Старобельск

                СТАРОБЕЛЬСК

 (Отрывок из повести Аркадия Польшакова "Айдаровские родники")


«Сіяють зіркі здалеку в Чумацькому Шляху,
Родився в Старобільску я в зеленому гаю.
Родився мабуть з гумором – був зовсім не монах,
На волі кожним вузликом, країною пропах.
Зробив чімало доброго, за все своє життя,
Невже все піде прахом, зі мною в небуття?..
* * *
О, ні! Чумацьким Шляхом я повернуся в життя.
Воскресну пісней, римаю, і буду з вами жить,
Бо над моєю хатою - Чумацький Шлях біжить!

( Сбірник віршив  Аркадія   Польшакова «Чумацький Шлях» )
Ольга Леонидовна верная своей замечательной профессии учителя прочла ребятам, с которыми она взошла на гору Карачун, целую лекцию о лежащем перед ними как на ладони родном городе.
Проследим и мы за её речью:
- Ребята, перед вами видна панорама вашего родного города Старобельска. Это город тружеников, писателей, поэтов, других известных людей. Здесь жил и творил известный русский писатель Всеволод Гаршин, украинский писатель Иван Савич (И.С. Лукьяненко), поэт Иван Светличный, селекционер Яков Бутков, вырастивший вокруг нашего города замечательный сосновый бор и многие другие известные люди.
Наш город – это город студентов, спортсменов, оздоровительных лагерей, здравниц с целебными водами и хвойными лесами. Город соборов, церквей и монастырей. Расположен он на востоке Украины почти у самой границы с Россией, на расстоянии в 623 км. от столицы страны, города Киева.
Древнее название Старобельска звучит как Дикое поле, Бельский городок. Город обладает многовековой историей, он был основан князем Богданом Яковлевичем Бельским в 1686 году. Но до этого еще раньше, примерно в 1598 году на островке между двумя рукавами реки Айдар в районе Подгоры казаками была построена сторожевая крепость. Она была необходима для более эффективной защиты рубежей древней Киевской Руси от набегов кочевников и татар, так как в этом месте проходил один из древних шляхов-путей, которым пользовались кочевники и татары для набегов на Русь.
Хорошо об этом периоде упоминается в песне «Бельская крепость»:
«Белая крепость,
На стрелке Айдара,
Бьётся с ордою,
В Голодной степи,
Луки тугие,
Сабли кривые,
Свищет картечь,
Сея смерть у реки.
***
Дикое поле,
Казацкое поле,
Видело много,
Друзей и врагов,
Казацкая доля,
Казацкая воля,
Нет ничего,
Нам дороже её.
***
Белая крепость,
В конце Гуляй поля,
Стала кордоном,
В ковыльной степи,
Хлопцы крутые,
Кони лихие,
Нет, не пройти,
Здесь без боя врагу!
***
Припев:
Гей, козаче, гей!
Ворогов всех бей!
Гей, козаче, гей!
Картечи не жалей!
Гей, козаче, гей!
Тысяча чертей!
Гей, кзаче, гей!
Небоись смертей!»

Здесь же в крепости вблизи этого шляха был ими построен и первый в здешних краях деревянный храм «Покровской Божьей Матери». Значительно позже были построены и другие церкви, соборы и монастыри. Так, например, в 1850 году была построена христианская церковь Рождества Иоанна Предтечи.
В 1862 году был сооружен крупнейший в наших краях храм «Свято-Николаевский кафедральный собор». В этом же году был возведен и известный на старобельщине Свято-Скорбященский женский монастырь (1862 г.).
Далее следует упомянуть целый ряд других церквей, это церковь «Слово жизни»; церковь Евангельских Христиан; церковь Евангельских христиан-баптистов; церковь Адвентистов Седьмого дня и прочие.
Старобельчане издревле были люди набожные, потому здесь было построено так много церквей и храмов.
Надо сказать, что городом с нынешним названием, он не сразу стал так называться. Сначала, как я уже говорила, это был военный городок «Бельский», потом название его несколько изменилось, он стал называться «Белянским», затем «Беленским», после 1709 года его переименовали в слободу «Старая Белая», с подчинением Острогожскому казачьему стольному полку.
Лишь в 1797 году эта слобода была переименована и стала уездным городом Старобельск.
Население города Старобельска, по данным всеобщей переписи 1897 года было по тем временам для этого региона средним, численностью 13123 человек. Наш город старше Луганска, нынешнего областного центра, поскольку он основан раньше его. Вот такая вкратце история, связанная с названием города.
- Ольга Леонидовна, - обратился с вопросом к учительнице Виктор Курашов, - а откуда взялись на реке Айдар такие названия, как Марченко, плотина Кожухова.
- Дело в том, что Старобельск был идеальным местом для жизни и отдыха, и потому вышедшие в отставку военные чины и дворяне, стремясь пожить в тиши на природе вдали от больших городов. Они приобретали здесь земли и строили усадьбы. Оседали здесь и предприимчивые купцы и промышленники. Одними из таких предприимчивых людей и были названные тобой Кожухов и Марченко. Кожухов построил на реке Айдар плотину и водяную мельницу, то же самое, но выше по реке сделал и Марченко, построив свою водяную мельницу.
До сих пор стоит на берегу реки Айдар и хорошо сохранилась вилла полу дворец Марченко-Бойчевского. Сейчас там располагается водолечебница, на песчаном пляже там можно хорошо отдохнуть, а на реке порыбачить. Многие горожане в жаркие дни стремятся сходить и искупаться на пляж Марченко.
- Верно, даже мы иногда, хотя это и далеко от нас, ходим туда искупаться, - заметил Сережа Ковтун.
- Кстати, Сережа, здесь на старобельщине широкую известность получил маслозавод Ковтуна, где на закупленных в Германии 6 масленичных прессах этот заводчик получал из семечек подсолнухов замечательное запашное золотистое масло, а из жмыха макуху, которые очень ценилось среди жителей губернии.
- Ага! – вскричал довольный Валентин. – Выходит среди нас затесался буржуй недобитый Серега Ковтун!
- Горе ты мое аутлуковое! Сам ты, буржуй! - буркнул Сережа Ковтун. - Скорее всего, мы однофамильцы, предки мне ничего не рассказывали об этом.
- Не спорьте, ребята! Ничего зазорного в том нет, что может, у кого-то остались такие корни. Кая я сказала, на нашей благодатной земле селились многие дворяне. Об этом свидетельствуют старые названия улиц и предприятий.
Так в городе было две дворянские улицы, одна называлась «Большая дворянская», а другая «Малодворянская». Поскольку наш город весь утопает в садах, вы сами видите весной это белое пушистое царство цветущих деревьев и кустарников, то некоторые улицы были так названы «Большая Садовая», Малая Садовая», «Садово-Монастырская».
Причем, ребята, здесь селились и открывали свое производство не только богатые казаки, купцы и дворяне, а и иностранцы, так например, славился своим пивом «Пивоваренный завод чеха Пискачева», колбасами «Колбасное производство Рупеля», «Кондитерское производство Семикина», «Пекарня хлебобулочных и пирожных Грека», Спирт завод «Монополия», «Нефтебаза Нобеля» и т.д.
- Ольга Леонидовна, вы забыли про гробы! – встрял в монолог учительницы все тот же неугомонный Сережка Ковтун.
 Услышав это, ребята прыснули от смеха, считая, что вечно этот Сережка что-нибудь сморозит.
- Про какие еще гробы? – удивленно спросила учительница.
- Ну, про те, о которых писал Ильф и Петров в романе «12 стульев», там они упоминают о том, что на улицах нашего города полно было цирюлен (парикмахерских) и похоронных бюро.
- Ах, ты про это! Так это фантазия этих веселых авторов, они были когда-то в командировке в нашем городе и собирали материал для газеты и своей будущей книги, ну и «напридумали» много чего смешного и занимательного здесь.
Правда, в книге писатели несколько изменили названия, например деревню Чмыровку, они обозвали Чмаровка, город Старобельск в Старгород, областной центр Луганск в Лучанск.
Кто читал эту книгу, тот помнит такие строки описанные авторами: «В половине двенадцатого с севера-запада со стороны деревни Чмаровка в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный…» Этими словами начинается пятая глава романа.
Ребята! Ильф (Илья Арнольдович Файнзильберг) и Петров (Евгений Петрович Катаев) были в далеком 1923 году командированы в наш город, как корреспонденты газеты Центрального комитета профессионального союза рабочих железнодорожного транспорта СССР «Гудок».
Упомянутые в книге места, где они останавливались, существовали в нашем городе, это и гостиница (отель), и приют для престарелых и многое другое. Писатели частенько подшучивали над автомобилем, в котором они тряслись по бездорожью, собирая материал для газеты о так называемом «разгильдяйстве».
- Ольга Леонидовна, а кто автор памятника Остапу Бендеру и беспризорнику, который стоит в нашем городе.
               

- Автор этого замечательного памятника скульптор Андрей Боровой, старший преподаватель Луганского национального университета. В своей работе скульптор изобразил Остапа Бендера, как раз в тот момент, когда беспризорник просит у него пресловутые «десять копеек».
С тех пор, эта замечательная скульптурная композиция стала визитной карточкой не только Старобельского факультета ЛГУ, но и всего нашего города.
Надо сказать по рассказам старожилов в городе был легендарный автомобиль «Антилопа» Козлевича зеленого цвета, в такой цвет окрашивались первоначально все военные автомобили. Этот автомобиль марки «Лорен-Дитрих» зеленого цвета появился в городе еще во времена гетмана Скоропадского, когда в город прибыла целая колонна машин с боеприпасами и военным имуществом немецкого производства.
Она так и осталась в городе, несмотря на чехарду со сменой власти: белых, сменяли красные, красных сменяла повстанческая армия Махно. Все важные персоны хотели неизменно прокатиться, поважничать разъезжая на этом авто. В те времена автомобиль был не только средством передвижения, но и большой роскошью.
- Известное дело, Ольга Леонидовна, - вставил свои соображения на этот счет Валентин Карачун, - богачи любили пыль в глаза людям пускать, им форс подавай.
- Красиво жить не запретишь, но помешать можно, - добавил к сказанному Сережка Ковтун. - Где эти богачи, и где этот батька Махно? Нету никого, испарились! Их комиссары ары-бары-растабары давно расстреляли.
- Революция, ребята, это особое жестокое время, - заметила учительница, - но я хочу продолжить свой рассказ о писателях-корреспондентах.
Вот на таком автомобили и возили, местные власти столичных корреспондентов Ильфа и Петрова по Старобельскому уезду. Движение машины по городу всегда сопровождала толпа мальчишек, бегущих за важными гостями с криками: «Дядь, дай десять копеек!»
В гостинице в комнате корреспондентов был старый гарнитур со стульями, изготовленными мастером Гамбсом, который был реквизирован у местного дворянства. Он и послужил писателям, как завязка к роману со спрятанными в одном из стульев сокровищами.
В Старобельске до революции выйдя в отставку, жил генерал Николай Стоянов. Благотворительствуя, он построил приют для престарелых, но после революции приют захирел. Его в таком неприглядном состоянии и увидели писатели, и описали в романе в образе завхоза 2-го дома Старсобеса Альхена с его многочисленной родней, объедавших бедных старушек.
Надо сказать ребята, что Старобельск был не просто городом, а еще и торговым город, построенный, как я уже упоминала в 1686 году, на перекрестке основных транспортных дорог в Большую степь и на Кавказ. Здесь ежегодно проводились по несколько крупных ярмарок, с оборотом до 10 миллионов рублей. А это были очень большие деньги по тем временам.
В связи с этим в городе сильно и мощно было развито купечество. До революции в Старобельске проживало 120 дворянских семей, в основном как я уже говорила, это были отставные военные, зажиточные дворяне и их родственники.
Так, что упомянутая в романе «12 стульев» фраза Остапа Бендера обращенная к членам мифического «Союза меча и орала»: - В каком полку служили? – была для местных дворян обычной фразой.
Поскольку в Старобельском уезде было множество храмов и богоугодных заведений (их здесь было 78), то появление такого своеобразного персонажа, как «отец Федор», тоже к месту. И он на страницах романа появился неслучайно у этих популярных писателей, а обращенная к нему фраза «Отца русской демократии» - «Почем опиум для народа» стала крылатой.
- Ольга Леонидовна, а какие еще писатели, поэты, жили и творили в нашем городе? – спросила Людина подруга Лена.
- Наша земля, Леночка, богата талантами. Здесь как я уже упоминала, жил и работал известный писатель, поэт и художественный критик Гаршин Всеволод Михайлович. В нашем краеведческом музее, ребята, вы можете более подробно ознакомиться с обширной библиографией Всеволода Михайловича и литературой о нем, а также узнать о круге общения писателя здесь на Старобельщине...
Родился Всеволод Михайлович Гаршин 2 февраля 1855 году в имении бабушки, которое называлось «Приятная долина». Детство он провёл в военной среде, поскольку отец его Михаил Егорович Гаршин был офицером. Мать Гаршина, была, как говорят "типичной шестидесятницей", занималась литературой и даже немного политикой, она свободно владела немецким и французским языками, чем и оказала огромное влияние на сына.
Семья Гаршиных появилась на Старобельщине по той простой причине, что отец его получил в наследство от деда земли на хуторе Гаршинице и семьдесят душ крепостных. Это было небольшое имение в 12 верстах от Старобельска, вы знаете это селение, как село Криничное. Получив землю, Михаил Егорович оставляет службу в Глухивском кирасирском полку и занялся хозяйством здесь на Старобельщине. Во время раскрепощения крестьян он был избран членом Харьковского губернского комитета от Старобельского уезда. Надо сказать, что отец Гаршина был ревностным земцем, членом Старобельской уездной управы и Харьковского губернского комитета от Старобельщины. Поэтому ему приходилось часто ездить по земским делам в Харьков.
В своей автобиографии писатель об этом периоде жизни так писал: «Пятый год моей жизни был очень бурным: меня возили из Старобельска в Харьков, из Харькова в Одессу, оттуда в Харьков, потом в Старобельск – все это на почтовых зимой, летом и осенью».
Поэтому не случайно первой публикацией писателя стал газетный очерк о старобельских нравах описанных в «Истории Энского земского собрания».
В детские годы Всеволод очень много читал. "Никогда я не читал такой массы книжек, как за три года жизни с отцом", - писал этом периоде жизни писатель. В 1863 года мать его Екатерина Степановна забрала Всеволода в Петербург. Однако на лето он частенько приезжал в Старобельск. Закончив в 1874 году гимназию, Гаршин поступает в Петербуржский горный институт.
Будучи еще учеником гимназии Всеволод Гаршин пробовал себя в литературе, писал статьи и стихи для гимназических рукописных журналов. Именно тогда он твердо решил посвятить себя литературе. огда в 1877 году началась война с Турцией. Гаршин посчитал себя безнравственным оставаться дома, когда на поле сражения льется славянская кровь. Ему нужно было самому приобщиться к страданиям своего народа. Во имя этой высокой цели хрупкий молодой человек, страстный поклонник литературы и искусства, добрый сын и молодой влюбленный, бросает все и в грубой солдатской шинели идет на войну.
"Мамочка, - пишет Гаршин матери в Харьков, - я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня..."
Всеволод Гаршин прервал учебу в горном институте и поступил добровольцем в действующую армию, участвовал рядовым солдатом в освобождении Болгарии, был ранен в бою и впоследствии за боевые заслуги был «произведен» в офицеры. Надо сказать, что Гаршин был очень впечатлительным человеком, остро чувствующим несправедливость в тогдашней империи зла.
В 1877 году в «Отечественных записках» был напечатан его рассказ «Четыре дня», написанный под впечатлением этой ужасной войны. Этот рассказ буквально взорвал всю литературную общественность России, он сразу стал известным и узнаваемым писателем.
В своей автобиографии Всеволод Гаршин об этом памятном ему событии, так писал: «Поводом к этому послужил действительный случай с одним из солдат нашего полка»,
В рассказе писателя говорится о том, как раненый солдат четверо суток лежал на поле боя, надеясь выжить. Он один лежал раненый среди погибших товарищей и всё же выжил, ему повезло, спасла его лишь случайность. В этом рассказе писатель правдиво и проникновенно показал, что война противоестественна и враждебна человеку, несет ему только страдания, бессмысленную преждевременную смерть.
По материалам собранным в Старобельске, Гаршин написал много замечательных рассказов. Это такие рассказы как: "Подлинная история энского земского собрания", "Трус", "Встреча", "Художник", "Красный цветок", "Надежда Николаевна", "Сигнал", "Ночь", "Приключение" и другие.
- Ребята, кроме рассказов Гаршин написал много статей об изобразительном искусстве, творчестве известных художников, со многими из них он лично был знаком. Особенно близкое знакомство Гаршин поддерживал с М.О. Ярошенком и И.Ю. Репиным.
В знаменитой картине «Иван Грозный убивает своего сына Ивана» Илья Репин облик царевича рисовал с Всеволода Гаршина, тем самым увековечив его лик на холсте на века.
Надо отметить, что его творчество ценили и поддерживали такие маститые писатели как И.С. Тургенев, Л.М. Толстой, Г.И. Успенский, М.С. Салтыков-Щедрин.
Годы, проведённые с отцом в наших краях, не прошли для писателя бесследно, он много читал, многое видел, часто общался, как говорят на «ты», с нашей неповторимой матушкой- природой. Он видел своим любопытным взором наше степное раздолье, реку Айдар, прилет журавлей, скворцов, слышал песни жаворонков, соловьев и других птиц. И не только птиц, а и весь наш разнообразный земной и речной мир.
Всеволод Гаршин целыми днями бродил по окрестностям, собирал цветы, наблюдал за насекомыми, ящерицами, ежиками, лягушками, изучал повадки зверей. Это пригодилось ему в творчестве. Зародившуюся в это время любовь к природе он сохранил на всю жизнь. Позже, когда жил в Петербурге, он об этом вспоминал и писал прекрасные стихи:

«Мне жалко вас, родимые места,
Мне жалко вашей вольной красоты;
Мне скучно здесь, душа болит в разлуке
С родимой степью, где дышать привольно,
Где солнце так тепло сияет с неба;
Где мириады трав цветут, кивая
Навстречу мне головками своими…»

- Здорово, талантливо написано! – восхищенно сказала Люда.
- Да, классно! – поддержала её подруга Лена.
- Как вы видите, ребята, он писал не только рассказы, но и замечательные стихи. Приведу в качестве примера строчки из стихотворения «Пленница»:

«Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт.
И отпрыск от пальмы султаном зеленым
Поднялся в пробоину ту;
Над сводом прозрачным, под небом лазурным
Он гордо глядит в высоту.
И жажда свободы его утолилась.
Он видит небесный простор,
И солнце ласкает (холодное солнце!)
Его изумрудный убор.
Средь чуждой природы, средь странных собратий,
Средь сосен, берез и елей
Он грустно поникнул, как будто бы вспомнил
О небе отчизны своей.
Отчизны, где вечно природа пирует,
Где теплые реки текут.
Где нет ни стекла, ни решеток железных,
Где пальмы на воле растут.
Но вот он замечен; его преступленье
Садовник исправить велел -
И скоро над бедной прекрасною пальмой
Безжалостный нож заблестел.
От дерева царский венец отделили,
Оно содрогнулось стволом,
И трепетом шумным ответили дружно
Товарищи-пальмы кругом.
И снова заделали путь на свободу,
И стекла узорчатых рам
Стоят на дороге к холодному солнцу
И бледным чужим небесам»

- Здорово! – восхитилась стихами Лена. – Он пишет стихи так красиво и драматично, почти как Лермонтов в «Мцыри»!
- Да, трудолюбию его можно позавидовать, его стихи и рассказы всегда отличались точностью и выразительностью, как будто он писал с натуры, - сказала учительница и продолжила свой рассказ.
- Кстати писатель, спустя четыре года на эту же тему написал сказку «Attalea princeps». (Attalea princes - это латинское название прекрасной бразильской пальмы, которая растёт под стеклянной крышей в оранжерее.)
В сказке, эта свободолюбивая пальма мечтает вырваться на волю, чтобы видеть небо и солнце, а не постылые окружающие её решётки и стёкла. Но, разрушив крышу оранжереи и вырвавшись на волю, пальма погибает. Ведь мир за стеклом в зимнюю холодную пору суров, а до весны было ещё далеко. Так на трагичной ноте заканчивает писатель эту сказку.
- Да, все сказки Гаршина «класно» (хорошо) написаны! – восторженно сказала впечатлительная Катя.
- Ребята, - продолжала разговор учительница, - Всеволод Гаршин, по воспоминаниям современников, был большим романтиком, знатоком природы, он очень чутко относился ко всем её красотам, ко всем её проявлениям; любил небо и звёзды, реки и степь, птиц, зверей и растения. Эта любовь родилась здесь на старобельщине. И это богатство красок, любовь и понимание природы отразились в его творчестве, и в первую очередь в любимых народом сказках. Если помните ребята в «Сказке о жабе и розе» он писал, как в маленьком заросшем саду цвела прекрасная роза.
В отцовской усадьбе Гаршина росли розы, ну, а жабы, как известно тоже повсеместно водились здесь. На реке они, начиная с раннего утра и до позднего вечера на своих квакающих кларнетах, заводили свои многоголосые жабьи концерты. Писатель удивительно тонко прочувствовал и заметил, как «утренняя роса оставила на цветущей розе несколько чистых прозрачных слезинок - капель росы».
Роза разливала вокруг себя тонкий, благоухающий, нежный запах - это были её неслышимые слова, слёзы и молитвы. Роза у мальчика и его сестры вызывает прекрасные чувства. Они любуются её красотой. И наоборот, нехорошие чувства возникают у жабы. Она хочет, образно говоря её «слопать».
- Всеволод Михайлович, видно был большой любитель прекрасного, - заметила Люда, - любил и ценил природу.
- Да, это так! Он по характеру был очень мягкий, романтичный и вместе с этим очень ранимый человек, - сказала учительница, - это отражено в его творчестве. - Ребята, - обратилась к ним она, - вспомните другие сказки, где красота героини (это не обязательно может быть цветок, но и человек) вызывает зависть и ненависть?
- Ольга Леонидовна, что-то подобное описал Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», - первой высказалась по этому поводу Люда Тимошенко.
- Еще в «Дюймовочке» писателя сказочника Х.К. Андерсена, - вставила Лена.
- Правильно, ребята! – похвалила их учительница.- Как вы думаете, почему Всеволод Михайлович называет мальчика Васю «хозяином цветника»? Какой у Васи был характер?
- Ольга Леонидовна! – отозвалась Люда. - Это был Васин цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко. Вася не любил шумных игр, он любил читать и наблюдать за природой, он умел видеть красоту даже в самых обычных растениях. Этим он был похож на самого писателя.
- Правильно подметила Людочка, видно писатель с себя писал портрет Васи, - похвалила её Ольга Леонидовна. В другой поучительной сказке, которая называется «То, чего не было», писатель рассказывается о том, как в один прекрасный день на полянке собралось целое общество господ: лошадь, гусеница, улитка, навозный жук, ящерица, муравей, кузнечик и даже две мухи. Вся эта компания вежливо, но воодушевлённо спорила о том, что же такое земной мир и для чего они в нём живут. У каждого из них было своё особое мнение.
- Ребята, это очень похоже на нас людей, - высказался по этому поводу Виктор Курашов, - мы все разные, и наши мечты и желания тоже разные.
- Да, Витя, ты прав! - согласился с ним Сергей и, обращаясь к Валентину Карачуну, с улыбкой спросил: - Валентин, ты 2-й Сорочий закон знаешь?
- Какой еще 2-й Сорочий закон? – удивленно переспросил тот.
- Так вот объясняю популярно, специально для тебя, второй Сорочий закон гласит: «Сорока, прилетающая на огород поздно, остается с носом, т.е. голодной, с пустым булькающим брюхом».
- Ну, а тогда первый Сорочий закон, о чем говорит? - полюбопытствовал Виктор.
- Как и ты этого не знаешь? – прищурившись с хитрым выражением лица, сказал Сережа Ковтун. - Нет, не знаю! Опять наверно сморозишь какую-то чепуху.
- Витя, это далеко не чепуха! Первый закон гласит: «Сорока, прилетевшая раньше других на огород, первой набивает себе своё ненасытное брюхо. Вот!»
- Сережа, хватит тебе дурью маяться, - остановила его шутки Люда. – Ольга Леонидовна, расскажите нам еще о Гаршине, вы так замечательно рассказываете, что просто заслушаться можно.
- Спасибо, Людочка! Ребята, заканчивая разговор о замечательных сказках писателя, не могу не упомянуть о самой известной, которую вы все знаете, это «Лягушка-путешественница».
Когда читаешь эту сказку, то невольно вызывает улыбку «лягушиные мысли» и «чувства». Они порой противоположны нашим человеческими чувствам и мыслям.
Например, такая лягушечья фраза о погоде - «Прекрасная мокрая погода», вызывает у нас непонимание.
Человек мокрую погоду, когда идет моросящий дождь, не назовет прекрасной. В дальнейшем, наоборот, в облике её появляются человеческие черты, и это тоже вызывает у нас улыбку. Лягушка тщеславна, её тщеславие видится как пустое стремление к славе, уважению и незаслуженному почёту, она при этом и очень хвастлива.
Однако, автор видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и некоторые хорошие качества. Она в меру воспитана, вежлива с утками, старается не квакать когда её не просят об этом, вместе с этим любознательна и смела по сравнению с другими лягушками.
Гаршин писал не только рассказы и сказки, но более крупные произведения, повести и романы. Так он своей любимой девушке, (невесте, потом жене Н. Золотиловой) в письме сообщает о планах написания повести "Люди и война".
В письме он просит, чтобы она сообщила ему мнение литературных друзей о первой части задуманного им большого романа (опубликованного под названием "Денщик Никита"). Письмо любимой девушке заканчивается лирическими стихами:
«Где мое солнышко красное,
где твое личико ясное?
Скоро ль увижу мой свет?
Скоро ль услышу привет
милой подружки моей?
Время, лети поскорей!»

Вместе с этим писатель выступает и как грозный обличитель мрачного самодержавия, называя царство императора Александра III, как царство "торжествующей свиньи".
Предчувствие скорого несчастья не покидало впечатлительного писателя, он тяжело заболел. Однажды в мае 1887 года, когда он казалось, был здоров и весел, и занимался любимым делом - переплетением книг, он неожиданно обратился к жене и попросил записать странное стихотворение, напугавшее ее своим содержанием. Оно звучало так:
«Свеча погасла, и фитиль дымящий,
Зловонный чад обильно разносящий,
Во мраке красной точкою горит.

В моей душе погасло пламя жизни,
И только искра горькой укоризны
Своей судьбе дымится и чадит.

И реет душный чад воспоминаний
Над головою, полной упований,
В дни лучшие, на настоящий миг.

И что обманут я мечтой своею,
Что я уже напрасно в мире тлею,-
Я только в этот скорбный миг постиг»
Эти нехорошие предчувствия писателя оправдались. В марте 1888 года В.М. Гаршина не стало. Гаршин прожил короткую, но значимую в литературе творческую жизнь, она трагически оборвалась в возрасте Христа (в 33).
Заканчивая разговор о писателе Всеволоде Гаршине, ребята хочу отметить, что творческое наследство Гаршина небольшое, но писатель вошел в историю литературы как большой мастер психологического рассказа.
Старобельчане достойно увековечили память этого писателя. В городе, как вы знаете, установлен памятник В.М. Гаршину, автором которого является скульптор И.П. Овчаренко, открыт музей, и одна из улиц носит его имя.
- Ольга Леонидовна, вы ничего не рассказали о нашем земляке Иване Савиче и Светличном. Какие они были? – попросила учительницу Люда Тимошенко.
- Поэт Иван Савич (точнее Иван Савич Лукьяненко) выпускник Киевского университета, человек не легкой судьбы. Он в 1942 году ушел на фронт, в 1942 году, когда немцы наступали, попал, как и многие солдаты в окружение и фашистский плен. После Победы в1945г. и освобождения работал преподавателем в Старобельском учительском институте. Вскоре, как и многих солдат попавших в плен его арестовали, отправили в концлагерь. Несмотря ни на что он все же выжил, выстоял, вернулся из концлагеря. Поэтому только в 1957 году вышла в свет его первая книжка. Стихи, вошедшие в сборник «Сквозь полярные заносы» Ивана Савича, в основном написаны по его воспоминаниям о том суровом времени, когда он отбывал срок за колючей проволокой, о репрессиях, о людях, которые не были сломлены в годы тяжелых испытаний.
Что касается другого поэта, языковеда, литературного критика, «шестидесятника» Ивана Светличного, то он родился в селе 20 сентября 1929 года в селе Половинкино Старобельского района. В 1952 году окончил Харьковский университет. Работал научным сотрудником в Институте литературы имени Т.Г. Шевченко и институте философии Академии наук Украины В 1965 году репрессирован за правозащитную деятельность.
Ряд своих произведений посвятил украинским художникам Г. Севруку, П. Заливахе, Л. Семикиной. Автор поэмы "Курбас". Он совместно с Евгением Сверстюком создал в самиздате популярный в народе так называемый анонимный памфлет "По поводу процесса над Погружальским".
Памфлет посвященный страшному событию: пожару в Киевской центральной научной библиотеке 24 мая 1964 г. Этот пожар уничтожил огромное количество драгоценных украинских архивных документов и книг о Киевской Руси, Запорожской Сечи, переписке с монархами соседних стран и многое другое.
В статье подвергалась сомнению официальная версия возникновения пожара, и утверждалось, что это очередная акция, направленная на уничтожение культурного наследия украинского народа, памяти предков.
"Выморив голодом миллионы украинцев в 1933 г., - писали авторы, - задушив наименьшие попытки мыслить, из нас сделали покорных рабов... Не будем утешать себя вечной истиной о бессмертии народа - его жизнь зависит от нашей готовности постоять за себя".
После этого начались гонения на писателя и его единомышленников, начались многочисленные аресты активистов-шестидесятников. Аресты сопровождались массовыми обысками и увольнениями с работы самиздатчиков. Чистка коснулась не только научных и культурных учреждений, но и сельской интеллигенции и партийных и советских работников. Огромные масштабы приобрела тайная и явная слежка, перехват писем, прослушивание телефонных разговоров.
Так что его жизнь, как его младшей сестры правозащитницы Надежды Светличной была далеко не сахар. Родилась сестра Ивана Светличного 8 ноября 1936 года в с. Половинкино Старобельского района. Училась в Харькове. Работала учителем на Донбассе в городе Антраците, потом переехала в Киеве, принимала самое активное участие в общественно-политической жизни Украины. Ни арест, ни концлагерь тоже не сломали ее. «Маленькая сестра большого брата» - так называли Надежду Алексеевну Светличную — младшую сестру нашего поэта, «шестидесятники».
Она долго оставалась в тени имени своего известного брата-поэта, хотя была сама по себе выдающейся женщиной. Надежда Светличная была одной из основательниц движения «шестидесятников», участница Хельсинской группы. Она более известна как общественный деятель, хотя один из ее сборников литературных произведений удостоен Шевченковской премии.
Кроме этих известных творческих людей, здесь жило много других, например, старобельчанин Георгий Лангемак изобретатель знаменитой всем вам «Катюши», его именем назван один из кратеров Луны, который расположен на обратной стороне спутника Земли.
Вот так вкратце можно ответить на твой вопрос Люда, может, и ты в свое время станешь известной общественно-политической деятельницей, как Надежда Светличная, - прищурившись с улыбкой, закончила свою речь Ольга Леонидовна.
Ну, а сей час, ребята, не пора ли собираться домой, об остальном поговорим на наших уроках. Но в этот момент все тот же неугомонный Сережка, которому очень хотелось еще немного задержаться в этом красивом месте, умудрился задержать всех с обратным спуском с горы Карачун.
Позади того места на Карачун горе, где расположились ребята на отдых, Сережка Ковтун увидел большой курган спросил учительницу: - Ольга Леонидовна, позади нас виден какой-то курган, не скифский ли это курган? Говорят, они встречаются в наших краях.
Эта тема была для учительницы рукотворной, и она не могла, как говориться пройти мимо её.
- Да встречаются! – сказала она. - Это скифский курган, в нем по преданию погребена любимая жена Айдар - хана. Если хотите, то давайте пройдем к нему и осмотрим его! - Хотим, хотим! – загалдели ребята.
Они быстро собрали свои рюкзаки и двинулись гурьбой к видневшемуся невдалеке кургану.
Курган примечателен был тем, что он возвышался над Карачун горой и с него открывался чудный по красоте вид на речную долину окружавшую город.
Окинув взором открывающий вокруг мир, Люда восторженно сказала: - Красота то, какая! Очевидно, хан и его многочисленная родня не зря облюбовали это место и насыпали здесь курган.
- Ребята, смотрите в центре кургана какая-то заросшая ковылем яма! - заметив яму, воскликнул Сергей.
- Курган, ребята, видимо был разграблен черными копателями, - сказала учительница, - это следы их варварской деятельности.
- А кто эти черные копатели? – спросила Катя.
- Катя, черными копателями называют грабителей гробниц и могил. Они в поисках золота, драгоценностей, оружия, древней утвари раскапываю курганы, забирают самой ценное, при этом по варварски рушат все остальное. Таким образом, нашим археологам достаются лишь крохи, разбитые горшки и кости, по ним трудно установить быт наших предков и самое главное кто был погребен в кургане.
- Может, и мы покапаем здесь, у меня в рюкзаке саперная лопатка есть, - обратился ко всем с таким необычным предложением Сережка Ковтун. Видно жилка кладоискателя заговорила в нем.
- А что давайте покопаем! - поддержали его ребята, очевидно, многим хотелось тоже стать кладоискателями.
Ольга Леонидовна видя стремление ребят покопаться в кургане, улыбнулась и сказала: - Ну, что ж, если вам так хочется, копайте, а мы с девочками посмотрим, что вы нароете. Только если хотите капать, то копайте не здесь в центре кургана, где уже все перерыли грабители, а с восточной стороны, где следов грабителей не видно. Ребята так и сделали и поочередно стали раскапывать с восточной стороны курган, благо в рюкзаках оказались еще две лопаты.
Копали, копали, аж вспотели, но ничего пока интересного не откопали. Им попадались лишь какие-то белые кости непонятного животного.
Под конец копания, когда парни уже разочаровались от своей затеи, лопата Карачуна наткнулась на что-то большое и твердое. - Ребята, сюда! – вскричал радостный кладоискатель – Я что-то нашел! Все кинулись к нему, чтобы посмотреть, что он там нашел.
Порывшись еще в земле, Валентин откапал череп какого-то большого животного. Ольга Леонидовна посмотрела на находку и сказала: - Это череп лошади! Судя по зубам, молодой лошади. По всей видимости, Валентин наткнулся на погребенную вместе с хозяйкой лошадь. По ритуальному обряду кочевники оставляли в усыпальнице предметы быта, оружие, утварь, которые окружали усопших при жизни, а так же закалывали лошадей. Кочевники верили, что все это пригодится в потустороннем царстве теней.
- Ольга Леонидовна, может, заберем череп лошади в наш школьный музей? – спросил Валентин.
- Я не прочь, ребята, только его надо хорошенько почистить и обработать спиртом, для дезинфекции, мало ли что бывает.
* * *
Возвращаясь с похода, ребята увлеченно говорили о находке и возможно зарытом там еще кладе или интересном каком-либо экспонате. Учительница не стала переубеждать их в этом, понимая, что, скорее всего этот курган, как и многие в их крае давно разграблены черными копателями.
Люда Тимошенко и ребята с её окружения тоже были возбуждены разговорами о кладах. Кото-то из них спросил учительницу: - Ольга Леонидовна, а правда, что под нашим городом имеется целая сеть подземных ходов?
- Да, имеется! – утвердительно сказала она. – Дело в том, ребята, что в нашем городе, как и других местах, например, в Крыму или Одессе существуют катакомбы. Это подземные ходы, которые соединяют между собой значимые для города объекты. Естественно, что они были прорыты не только для сообщения между собой, но и служили в качестве потаенных мест и хранилищ.
Когда возникли первые подземные ходы в нашем городе, точно никто не знает, но очевидно, очень давно.
Наш благодатный край в древние времена подвергался нападению кочевников и прочих захватчиков. Поэтому сама жизнь заставляла наших людей прятаться, ховать свои хлебные запасы, продукты, разные ценности от врагов. Для этого они и строили катакомбы. Самые большие подземные ходы соединяли женский монастырь и городские церкви. Они имели выходы к реке Айдар и другим скрытным местам.
Этот монастырь имеет печальную историю, сюда привезли вопреки акту о капитуляции, гарантировавшему свободу почти всех польских офицеров взятых в плен под Львовом,.
Здесь в монастыре находилось 600 польских летчиков, практически весь цвет польской армии, кроме них там находились 400 врачей и других медицинских работников, 20 профессоров высших учебных заведений, несколько сот инженеров и юристов, литераторы и журналисты. общественные деятели Польши. Арестовали м привезли сюда в монастырь практические весь коллектив Научно-исследовательского института по борьбе с отравляющими газами, а также институт по вооружениям Польской армии.
Условия содержания заключенных были ужасными, многие умерли от голода и болезней, часть их там же в подземелье хоронили.
Под конец своего существования в этом концлагере осталось всего 3920 польских военнопленных.
В селе Чмыровка под городом находится единственное на Украине польское воинское кладбище, там похоронены в основном польские офицеры.
Что касается катакомб, то по рассказам очевидцев, которые не раз бывали в катакомбах, некоторые центральные хода выложены кирпичом или мергелем и по ширине они были такими большими, что по них могла проехать целая повозка запряженная лошадьми.
По таким туннелям из одного конца города в другой скрытно могла проехать целая конница с малыми пушками и неожиданно напасть на врага с тыла, что позволяло защитникам побеждать в боях за город.
Позже где-то в 18-19-м веках богатые жители города, дворяне и отставные военные в смутные годы восстаний и революций свои дома и особняки по аналогии с монастырями тоже соединяли подземными ходами, строили свои потайные комнаты, где хранили и прятали свои богатства от разграбления.
Поэтому польза от строительства катакомб в смутные времена была большая.
Она позволяла людям выжить и сохранить свои ценности.
Старожилы называют город Старобельск не иначе как город – воин, город былой казачьей славы. Не зря легендарный батько Махно хотел сделать его столицей вольной казачьей республики. А что должно быть у настоящего казака-воина?
Смекалка, смелость и казацкая отвага! На этом поприще городу нет равных среди других городов этого края.




    Остросюжетные и юмористические книги, сборники стихов АркПоля можно заказать в Канаде - Welcome to Lulu  !  https://www.lulu.com/    Questions About Placing a Bulk Order? 
Call 919-447-3244  через Интернет: 

1.Сборник любовной лирики - 2.Поэзия космоса - 3.Роман "Кошевой атаман" - 4.Роман "Воскрешение" - 5.Повесть "Исполины" -  6.Сборник юмористических рассказов - 7.Новейший Завет - 8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":
9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":

Купив книги, вы поможете  волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!

===============================================


Рецензии