Авиационная психология
Вот недавнее сообщение СМИ. Регулярный рейс аэрофлота задержан местными авиационными властями на час, потому что ждали губернатора. Много всего было сказано, кроме одного. Представьте себя на месте пассажира этого рейса. Вы вовремя спокойно прошли регистрацию и сели в самолёт. По времени должен произойти взлёт, но даже не запускают движки. Неизвестность. Не работают кондиционеры. Не разрешают в туалет. Ничего не объясняют. И так целый час. Психологически перед полётом всем страшно. И не верьте тем, кто говорит, что не боится. Я провёл огромное число часов в воздухе и утверждаю, боятся все, но некоторые это тщательно скрывают. И на это накладывается непонятная задержка. Первая мысль, чтото не исправно с самолётом и механики пытаются быстро, "на соплях" всё поправить и выпустить самолёт в рейс.
Вспоминаю случай в каком то из южных аэропортов. Идёт посадка на самолёт. Как всегда, столпотворение у трапа. Все хотят протиснуться в самолёт первыми, хотя и знают, что вперёд надо пропускать пассажиров с детьми и у всех гарантированные места в самолёте. Надо сказать, что у нас, служебных пассажиров в аэрофлотовской (тогда была одна авиакомпания "Аэрофлот") форме с неслабыми погонами, хотя мы могли пройти в салон без очереди, было принято хорошим тоном подняться на борт последними, т.е. после пассажиров. И, вдруг, подкатывает к трапу автомобиль, крутая (по тем временам) Волга. Оттуда вынимают человека в аэрофлотовской форме, всего в золоте погон и нашивок, и, поскольку на ногах он не стоит, под руки с двух сторон его тащат к трапу. У тащущих на лице одно желание: поскорее избавиться от этого груза. А поскольку трап заблокирован пассажирами, один из сопровождающих крикнул: "Пропустите командира экипажа!" Народ расступился, пьяного затащили в самолёт и Волга быстро укатила. И здесь пассажиры буквально взорвались. Мы не полетим с пьяным командиром корабля. Никакие доводы и объяснения не принимались. В результате приехала охрана, выгрузила пьяного и представила пассажирам трезвый вменяемый экипаж. Как потом рассказали мне в МГА (Министерство гражданской авиации), чиновника отправили в Москву следующим рейсом, но из самолёта он вышел уже безработным. Министр Б.П.Бугаев к таким был беспощаден.
И сейчас вспоминаю об одном из возможных дефектов двигателя. Когда раскалённый нагар (высокотемпературное превращение углеводородов) воспламеняет остатки топлива в газотурбинном двигателе и он "дымит" после остановки иногда продолжительное время. Все говорят, ну и что, это ведь не опасно. Да, не очень то опасно с точки зрения техники. Но представьте себе. Вы пассажир, посадка в самолёт в транзитном аэропорту, и вы видите, что вас сажают в самолёт у которого дымит, а дыма без огня не бывает, а значит, горит двигатель. Бунт. Пассажиры откажутся лететь на неисправном самолёте с горящим двигателем.
Пренебрежение к психологическим моментам к сожалению закрепляется в авиационных кругах путём привыкания. Сижу в самолёте (рейс в южную республику выполняла местная авиакомпания) у окна прямо напротив крыла, где расположены баки с керосином. Вижу, подкапывает керосин из кессон-бака. Взлетели, струйка керосина неслабым жгутом попадает прямо в двигатель самолёта. Вызываю бортинженера. Приходит расхлябанный парень, в джинсах и сандалиях на босу ногу. Показываю. Ответ, да мы знаем, да мы уже давно так летаем.
Свидетельство о публикации №216110201155