Письмо Рождественскому
Я начинала писать его еще в школе, в десятом классе, но быстро поняла, что вряд ли нужно известному поэту письмо от школьницы из провинции. Черновик до сих пор где-то валяется. Поэмы Рождественского из «Юности» запоминались сами собой, полностью - настолько естественным, разговорным, понятным был их поэтический слог. Я читала их со сцены и в школе, и в институте, и после, когда уже работала. Знаю, не только меня они пронимали искренностью, силой и глубиной.
Мой любимый род поэзии – гражданская лирика. Я поняла это еще со стихов Маяковского, которые узнала и полюбила первыми. После Пушкина, Лермонтова, Некрасова язык его рубленых строф поразил точностью, обиходностью и новизной. Между нами два поколения, но Маяковский в начале 20-го века умудрился добывать такие рифмы и создавать такие слова, которые до сих пор остаются новаторскими и не перестают удивлять.
Я
планов наших
люблю громадьё,
размаха
шаги саженьи.
Я радуюсь
маршу,
которым идём
в работу
и в сраженья.
Сомневаюсь, что в переводах его стихов на другие языки можно сохранить и эти новые слова, и неожиданные рифмы. Тем более что есть у него рифмы и слова куда покруче.
Рождественский затмил для меня Маяковского временем, о котором писал, на большом протяжении оно было для нас общим и потому очень близким и понятным, как и его стихи. Под их воздействием я даже разразилась собственной поэмой об истории и будущем страны, изумив ею учителей и одноклассников на Последнем звонке. С тех пор за поэтическое перо я больше не бралась – не моё…
В стихах Рождественского та же «маяковская» лесенка, но язык уже мягче, уже лиричнее. Из-за этой лесенки и читать, и декламировать их легко – автор, словно интонационными паузами, разделяет строки ступеньками.
Я родился –
нескладным и длинным –
в одну из влажных ночей.
Грибные июньские ливни
звенели,
как связки ключей…
Очень нравится мне это стихотворение, особенно его финал:
Слава жизни!
Большое спасибо
ей
за то, что мяла меня!
Наделила мечтой богатой,
опалила ветром сквозным,
не поверила
бабьим картам,
а поверила
ливням грибным.
Чего решительно не было в нём в сравнении с иными поэтами того поколения, так это литературного выпендрёжа. В годы отрицания всего советского, героического и высокого, которым мы привыкли гордиться, были преданы негласной анафеме и пронизанные не показным, а шедшим из души, из биографии патриотизмом, стихи Рождественского. Но кто-нибудь ещё - до него или после - мог так написать о труде поэта?
Я
высокие слова,
как сына, вырастил.
Я их
с собственной судьбою связал.
Я их,
каждое в отдельности,
выстрадал!
Даже больше -
я придумал их
сам!
Выше исповеди они,
выше лирики...
Думаю, в душе не только пишущих людей, но и простых читателей эти сокровенные для автора строки находили отклик, понимание, созвучие. Они из «Письма в ХХХ век» - поэтического рассказа о нашей стране и духовной связи поколений, обращенного к потомкам.
А как Земля?
А что ей,
старой,
помнится?
Все счастливы?
Все сыты?
Всем тепло?..
Материки -
от полюса до полюса -
цветущими садами
замело.
ххх
Неужто вы
едою одержимы?!
Добавочными ужинами
бредите?!
Работают
серьезные машины,
А вы
тупеете?!
А вы
жиреете?!
Не верю!
Да вот ошибся Роберт Иванович в своих оптимистичных предчувствиях и успел понять это еще при жизни, а мы, уже после него – и подавно: Земля от полюса до полюса готова взорваться войнами, а жиреющих, тупеющих и высокомерных становится всё больше и больше.
И всё равно, спасибо, огромное, Роберт Иванович, что вы были, что оставили нам свои не выходящие из головы и окрыляющие стихи, а уж песни на ваши тексты помнит и продолжает петь вся бывшая большая страна, все её поколения.
- Папа, а кто написал песню «Погоня, погоня, погоня в горячей крови»?» - задаёт вопрос мой пятилетний внук. Уж очень нравится ему эта песня.
- Не знаю, - задумывается отец.
- Маяковский или Чайковский? - не отстаёт внук.
Задачка. Я заглядываю в Википедию, и на тебе: авторы песен к фильму «Неуловимые мстители» - композитор Борис Мокроусов и поэт Роберт Рождественский. И правда, кто еще напишет такие простые, пронизывающие и полные патриотизма слова, как не Рождественский?
Жизнь развернула нас от стихов и прозы к эстраде – при нынешних скоростях везде и во всём это, наверное, удобнее, легче. Но даже если самыми живучими из всего поэтического наследия Рождественского останутся только песни – уже это бесценный клад. Из более чем полутора сотен положенных на музыку стихов поэта напомню лишь несколько, наверняка всем известных:
«Где-то далеко, где-то далеко идут грибные дожди…»
«Мы эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга…»
«Ты только всё, пожалуйста, запомни, товарищ Память…»
«Позвони мне, позвони, позвони мне ради бога!..»
В них – настоящая, глубокая любовь к женщине и к Родине, а не какая-нибудь пошлятина типа «О боже, какой мужчина! Я хочу от тебя сына…»
Фото автора.
Свидетельство о публикации №216110102152
Деградирует поэзия, впрочем как и вся литература. У кого самый высокий рейтинг? у кого меньше всего слов: читать долго не надо, а порой и думать тоже )))остаётся только верить, что когда-нибудь это прекратится и появятся новые, умные, талантливые поэты, каким был Роберт Рождественский.Дожить бы...
Наталия Гурина-Корбова 03.11.2016 02:18 Заявить о нарушении
Ну а то, что лёгкая музыка затмевает сейчас и прозу, и поэзию, а в лучшем случае преподносит их публике в своём обрамлении - видимо, уже сложившееся направление духовного развития общества. Синтез искусств...
Потрясает время (на часах) написания твоего отклика...
Татьяна Никитина 7 03.11.2016 11:24 Заявить о нарушении