На выставке И. Айвазовского. Продолжение 22

http://www.proza.ru/2016/11/02/1350

Передохнув немного, повторно подхожу к обозначенной выше картине в надежде прочувствовать на себе ранее услышанное восприятие зрителями этой картины.
Увы...
Кроме ошибок не вижу даже воды. Вижу краску на холсте.
Становится не по-себе от моего восприятия такой известной картины.
Я, как художник, не увидела на холсте волны. Увидела лишь месиво красок, заполнявших основное пространство картины.
Возможно, мой настрой на просмотр способствовал такому результату. Ведь, я идя на выставку И.К.Айвазовского, ожидала увидеть действительно его гениальные творения. Именно таковыми их представляют порой гиды обычному зрителю.
К сожалению, мои ожидания не оправдались.

Оставалось размышлять над увиденным, пытаясь понять причину такого вознесения художника в глазах народных масс.

И снова вспоминается случай, описанный  Натальей Жиркевич-Подлесских "В гостях у Айвазовского...":
"Хрущов, по его собственному признанию, хотел выпросить себе одну из картин Айвазовского, но не успел в этом. Он, восторгаясь одной из маленьких картин (Ялта с розовыми облаками, тянущимися к морю; действительно, прелесть!), просил Айвазовского продать ему ее, и спросил цену. «Тысяча рублей, — спокойно ответил Айвазовский. Тогда Хрущов спросил, нет ли у него картины рублей на 300?» — «Таких у меня теперь нет, но в Петербурге я Вам нарисую и на эту цену. Уступить Вам за 300 рублей картину в 1000 р. я не могу, так как другие будут в понятной претензии на меня. Если я и сделал кому-нибудь уступки в цене, или просто дарил картины, то за подарки: тогда никаких разговоров быть не может. Так сделал я с Дурново, когда он был еще товарищем министра!» Но Хрущов высказал ему все-таки изумление, что за картину менее чем в 1/2 квадратных аршин надо платить 1000 руб., и спросил, сколько времени у него занимает писание такой вещи? «Два часа, иногда и более», — был ответ."

Этот эпизод, пожалуй, способен более полно раскрыть важные моменты творчества художника.
Например, время затраченное на картину - 2 час, иногда и более.
Художник открыто говорил, что свои картины пишет очень быстро.
Известно, что даже над картинами больших размеров художник работал не более трех-четырех дней.
Рассматривая внимательно технику письма художника, прихожу к такому же заключению. Нет в его работах углубленности в тематику. Нет глубокого проникновения в цветовую структуру морских пейзажей. Во всяком случае, я не чувствую их.
Его произведения поверхностны, а работа цветом, порой воспринимается, как покраска холстов привычным набором цветовых замесов.
Но, это моё личное восприятие картин мариниста.
Почему его работы пользовались таким широким спросом?
Наверное, потому что основной контингент его почитателей был не столь искушен в живописи плюс умелая раскрутка его творчества через умелое налаживание связей с нужными художнику людьми.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/11/03/869
Картина "Волна".1889г.(из интернета)


Рецензии