Причинность и беспричинность

       Платон и Аристотель, заложившие основы философии как науки, были современниками, первый являлся учителем второго. Второй стал учителем Александра Македонского, завоевавшего, фигурально выражаясь, весь мир. Уже после смерти славного героя Аристотель вынужден был бежать из родной Македонии. Ему инкриминировался атеизм – злейшее преступление того времени... 

       Платона помнили и помнят практически без перерыва до наших дней. Тому способствовало христианство, которое усмотрело в нем своего союзника. Аристотеля в начале средневековья подзабыли, но перед эпохой Возрождения, которая амнистировала античность, подняли на щит. Сделал это арабский богослов и философ Аверроэс. В комментариях к сочинениям великого любомудра Ибн-Рушд (настоящее имя этого человека) высказал мысль о том, что Вселенная существовала всегда...

       Казус Аверроэса составляет главную трудность материализма. Ведь коли всегда, то, значит, свирепствуют детерминизм и фатализм. Говоря откровенно, не остается никакого пространства для борьбы масс за светлое будущее, не остается никакого места для миллиардов лет эволюции, динозавров и прочего любопытного и выгодного...

       Почему? Потому, что нет причины! Если у идеалистов причина всему окружающему нас плюс мы сами – Бог, то здесь – что?  А без причинно-следственных связей не с руки говорить об исторических закономерностях, революциях и прогрессе...

       Материалисты до некоторых пор проблему причинности затуманивали. Однако во второй половине XIX столетия Авенариус, Мах и другие поставили вопрос ребром: раз материя в различных формах существовала всегда и, по сути, беспричинно, то категорию причинности следует заменить опытом и взаимоотношением явлений... 

       В качестве реакции на это философское безобразие появилась в начале XX века известная каждому образованному советскому человеку работа Ленина «Империализм и эмпириокритицизм». Так называемых «махистов» Ильич заклеймил как ставленников буржуазии, стремящихся сохранить статус-кво на пороге революции...

       Причину сущего разыскали в индийских ведах. Это и есть ныне основополагающая   теория большого взрыва. В наши головы внедрили тандем случайного и необходимого, а также мифологему о самоорганизации материи. А что на самом деле? Не знаю.


Рецензии