3. Фальк снова работает с театрами

После войны Фальк сотрудничает с театрами. В ГОСЕТе в 1947 году Таировым был поставлен спектакль «Леса шумят» из жизни партизан. Главным художником был Роберт Фальк.

А.М. Цузмер, рассказывает о Фальке, когда он и Ангелина Васильевна летом 1947 года отдыхали у них на даче в Софрино:

«Часами бродил Фальк по лесу, выискивал то главное, что раскрывает дух лесной глухомани, где развёртывается действие спектакля.

Однажды Фальк предложил Ангелине Васильевне, много занимавшейся тогда живописью, попробовать сделать эскиз внутреннего занавеса.

Она рано утром ушла в лес с акварельными красками и к обеду принесла эскиз на листе обёрточной бумаги: серовато-голубой фон, уходящие вверх стволы тоненьких берёзок, одетых уже начинающими желтеть листьями, вспышки кистей рябины. С этой акварели и началась работа Фалька над занавесом, и на премьере спектакля я увидела, как много дала художнику скромная и незаметная помощь жены».

А в следующем году в Московском камерном театре Михоэлсом была поставлена пьеса Ильи Эренбурга «Лев на площади». И здесь Роберт Фальк был главным художником.
Вскоре ГОСЕТ был закрыт. Википедия сообщает об этом так:

«После войны, в период так называемой борьбы с космополитизмом, театр лишился двух своих лучших сотрудников. 13 января 1948 в Минске в результате организованного покушения по личному указанию Сталина был убит Михоэлс, художественным руководителем театра был назначен В. Зускин, который оставался на этом посту до своего ареста 26 декабря 1948.

Зускин был арестован по делу Еврейского антифашистского комитета и погиб в заключении.

Вскоре театру было отказано в государственном финансировании, начались аресты среди еврейской интеллигенции. Власти стали чинить жёсткие препятствия в работе театра. Всех входящих зрителей на входе ожидали фотографы и фиксировали каждого на плёнку. Посещаемость в конце концов практически опустилась до нуля.

С июля 1949 газеты прекратили печатать объявления о спектаклях.

Последний спектакль Московского ГОСЕТа — «Гершеле Острополер» М. Гершензона — состоялся 16 ноября 1949 г. В том же году театр был официально закрыт (по причине «непосещаемости»). Тогда же закрыто и училище при театре.

Ныне в здании театра располагается Московский драматический театр на Малой Бронной.

Театральный декоратор А.М. Коган рассказывает, что ей довелось два раза встретиться с Фальком «в творческой работе» в театре:

«Первый раз в 1948 году, когда он был приглашён как художник в Камерный театр, в связи с постановкой пьесы И. Эренбурга «Лев на площади». Мне предстояло, – пишет Александра Марковна, – выполнить по его эскизу живописно-аппликационную декорацию номера грязной парижской гостиницы с альковом. По замыслу Фалька, он должна была быть выполненной в серовато-жемчужной гамме. В связи с этой работой мне запомнились его слова о том, что в театре даже самое неэстетичное – грязь, лохмотья и пр. – должно быть красивым.

В другой раз наша встреча произошла в 1956 году на сцене Московского театра сатиры в связи с пьесой Ж.П. Сартра «Только правда».

Несмотря на свой преклонный возраст и пошатнувшееся здоровье, Фальк с удивительной ответственностью и добросовестностью относился к этой своей последней театральной работе. Он ежедневно бывал в мастерских, лично наблюдал за всем процессом изготовления декораций, входил в мельчайшие детали.

Работать с Фальком было очень интересно, ибо, с одной стороны, он давал все возможности проявить творческую инициативу, а с другой стороны, был очень требователен и взыскателен при воплощении своего замысла».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/01/585


Рецензии