Шаг 2. Организовываем информацию

Итак, к данному этапу подготовки к экзамену под рукой должно быть все необходимое для того, чтобы найти ответы на билеты.

В этой главе обсудим:

1. Где лучше писать ответы на билеты.
2. Какую именно информацию выбрать.
3. Как удобнее организовать материал на бумаге, чтобы быстрее запомнить.
4. Преимущества формата А5.
5. Для чего вообще необходимо выписывать ответы на билеты.

Звучит, как потребуется целая куча правил, но на самом деле все очень просто, и сейчас вы сами в этом убедитесь.

1) Итак, сначала, ГДЕ лучше всего писать ответы.

Опять же, из своей многолетней практики :), лично мне не встречалось ничего более удобного, чем обычные тетрадные листочки с обрезанными полями.

Говоря научным языком, это будет примерно формат А5.

У таких листочков есть целый набор плюсов – об этих плюсах я скажу в конце этой главы.

А сейчас – самые главные вещи.

2) Какую же информацию нужно выбрать из того, что есть у нас в конспектах и учебниках?

Потому что именно то, что мы выбирем и запишем на наших листочках – мы и будем «загружать» в память.

Итак, как узнать тот МИНИМУМ материала, который будет спрашиваться на экзамене?

Способ 1.

Самым простым способом может быть – просто спросить преподавателя, что из конкретной темы нужно знать для экзамена.

Недостаток этого способа:

- Вы просто чисто физически не сможете обсудить ВСЕ темы с преподавателем накануне экзамена.

Тем не менее, этим способом можно эффективно пользоваться, если соблюдать два простых правила:

* Обсуждать темы с преподавателем сразу после лекции – это не занимает много времени, а отвечать на вопросы студентов сразу после проработанной на занятии темы - гораздо легче.

* Делать пометки в тетради по ходу самой лекции – как правило, сами преподаватели, объясняя новую тему, указывают на те формулы, доказательства, свойства – которые «будут на экзамене». (Еще одно преимущество своего личного конспекта!)

Способ 2.

Подходит для тех, кто пропускал лекции, но потом просмотрел материал и «примерно понял», о чем речь.

Это понимание, как правило, базируется на нескольких листах печатного текста учебника, и вот здесь и встает вопрос – что из этого материала выбрать себе для выучивания к экзамену?

Этот способ довольно забавный, но он работает.

Представьте себя на экзамене. Представьте, что Вам попался билет, по которому Вы не помните НИЧЕГО! Прямо перед Вами – преподаватель, то есть подглядеть что-то где-то возможности нет никакой, спросить – тем более. Ваши мысли - ?..

Наверняка в таком случае Вы были бы рады абсолютно ЛЮБОЙ формуле, которая бы всплыла у вас в памяти на тему билета.

Вы бы были рады ЛЮБОМУ предложению, которое удалось бы составить на заданную тему, разве нет?

А уж если бы получилось написать целый абзац – это было бы вообще счастье!

Именно этими принципами мы и будем руководствоваться, составляя ответ на билет сейчас, когда все под рукой.

Итак, берем первый чистый листочек, пишем наверху вопрос. Переворачиваем листочек на другую сторону и пишем ответ.

В качестве ОТВЕТА указываем именно то, что хотелось бы знать, попадись на экзамене этот вопрос.

! ВАЖНО: Самое главное правило – МИНИМУМ информации! Не забываем, что наша задача в данный момент – не вызубрить учебник, а СДАТЬ ЭКЗАМЕН.

Если вы НЕ уверены, нужна ли та или иная формула или нет, задайте себе вопрос – что будет, если Вы ее забудете? Если на оценку это не повлияет – смело убирайте ее из ответа.

Задавайте этот вопрос к каждой детали, написанной на листочке.
Если какую-то формулу (график, свойство, пр.) «неплохо бы знать», но, в случае забывания, на оценку это не повлияет – убираем.

Еще раз повторюсь, чтобы не возникало двусмысленностей: все, описанное в этой главе (как и в других тоже), направленно на то, чтобы именно сдать экзамен, а не сделать из студента гениального математика или физика. Поэтому имеем это в виду, заполняя ответ на билет. 

Все, что Вы выберете для ответа на билет, должно уместиться на обратной стороне листочка (включая промежуточные строки, о которых пойдет речь ниже).

Исключение составляют только доказательства, которые никак уж не сократишь.

В этом случае может даже не хватить места.

Тогда мы присоединяем к нашему листочку дополнительный листочек снизу!

Да, именно так, что-то вроде маленького свитка.

НЕ нужно использовать двойные листочки. Лучше не полениться и приклеить именно листок снизу. Это гораздо удобнее с точки зрения запоминания материала:

- Сразу видно, что за чем идет, можно проследить всю структуру ответа сверху вниз.

- Взгляд не прыгает сначала сверху вниз, потом опять вверх, потом опять вниз, как в двойных листочках.

! ВАЖНО: Вы должны максимально понимать то, о чем пишете.
Подробнее этот вопрос рассмотрен в предыдущей главе.

Что я имею в виду под пониманием в данном случае:

Вы должны понимать, почему Вы выбрали для ответа ту или иную информацию (здесь есть два варианта – либо Вы сами решили, что это и есть самое главное, либо преподаватель конкретно указал на то, что именно этот материал будет спрашиваться на экзамене). 

Далее, Вы должны понимать, как из одной формулы получается другая, если мы говорим, например, о доказательсве. Лучше потратить лишние полчаса или даже час на то, чтобы один раз сообразить, что и где сократилось, что и где прибавилось и так далее.

Этим Вы невероятно упростите себе запоминание материала, потому что некоторые формулы действительно гораздо легче вывести, чем запоминать все доказательсво целиком.

3) Как удобнее организовать материал на бумаге, чтобы быстрее запомнить.
! Главное правило: УДОБСТВО.

- Пишем обычным почерком, не «мельчим» (не забываем – мы пишем НЕ шпаргалку!).

- Оставляем пустые строки:
* Между абзацами,
* Сверху и снизу формул,
* Сверху и снизу графиков.

- На одной строке может быть не более ОДНОЙ формулы.

- На одной горизонтали – не более ОДНОГО графика.

- Используем НУМЕРАЦИЮ:
* Переходя от одной идеи к другой (абзацы),
* Переходя от одного пункта доказательства к другому,
* Перечисляя определения.

- Выделяем ЦВЕТОМ самые важные моменты ответа.
Подойдет любой цветной карандаш или фломастер. Я пользовалась зеленым (на экзамете, кстати - тоже :))

Цель - не сделать ответ "веселеньким" и цветным, а именно привлечь взгляд к важнейшему пункту.

! ИТОГ: весь ответ должно быть легко окинуть одним взглядом.

4) Преимущества формата А5.

Теперь, как и обещала, более подробно, почему для подготовки ответов подходят лучше всего небольшие тетрадные листочки:

- Небольшой размер листка задает рамки ответа.

То есть Вы с самого начала ограничиваете себя в ОБЪЕМЕ того материала, который необходимо ВЫУЧИТЬ для экзамена. Это очень удобно, потому что материал сознательно сокращается до того минимума, который потребуется.

Этот «минимум» - это тот самый «костяк» (извините за угловатое слово) ответа, который при желании (и при наличии времени), на самОм экзамене всегда можно дополнить различными пояснениями, художественными фразами, провести параллели с другими темами – да что угодно!

- Легко просмотреть весь ответ сверху вниз.

Если Вы еще сомневаетесь, что удобнее именно узкие и длинные свИтки, чем широкие и короткие – вспомните газеты. Представьте, что колонки газет вдруг заменились на строки, идущие от одного края газеты до другого: удобно ли было бы читать такие статьи?

УДОБСТВО в выучивании – это ключевой момент. Если ответ учить НЕ удобно, возникает ненужное напряжение, Вы начинаете отвлекаться, это занимает кучу времени...

- Стопочка маленьких листочков придает уверенность в подготовке к экзамену.

Даже если Вы будете готовиться только по своим конспектам, один только вид толстой тетради, которую нужно вызубрить, сразу повергает в уныние (во всяком случае, меня - уж точно, в свое время).

По сравнению с тетрадью, листочки определенно выигрывают :)

5) Почему вообще нужно выписывать ответ на билет?

Действительно, почему бы не сэкономить время и не выделить текстовыделителем то, что необходимо знать - в самом конспекте?

Во-первых, это – не удобно. О важности именно УДОБСТВА выучивания здесь уже говорилось.

Еще раз, чем хороши листочки:

- Весь ответ от начала и до конца – перед глазами.

- Легко видеть структуру ответа => легко запоминать.

- Нет отвлекающей информации.

На этом пункте – более подробно. «Отвлекающая информация» - это весь тот ненужный «шум», который будет очень мешать при работе с выбранной информацией. И это не только написанные в тему и не в тему замечания, примечания, другие формулы, а и бесчисленные симпатичные закорючки и завитушки, которыми обычно студенты украшают свои тетради (особенно – девчонки).

Еще один большой недостаток подготовки непосредственно с конспектов: Вы учите материал в той ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, в которой он представлен в конспекте.

Другими словами, Вам довольно хорошо известно, какая тема за какой идет.  Это все равно, что рассказать таблицу умножения по порядку и вразброс – что будет легче?

То есть, непосредственно для самогО экзамена Вам нужно не просто выучить билеты, а быть в состоянии воспроизвести их в ПРОИЗВОЛЬНОМ порядке!

Потратив время на написание этих дополнительных листочком, Вы сохраните потом массу времени на самОм выучивании, поиске нужного ответа в тетради (помните это лихорадочное листание конспекта перед дверью аудитории в день экзамена?), повторении именно возникших СЛОЖНЫХ моментов, а не всех подряд заодно, которые относятся к теме.

Итак, подводя итог, снова сформулируем все описанное в этой главе в одном предложении:

Берем отдельные узкие листочки -> на одной стороне пишем вопрос одного билета -> на другой стороне АККУРАТНО пишем «костяк» ответа.

В следующей главе пойдет речь о том, как эти листочки, собственно, «загрузить» в свою память.

Доброго всем дня!


Рецензии