Трибун войны

В нашей стране есть категория писателей, творчество которых очень ценно и дорого для нас. В ряду «военных» писателей Константин Симонов занимает особенное место.
Будущий классик советской литературы родился в 1915 году в Петрограде. При рождении он был назван Кириллом. Вскоре после появления сына на свет отец сгорел в топке гражданской войны. В 1919 году мать с маленьким Кириллом переехали в Рязань. Там она вышла замуж за преподавателя военного дела. С отчимом у Кирилла сложились хорошие отношения. Именно ему он обязан своей любовью к военному делу.
Перед своим приходом к осознанному выбору профессии Кирилл Симонов успел поработать и токарем в различных мастерских, и потрудиться на  Межрабпомфильме. Но в 1934 году он принял окончательное решение и поступил в Литературный институт. И в молодости и далее в жизни Симонов всегда отличался большой «производительностью» и к поступлению в институт за плечами у него уже был солидный авторский багаж: множество стихов, составивших поэтический сборник «Луганчане», три поэмы.
В 1939 году молодой писатель стал военным корреспондентом газеты «Героическая красноармейская» и был отправлен на Халкин-Гол. Перед отъездом на фронт Кирилл изменил свое имя на псевдоним: Константин. Причины этого были очень прозаическими: Симонов имел небольшой дефект речи и не мог выговаривать букву «р». Эта боевая командировка и определила дальнейшее направление его творческой деятельности.
Литературный талант Константина Симонова в экстремальных военных условиях креп и совершенствовался. Писатель впитывал как губка происходящее, знакомился с новыми людьми: простыми солдатами и офицерами, многие из которых впоследствии становились героями его произведений. В одной из военных командировок он познакомился с молодым Георгием Жуковым, с которым был близок всю жизнь.
В промежутках между поездками Константин Симонов в большей степени писал прозаические произведения. Осознавая, обдумывая, в статичных условиях переносил увиденное и пережитое на бумагу. Пробовал себя и в драматургии: уже вторая пьеса: «Парень из нашего города» принесла ему успех. Произведение неоднократно ставилось на лучших сценах страны. Был снят художественный фильм.
Но в стрессовой ситуации на фронте, под впечатлением увиденных человеческих трагедий, обострялся именно поэтический талант Симонова. Его лучшие стихи, стихи пропитанные болью, бесконечно правдивые и горькие, созданы на войне. В полевых дневниках писателя было написано столько произведений, что впоследствии их хватило на несколько поэтических томов. Он писал даже песни. Знаменитая песенка военных корреспондентов принадлежит перу именно Константина Симонова.
Знаменитое стихотворение «Жди меня» в первый раз было напечатано в «Правде» в 1941 году. Оно стало в ряд с несколькими знаковыми произведениями других авторов, ставшими для русского народа психологической поддержкой, опорой в борьбе с врагом. Простые слова, совсем неоригинальные и даже примитивные рифмы, в итоге сложились в великое произведение на все времена, символ любви и верности. Это стихотворение принесло Константину Симонову колоссальную известность: «Жди меня» переписывали от руки, его оправляли в письмах любимым, с ним шли в бой.
* * *
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

В самом начале войны, в июле 1941 года Симонов в качестве военного корреспондента оказался под Могилевым на Западном фронте в 338 полке. Память о том, как мужественно его однополчане противостояли фашистскому наступлению, писатель пронес через всю жизнь. В бессмертном романе «Живые и мертвые», пожалуй, одном из самых известных прозаических произведений автора, события разворачиваются именно на Буйническом поле. Здесь писатель завещает развеять свой прах.
Война раскрывала в людях различные качества характера и не всегда эти качества были благородными. Константин Симонов, видя войну изнутри в самых страшных и подлых ее проявлениях, как настоящий корреспондент следовал за ситуациями и сразу переносил на бумагу увиденное, давая личную оценку. Так в 1943 году родилось чуть менее известное произведение, противовес стихотворению «Жди меня»: стихотворение «Открытое письмо». Это были строки, безжалостно бьющие в цель. Давно, при первом прочтении они стали для меня откровением. По моим личным впечатлениям и ощущениям никто лучше Константина Симонова не написал о человеческой любви и верности в военных условиях.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Женщине из г. Вичуга

Я вас обязан известить,
Что не дошло до адресата
Письмо, что в ящик опустить
Не постыдились вы когда-то.

Ваш муж не получил письма,
Он не был ранен словом пошлым,
Не вздрогнул, не сошел с ума,
Не проклял все, что было в прошлом.

Когда он поднимал бойцов
В атаку у руин вокзала,
Тупая грубость ваших слов
Его, по счастью, не терзала.

Когда шагал он тяжело,
Стянув кровавой тряпкой рану,
Письмо от вас еще все шло,
Еще, по счастью, было рано.

Когда на камни он упал
И смерть оборвала дыханье,
Он все еще не получал,
По счастью, вашего посланья.

Могу вам сообщить о том,
Что, завернувши в плащ-палатки,
Мы ночью в сквере городском
Его зарыли после схватки.

Стоит звезда из жести там
И рядом тополь — для приметы...
А впрочем, я забыл, что вам,
Наверно, безразлично это.

Письмо нам утром принесли...
Его, за смертью адресата,
Между собой мы вслух прочли —
Уж вы простите нам, солдатам.

Быть может, память коротка
У вас. По общему желанью,
От имени всего полка
Я вам напомню содержанье.

Вы написали, что уж год,
Как вы знакомы с новым мужем.
А старый, если и придет,
Вам будет все равно ненужен.

Что вы не знаете беды,
Живете хорошо. И кстати,
Теперь вам никакой нужды
Нет в лейтенантском аттестате.

Чтоб писем он от вас не ждал
И вас не утруждал бы снова...
Вот именно: «не утруждал»...
Вы побольней искали слова.

И все. И больше ничего.
Мы перечли их терпеливо,
Все те слова, что для него
В разлуки час в душе нашли вы.

«Не утруждай». «Муж». «Аттестат»...
Да где ж вы душу потеряли?
Ведь он же был солдат, солдат!
Ведь мы за вас с ним умирали.

Я не хочу судьею быть,
Не все разлуку побеждают,
Не все способны век любить,—
К несчастью, в жизни все бывает.

Ну, хорошо, пусть не любим,
Пускай, он больше вам не нужен,
Пусть жить вы будете с другим,
Бог с ним, там с мужем ли, не с мужем.

Но ведь солдат не виноват
В том, что он отпуска не знает,
Что третий год себя подряд,
Вас защищая, утруждает.

Что ж, написать вы не смогли
Пусть горьких слов, но благородных.
В своей душе их не нашли —
Так заняли бы где угодно.

В отчизне нашей, к счастью, есть
Немало женских душ высоких,
Они б вам оказали честь —
Вам написали б эти строки;

Они б за вас слова нашли,
Чтоб облегчить тоску чужую.
От нас поклон им до земли,
Поклон за душу их большую.

Не вам, а женщинам другим,
От нас отторженным войною,
О вас мы написать хотим,
Пусть знают — вы тому виною,

Что их мужья на фронте, тут,
Подчас в душе борясь с собою,
С невольною тревогой ждут
Из дома писем перед боем.

Мы ваше не к добру прочли,
Теперь нас втайне горечь мучит:
А вдруг не вы одна смогли,
Вдруг кто-нибудь еще получит?

На суд далеких жен своих
Мы вас пошлем. Вы клеветали
На них. Вы усомниться в них
Нам на минуту повод дали.

Пускай поставят вам в вину,
Что душу птичью вы скрывали,
Что вы за женщину, жену,
Себя так долго выдавали.

А бывший муж ваш — он убит.
Все хорошо. Живите с новым.
Уж мертвый вас не оскорбит
В письме давно ненужным словом.

Живите, не боясь вины,
Он не напишет, не ответит
И, в город возвратись с войны,
С другим вас под руку не встретит.

Лишь за одно еще простить
Придется вам его — за то, что,
Наверно, с месяц приносить
Еще вам будет письма почта.

Уж ничего не сделать тут —
Письмо медлительнее пули.
К вам письма в сентябре придут,
А он убит еще в июле.

О вас там каждая строка,
Вам это, верно, неприятно —
Так я от имени полка
Беру его слова обратно.

Примите же в конце от нас
Презренье наше на прощанье.
Не уважающие вас
Покойного однополчане.

По поручению офицеров полка
К. Симонов

Куда только в качестве корреспондента в годы войны не забрасывала писателя судьба. Впоследствии все свои впечатления от событий и людей, встреченных в те годы, он использовал в своем творчестве. Личностные качества: храбрость, собранность, целеустремленность, колоссальная работоспособность помноженные на безусловный талант сделали его одним из самых лучших журналистов военного времени. Свой военный путь Константин Симонов закончил в Берлине. Здесь он присутствовал на подписании акта капитуляции фашистской Германии.
Идеология советской власти полностью совпадала с личными убеждениями Симонова. Благодаря этому, а еще неординарным качествам характера и таланту, карьера писателя складывалась самым лучшим образом. После войны он был назначен редактором «Литературной газеты», «Нового мира», депутатом Верховного совета, членом Всемирного Совета Света. В отличие от множества писателей, не принятых властью, у него была возможность путешествовать по миру и встречаться с великими современниками, среди которых были Бунин, Чаплин, Неруда.
Как искренне верящий в идеологию, Симонов, нередко даже в ущерб собственному творческому чутью создавал произведения, отнюдь не украшающие его послужной список. За пьесу «Чужая тень» по сюжету, подсказанному Сталиным, писатель был удостоен Сталинской премии. Но в то же время повесть «Дым отечества» о Смоленщине, истерзанной войной, была разгромлена критикой.
Творческой единице, постоянно получающей преференции от власти, непросто избежать смещения нравственных ориентиров, не стать чиновником от искусства, удовлетворяющим интересы сильных мира сего. Неизвестно, как бы далее сложилась литературная судьба Константина Симонова, но после смерти Сталина в его жизни случились перемены, повлиявшие на его творческую судьбу.
Писатель развелся с Валентиной Серовой, с которой прожил много лет, и женился на Ларисе Жадовой, вдове поэта Гудзенко. Его сместили с должности главного редактора в «Новом мире». В 1958 году Константин Симонов уехал в Ташкент в качестве корреспондента «Правды».
В Средней Азии в условной удаленности от власти,  он работал над бессмертным романом «Живыми и мертвыми», используя весь свой фронтовой опыт, наделяя героев характерами людей, встреченных на дорогах войны.
В начале 1960-х годов писатель вернулся в Москву, и уже как достаточно свободная от бюрократических оков единица занимался творчеством. Создавая достаточно мало стихов, он переключился на драматургию. Но успех этой части его творчества был нестабильным: из-за идеологической негибкости, он нередко был руган критиками за недостаток внутренней свободы. 
Повести, романы, пьесы: время застоя, жизненные трудности только активизировали работоспособность автора. Вместе с Романом Карменом он работал над кинопоэмой «Гренада, Гренада, Гренада моя», написал сценарии к фильмам: «Чужого горя не бывает»; «Шел солдат» «Солдатские мемуары».
Но для меня Константин Симонов – это прежде всего поэт, трибун войны. По моему личному мнению: секрет невероятной популярности поэзии Константина Симонова в том, что автор не разговаривает с читателем свысока – его строки открыты и честны, эмоции – искренни. Стиль лирики Симонова - это разговорная интонация, после прочтения остается впечатление, что поговорил с хорошим другом. Через все его произведения красной нитью проходит тема долга отечеству, мужской дружбы, любви и верности.
Простота рифм, большей частью незамысловатый ритм его стихов идут не от беспомощности, а, наоборот, от мастерства, и абсолютно соответствуют задачам, поставленным писателем перед собой. Это осознанный выбор тонко чувствующего автора. Когда мысль возвышается над формой, когда эмоциональное наполнение строк предельно – усложнение конструкции стихотворения совсем не нужно и даже вредно.
Скорее к особенностям, чем к недостаткам творчества Константина Симонова я бы отнесла пафос в большинстве его произведений. Но такая стилистика – общий признак литературы времен Великой отечественной войны, и даже, пожалуй, историческая необходимость. Патриотичность творчества писателя особенно актуальна и современна именно сейчас, в такое непростое для нашей страны время.
А вот склонность к так называемым «длиннотам» в поэзии причислю, пожалуй, к авторской неуверенности. Но если ранее творчество Симонова изобилует этим недостатком, то более зрелые стихи поэта имеют «длинноты» в гораздо меньшем объеме: автор на протяжении всей жизни оттачивал свое мастерство и работал над техникой.
Нечасты в авторском багаже стихи о мирной жизни, о простых и понятных каждому человеку вещах. Они открывают писателя с какой-то новой, неожиданной для читателя стороны. Но, все же, считаю эти произведения на порядок более слабыми по сравнению с лирикой военной.
Фронтовая судьба, лишения, горести, отличают Константина Симонова от писателей, лишь теоретически знавших войну. Именно поэтому при чтении симоновских произведений складывается ощущение автобиографичности. Его герои чисты и благородны, автор направляет их в места, в которых бывал сам, наделяет своим опытом, впечатлениями от пережитого им самим.
28 августа 1979 писателя не стало. Его прах, как он и завещал, развеяли над полем, близ Могилева, где происходили самые памятные события в его жизни. Возле Буйнического поля установлен камень, на котором написано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».


Рецензии