Причинность и беспричинность
Платона помнили и помнят практически без перерыва до наших дней. Тому способствовало христианство, которое усмотрело в нем своего союзника. Аристотеля в начале средневековья подзабыли, но перед эпохой Возрождения, которая амнистировала античность, подняли на щит. Сделал это арабский богослов и философ Аверроэс. В комментариях к сочинениям великого любомудра Ибн-Рушд (настоящее имя этого человека) высказал мысль о том, что Вселенная существовала всегда...
Казус Аверроэса составляет главную трудность материализма. Ведь коли всегда, то, значит, свирепствуют детерминизм и фатализм. Говоря откровенно, не остается никакого пространства для борьбы масс за светлое будущее, не остается никакого места для миллиардов лет эволюции, динозавров и прочего любопытного и выгодного...
Почему? Потому, что нет причины! Если у идеалистов причина всему окружающему нас плюс мы сами – Бог, то здесь – что? А без причинно-следственных связей не с руки говорить об исторических закономерностях, революциях и прогрессе...
Материалисты до некоторых пор проблему причинности затуманивали. Однако во второй половине XIX столетия Авенариус, Мах и другие поставили вопрос ребром: раз материя в различных формах существовала всегда и, по сути, беспричинно, то категорию причинности следует заменить опытом и взаимоотношением явлений...
В качестве реакции на это философское безобразие появилась в начале XX века известная каждому образованному советскому человеку работа Ленина «Империализм и эмпириокритицизм». Так называемых «махистов» Ильич заклеймил как ставленников буржуазии, стремящихся сохранить статус-кво на пороге революции...
Причину сущего разыскали в индийских ведах. Это и есть ныне основополагающая теория большого взрыва. В наши головы внедрили тандем случайного и необходимого, а также мифологему о самоорганизации материи. А что на самом деле? Не знаю.
Свидетельство о публикации №216110100785