие боги говорили на тюркском". Слава Богу, что не на древнееврейском.

Алексей Аксельрод   20.10.2019 23:39   Заявить о нарушении
В Элладе говорили на языке Эли. То есть на чеченском языке.

Руслан Закриев   21.10.2019 20:37   Заявить о нарушении
Попробуйте перевести с чеченского по этому же списку с сохранением всех функций Богов. Пять лет убил на то, чтобы проверить все языки мира на предмет соответствия, не поверите, почти каждый день ходил и проверял очередной язык по списку - всё мимо. Естественно, проверял те языки, словари которых есть в наших библиотеках. Ведь, прежде чем заявлять такое, я должен быть сам уверен во всём... Как сделаете, маякните, я сравню со своими записями, может быть я что-то упустил...

Темиргали Изъящев   22.03.2020 08:16   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2015/02/26/1684 Ключ к тайнам. Лингвистическая история Вайнахов
http://www.youtube.com/watch?v=0tMCMHXBgik&t=92s Суфизм или саляфизм.
Аватер 13 Безвинно осужденные http://www.youtube.com/watch?v=O5zpkQ1TZJY&t=232s
Прокурору ЧР. Sos http://www.proza.ru/2019/08/17/1102
Ведет ли к Храму эта дорога. 1992год. http://www.proza.ru/2007/09/25/376
Герои О.Генри в ЧР http://www.proza.ru/2019/01/12/1517
Есть, прокуратура и есть закон. http://www.proza.ru/2019/01/16/2136
Мнение адвоката . Плагиат Аватар http://www.proza.ru/2014/03/27/2085

Руслан Закриев   22.03.2020 21:36   Заявить о нарушении