Я и леший. история взаимоотношений

В фэнтези принято привлекать в качестве персонажей всякую нечисть, в том числе, и леших. Конечно, фэнтези это, по большей части сказки… для повзрослевших детей. Но жизнь показывает, что сказочные персонажи на самом деле существуют, пусть и не в том виде, как этот представляют авторы фэнтезийных книжек.

Расскажу истории о том, как я общался с лешим, посещая леса. И что из этого получилось. Сразу скажу, что мои ощущения это мои ощущения, которые другим могут быть недоступны. Потому правдивость данного повествования весьма относительна… и доступна для тех, кто обладает повышенной чувствительностью.

Началось мое общение с лешим в середине 90-х годов, когда зарплаты стояли, а цены росли. В результате, выжить на одну зарплату становилось проблематично. Тогда-то на семейном совете и было принято эпохальное решение – перейти на питание подножным кормом. Вариантов было два: обрести земельный участок и заняться сбором всего того, что дает матушка Природа, т.е. ягод и грибов. Так как варианты нигде не пересекались, то они приняты оптом. К тому же, произошло и разделение труда. Женская половина семьи занимается огородом, в то время, как мужская осваивает лесные просторы нашего края. Нет, я не отлынивал, когда нужны были земельные работы на огороде, но тот, кто имеет дачу, знает, что земельные работы, обычно ведутся весной, когда лес только просыпается. Так что одно другому не мешало.

Нужно сказать и о том, что было два абсолютно разных леса, которые я посещал. Первый можно условно назвать «Заповедник», а второй «Выселки».

Близкое знакомство с лесом началось  с того леса, который у местных жителей прозван «Заповедником». Тому было две причины. Во-первых, именно сюда вытащил меня сосед по дому, который, собственно и подсказал идею кормиться от земли. Во-вторых, именно этот лес был неподалеку от дачи. Так что ездить в лес было легко и не накладно. Ну, и не могу не сказать, что пинком для меня была статья в газете, в которой утверждалось, что грибы, особенно благородные, прекрасные заменители мяса, того продукта, который так необходим подрастающему поколению. Да и взрослым полезен. Опять же, грибы – это все-таки растительный продукт, а потому не наносят того вреда, что потенциальное мясо.

В общем, со всех сторон мотивированный, я в связке и соседом на великах выехали в лес. В сторону «Заповедника». Поиск грибов не отличался особенной хитростью. Представьте лесную дорогу, всю побитую ухабами, которые после дождей наполнялись водой до самого верха. В длину она была километра полтора-два. Так что поневоле приходилось показывать элементы эквилибристики, чтобы не свалиться в одну из встреченных ям.

Сосед обычно ехал впереди. И время от времени останавливался и сворачивал влево или вправо, где, по его мнению, должны были быть грибы. И точно, грибы находились в том или ином количестве на удалении от пятидесяти до ста пятидесяти метров от дороги. На мой вопрос, а не боится ли сосед, что я грибы порежу, и ему не достанется, он философски ответил, что грибник при должном усердии свой гриб всегда найдет, сколько бы перед ним не проходило человек.

Вот тут бы мне и задуматься: А почему собственно так происходит? Но в первые выезды я все же опасался потеряться в незнакомом лесу, а также как-то старался оправдать свою поездку, т.е. привезти домой грибов.

Первый сигнал был получен при совершенно безобидной ситуации. В конце той дороги, о которой, написано выше находился сосновый бор. Натуральный с небольшими, метра два-три сосенками. Собственно, лесная дорога упиралась в этот бор под прямым углом. Так что проехать мимо него не было никакой возможности. Бор этот был примечателен тем, что прямо по границе,  где-то со второго по пятый ряд сосенок росли великолепные маслята. Небольшие, тугие, ну, и конечно, невероятно сопливые. В результате, на эти сопли налипала всякая мелочь, иголки, остатки чешуи сосенок и прочее. Потому обращаться с маслятами нужно было аккуратно, поскольку мыть руки было нечем… разве что из луж.

Сосновый бор отличался еще одним качеством. Вокруг него (а бор был размерами примерно сто метров в длину и сто в ширину) шла круговая дорога, которая начиналась справа от основной лесной дороги справа, и заканчивалась у этой же дороги слева. Так что промахнуться мимо основной дороги было, в принципе, нереально. И все-таки однажды это случилось. Мы проскочили основную дорогу. Я бы может быть и запаниковал, все-таки лес был незнакомый, но сосед рассудительно пояснил, что леса у нас небольшие, заблудиться, в принципе, невозможно. Но если такое случится, то нужно просто идти прямо, и ждать, куда кривая вынесет. В тот раз нас вынесло к деревне. По прикидкам, мы махарезнули от места въезда в лес километров пять. Вот такое «авось» получилось.

Именно этот случай заставил задуматься об особенностях нахождения в лесу, вспомнить правила ориентирования по солнцу и по деревьям, на тот случай, если солнца не будет видно. Занятия подняли мою самооценку. И я решил, что готов к самостоятельному походу в лес.
***

День не предвещал ничего экстраординарного. В общем, был хороший день позднего лета, когда уже не жарко, но еще и не холодно. Так что поездка из дома до леса прошла без происшествий и приключений. Соответственно тонус был на высоте.

Но едва я начал собирать грибы, тонус пошел вниз. И причина была банальной: несмотря на то, что дня три назад прошел легкий дождь, в лесу было сухо. И, соответственно, пусто было и в ведре, которое я приспособил вместо корзинки.

Я уже по всякому изгалялся, метался от одного места к другому… псссс… пусто, хоть тресни.

Так что, добравшись до соснового бора, который обычно был конечной точкой поиска грибов, я имел нулевой результат в плане найденных грибов. Было обидно. Идя вдоль соснового бора с правой стороны, я обратил внимание, что помимо основной дороги, которая заворачивала, окаймляя этот самый бор, есть еще и другая дорога, которая идет строго прямо, уходя на возвышенность.

В этом лесу я не был, потому некоторое время стоял в размышлении. Потом решился. Тем более, по прикидкам, эта дорога шла к населенному пункту, расположенному километрах в пяти от того места, где я находился. Так что в случае чего, вернуться домой можно было и по трассе на велике. Эта мысль воодушевила меня и я решился.

Так как под ногами был песок, я катил велик рядом, взбираясь на очередной взгорбок. Когда выбрался наверх  сильно удивился. Если за спиной остался смешанный лес, в котором из хвойных была только сосна, то впереди слева и справа от дороги стоял густой ельник. Причем, ельник был, что называется кондовый, т.е. старый-старый. Лохмы его веток кое-где свисали чуть ли не до земли. И внутри было так тесно от деревьев и кустов, что солнце не пробивало до земли.

Ну, и что делать? Пройдя метров сто по дороге, я остановился. Грибных мест я здесь не знал, от слова совсем. Решил рискнуть. Свернул вправо от дороги и вошел под кроны елей. И сразу потемнело-потемнело. А еще я заметил, что если предыдущий лес был сухим, то здесь прелая хвоя, которая устилала все вокруг, была влажной. Что меня удивило.

Идя не торопясь, я все-таки пытался понять, есть в этом лесу грибы или нет. Грибники наверняка знают один секрет: грибы пахнут. Причем, их запах можно учуять издалека. И, наверняка, многие грибники ищут грибы именно по запаху, хотя могут и не осознавать этого.

Здесь же пахло сыростью… и больше ничем. Хвойный ковер под ногами прогибался под моей тяжестью. И кое-где даже чавкала выступающая вода. Настроение испортилось вконец. Как то быстро я понял, что зря полез в эту чащобу. И, честно скажу, от темени леса зашевелился внутренний ужас. Я понял, как в таком лесу можно запросто потеряться. Ну, хорошо, был ясный день. Солнце светило во все небо. И перед входом в лес, я приметил, где находится солнце на тот случай, если придется возвращаться по лесу.

Как чувствовал, что так и будет. Осознав, что пру понапрасну, я остановился. Честно говоря, до сих пор не знаю, почему я не вернулся тем же путем обратно на дорогу. Нет, я сориентировался по солнцу и пошел обратно по лесу. Вероятно, все же рассчитывал выйти на грибные места. Но сейчас я подозреваю, что по лесу меня вел леший. Ну, как понять, что направление, выбранное мною, оказалось правильным, и навело на грибное место. Но обо всем по порядку.

Какое-то время с зубовным скрежетом я продирался сквозь ельник. Он хоть и был кондовым, но кустарника в нем было предостаточно. Потому легкой эту прогулку назвать нельзя.

Но вот ельник закончился, хотя кусты остались. Но прорвавшееся ко мне солнце порадовало. И вдруг, я осознал, что меня что-то ведет. Куда, зачем было совершенно непонятно. Но, что самое главное, я не чувствовал со стороны ведущего какой-то опасности. А потому просто решил ему довериться. Как только эта мысль устаканилась в моей голове, настроение вновь изменилось. Я стал спокойно ждать, что же будет на выходе. Иногда я поглядывал на солнце, чтобы примерно представлять, где я нахожусь.

И как раз в один из моментов, слева что-то бликнуло, будто солнечные зайчики решили поиграться. Я тут же свернул в ту сторону, и неожиданно вышел к лесному озеру. Оно было почти круглое, диаметром метров с пятьсот. Берег густо порос камышом, так что подобраться к озеру возможности не было. Вот тут-то я понял, что меня вели как раз к этому озеру.

А поняв это, решил обследовать берег по правую руку. Лес был довольно редкий, потому почти сразу наткнулся на подберезовики. Сначала на один, а потом на целое семейство, что в наших краях редкость.

Пройдя вдоль берега, насобирал грибов десять. Все были чистенькие и крутые. Следовательно, воды им было вдосталь.

Потому решил исследовать взгорбок, который возвышался над озером с правой стороны. С великом поступил просто: проходил метров пятьдесят вперед, ставил велик у подходящего дерева, сам возвращался обратно до намеченного дерева и оттуда зигзагами прочесывал местность.

Занятие было настолько  увлекательным, что я и не заметил, как вышел на место промышленной вырубки леса. Что было удивительно, ведь я находился в заповеднике. И насколько я знал, в нем разрешена лишь санитарная вырубка леса. Что подразумевает вырубку лишь старых и сухих деревьев.

Впрочем, на поляне, идя вдоль места вырубки, я обнаружил, что пошли белые и подберезовики. Так что посторонние мысли просто вылетели из головы. Ведро быстро заполнялось. А поляне не было видно конца и края. Пришлось присесть, и перебрать грибы, помятые выбросил. Кроме того, отрезал ножки от шляпок и сложил их в отдельную кучу.

Вот так и дошел до конца поляны. Здесь обнаружился съезд, и, следуя ему, вышел на ту самую дорогу, по которой въезжал в лес.  Как я ее раньше не видел, ума не приложу.

С высоты лет, могу сказать, что леший научил меня простой истине: в чаще грибов не бывает. Их нужно искать на опушках или в местах, где много солнца. Эту истину я подтвердил, когда, по инициативе того же соседа, мы с ним стали исследовать лесополосы, которыми были ограждены поля в округе. Да, многие говорят, что собирать грибы в лесополосе себе дороже. Но все же я думаю, что не все так просто. Конечно, вдоль федеральных трасс, которые и перейти-то сложно из-за интенсивного движения транспорта, грибы наверняка будут токсичными от выхлопных газов. Но ведь есть много лесопосадок так сказать, районного масштаба. Где если раз в год и проедет транспорт, то это будет трактор или грузовик. Так что собирать грибы в таких лесопосадках вполне возможно. По крайней мере, ни я, ни мои родные, отведав грибы из лесопосадок, не заметили разницы с грибами лесными. Зато эти грибы собирать гораздо проще. К тому же, лесопосадки позволяют использовать велик, что значительно расширяет площадь поиска.
***

Следующая история стоит того, чтобы на ней остановиться. В общем-то, ее начало не предвещала ничего необычного. Был ясный солнечный день. Семья была на даче. Я же после работы отоспался в городе, а с утра, прежде чем поехать на дачу, решил съездить в лес, все в тот же заповедник. Тем более, что дача была по пути. И я рассчитывал приехать туда с грибами, чтобы порадовать родных.

Быстро собрался, сел на велик и помчался по улицам города, устремляясь к выезду из него. Вот и улица, ведущая из города. Неожиданно я ощутил, что сзади кто-то едет. Обернувшись, я увидел, что мне, как говорится «на колесо» сел парень на велике. Ну, сел и сел. Не гонки, чай. Я особо не разгонялся. И парень, похоже тоже никуда не спешил.

Так мы проехали километра два, если учитывать, что с километр проехали уже за городом. Слева показалась развилка, съезд с шоссейки, как раз в сторону села, где была моя дача. Тут я заметил, что парень свернул с трассы. И ладно.

Но, как оказалось, дело было неладно. Я вдруг почувствовал, что силы покинули меня. Причем, настолько всеобъемлюще, что я чуть руль не уронил. Точнее, руль, чуть было не выскочил из вдруг ослабевших рук.

Я притормозил, съехал на обочину, решив слегка переждать и набраться сил. Минут через пятнадцать-двадцать вроде полегчало, и я решил продолжить путь. Но не тут-то было, слабость в теле вернулась буквально через пять минут. Но на силе воли я все же доехал до лесу.

Поняв, что на много меня просто не хватит, сразу взял курс на лесное озеро, которое выручало меня почти всегда по части грибов. И вот тут я вновь встретился с лешим. В том смысле, что ощутил его присутствие. Но на сей раз оно было явно неблагожелательным. Нет, не враждебным, а именно неблагожелательным. Леший сразу дал понять, что мне не место в лесу. По крайней мере, в таком состоянии. И понял я это потому, что самые грибные места, которые я знал, на сей раз были пусты, что, в общем-то, было ненормальным. Поскольку хоть один гриб должен был встретиться. А тут ничего, от слова совсем.

 Но и я обладал упрямством. Потому решил перейти на другое место. Развернувшись, я стал искать велосипед. И не находил его, хотя точно знал, что он где-то здесь, поскольку отошел от него всего-то метров на десять. А тут, будто исчез, испарился. Ну, и что было делать? В голове появилась мысль, которая стала разрастаться, заполняя голову. И мысль была проста: нужно возвращаться. И как только я принял это решение, я обнаружил велосипед, который так и стоял прислоненный к березке в том положении, что я его оставил. И я понял, что леший выпроваживает меня из лесу.

Делать было нечего. Я сел на велик, и стал наматывать метры в обратном направлении. Но упрямство не позволяло уехать из леса без грибов.

А нужно сказать, что перед лесом располагался сад. Сельчане называли его барским и утверждали, что его заложил барин, еще до революции. Честно говоря, до поры мне казались эти разговоры байками, хотя проезжая по пути в лес через сад, видел, что деревья в саду просто огромные. А вот молодых деревьев совсем не было.

К чему это я? К тому, что за долгие годы существования сад был заброшен. В результате деревья переродились, стали дичками. И плоды, в смысле, яблоки, были абсолютно пресными, невкусными. Но осознал я это лишь тогда, когда, выехав из лесу, решил отдохнуть в этом саду. А  заодно и попробовать яблок.

Погода в то лето была прекрасной, так что яблок уродило много. Можно сказать, что ветви яблонь гнулись от урожая. Но, едва попробовав пару яблок, пришлось их выплюнуть, поскольку они, в самом деле, были абсолютно пресными.

И все же как-то не верилось, что сад переродился полностью. Тем более, что в нем были разные сорта яблонь. Увы, сколько я не пытался найти более-менее вкусное яблоко, проку не было. Действительно, сад переродился полностью.

Отдохнуть в саду тоже не получилось. Было ощущение, что сад из меня сосет последние соки. Потому решил побыстрее убраться из него.

А еще я осознал, что мне нужно хорошо отдохнуть, а лучше выспаться.

По дороге домой, на дачу решил не заезжать, все пытался понять, что со мной произошло. И чем дальше, тем больше приходил к убеждению, что с меня просто-напросто сорвали биополе. Или порвали его основательно. Вот так я понял, что бы там не утверждала наука, но существуем мы благодаря наличию у людей биополя. Именно оно своими энергиями позволяет нам шевелиться, выполняя те или иные действия, в том числе проявлять эмоции и вести ментальную деятельность.

Зачем парень, который ехал за мной сделал со мною такую каверзу, я уже никогда не узнаю. Но по осторожным расспросам сельчан я выяснил, что в селе, как и в стародавние времена, живет много колдунов. Конечно, они стараются не трогать. Своих. Но я и моя семья были чужими. Так почему бы над нами не поизгаляться?

В общем, отлежавшись, наутро пошел в храм, купил свечей. И сделал ритуал очищения, как дома, так и дачи, с тем, чтобы чужие не совались в пределы ее. Ну, и с тех пор, никогда не пускал себе за спину чужаков. Если были уж сильно прилипчивые, то я просто останавливался. И дела вид, что вожусь с велосипедом, пропускал их вперед. Причем, отпускал на приличное расстояние, прежде чем трогался с места. Что интересно, но в городе деревенская магия не действовала. Тоже проверено.

Завершая описание случившегося со мной, скажу, что чем дальше, тем теснее был мой контакт с лешим. Уже за пару километров до лесу, я знал, куда мне нужно ехать, въезжая в лес, и на какие грибы рассчитывать.

А бывали случаи, когда леший отправлял меня в посадки, что были на противоположной от леса стороне дороги. Так продолжалось еще с год. Потом случилась неприятность. Я хранил велосипед в подвале дома. И вот однажды, зайдя в подвал, обнаружил, что колес на велике нет. Свинтили. Вот так и закончилась моя эпопея с лешим из леса «Заповедник», но не закончилось общение с лешими.

***

Собственно, мне остался единственный вариант: ходить в лес, который был в получасе ходьбы от дома. Лес, конечно, не ахти, поскольку близость к жилью позволяла ходить в этот лес всем, кому не лень. Да и я, что скрывать, по весне ходил в этот лес за ягодой. Много не собирал, но на поесть хватало.

Поначалу идти совсем не хотелось, поскольку лес был основательно «причесанный». Но добрые люди подсказали, что грибы нужно искать не в этом лесу, а чуть дальше. Дело в том, что вокруг города идет объездная дорога, которая как бы отрезает часть леса с километр в ширину от остального леса. А дальше… дальше, как повезет. Но многие приходили с грибами. Что ж делать было нечего. К тому же, началось бабье лето, и полезли опята, которые тут же появились на местном рынке. Так что нужно было идти, чтобы достойно завершить грибной сезон.

Проскочив окружную дорогу, выбрал одну из многочисленных тропинок, уходящих в лес, оглянулся на солнце, засекая его местоположение, и двинул в чащобу.

Нужно сказать, что поиск грибов весьма увлекательное занятие… когда эти самые грибы хотя бы время от времени встречаются. Как-то сразу тонус повышается от приятной тяжести в ведре. И совсем другое дело, когда грибы отсутствуют, будто их кто метлой разогнал. Вот так было и в этот раз. Иду час, иду второй… а грибов нет, как нет. А тут еще небо стало заволакивать тучами. Не сказать, что дождевыми, но достаточно плотными. Настолько, что солнце за ними совсем не просматривалось. Я уж было стал подумывать о возвращении… и вдруг вижу пенек. А на нем целая семья опят. А рядом еще одна, и еще одна. Так что за пять минут я загрузил ведро и большой пакет, который взял с собой на всякий случай. Тонус поднялся, я повеселел. Что ж, в самом деле, пора домой. Не мудрствуя лукаво, я развернулся на той же тропинке, по которой шел, и двинулся в обратном направлении, справедливо полагая, что выйду туда, откуда вошел.

Ага, не тут-то было. Через полчаса бравой ходьбы я вышел… к железнодорожному переезду, естественно, нерегулируемому. Как и положено к нему подходила лесная дорога.  Рассудив, что железную дорогу я не переходил, я не стал переходить переезд, а развернулся в обратную сторону. Прикинув, как идет железнодорожная ветка в наших краях я понял, что, для того, чтобы добраться домой, нужно выбрать путь, который уходит от дороги влево. Так и я пошел. Метров через двести заметил, что дорога стала забирать вправо. Потому стал искать тропинку, уходящую влево. Тропинка вскоре нашлась, и я с легкой душой устремился по ней. Но метров через сто тропинка раздвоилась. Одна из тропинок сворачивала влево, а другая – вправо. Ну, конечно, я выбрал левую тропинку и через полчаса… снова вышел к железнодорожному переезду. Тому самому, от которого ушел. М-дя.

Наученный опытом, проделал тот же путь, что и перед этим, но свернул уже на правую тропинку. Шел где-то с час. Стало темнеть, что мне совсем не понравилось. Остаться в лесу на ночь, в мои планы не входило. Но леший, похоже, наигрался со мной. Так что к следующему часу я выполз-таки на окружную дорогу. Ну, а дальше все было знакомо. Домой приполз затемно… зато с грибами.
***

Следующая история началась как в известной пословице: Не было бы счастья, да несчастье помогло. А в моем случае оказалось сразу два несчастья: украли колеса от велосипеда и мать хозяйки дома, что был для нас дачей, фактически выперла нас из него. Так что к зиме мы остались без дачи.

И тут поперло счастье. Мы познакомились с супружеской четой, у которой родители мужа, беженцы из Казахстана, поселились на выселках, т.е. фактически в дачной зоне. И, как оказалось, с одной стороны, у них был приличный избыток земли, а с другой стороны, дом находился в окружении леса. Так что для нас сложились благоприятные обстоятельства, поскольку нам уступили пять соток от земельного участка для разработки и посадки картофеля и овощей, а лес обещал не оставить нас без грибов.

Естественно что, как только по весне грунтовые дороги стали подсыхать, две семьи, наша и новых друзей, погрузились в грузовой УАЗ (фургон) и поехали к родителям мужа. И тут я понял, почему место, где жили родители, называется Выселки. Представьте село (кстати, за той самой железной дорогой, к переезду которой я выходил в прошлом году). А за селом лес. Въезжаешь в лес и …шесть километров по лесу и полю… и мы у родителей. Действительно, очень похоже на дачный поселок, поскольку, кроме родителей Трофима (так звали мужа знакомой) в оставшемся десятке домов никто не жил.

В две лопаты пять соток были перекопаны к обеду. После чего жена занялась посадкой всяческих семян и черенков, а я решил сходить в лес, познакомиться, благо, до леса было всего-то метров пятьдесят. Ну, что сказать, лес мне понравился. Смешанный лес, хотя в одних местах было больше лиственных деревьев, а в других – хвойных. Но самое главное было в том, что лес был светлый, что радовало, ибо обещало множество грибов.

И вот середина августа. Приятели заехали к нам с вестью, что пошли грибы. Так что намечался первый выход в новом лесу.

По приезде разделились на две компании. Женщины занялись уборкой созревших овощей,   а мужчины – собрались в лес по грибы. Мы быстренько собрались, и кто с ведрами, а кто с лукошками, двинули в лес.

Поначалу шел за хозяевами, они-то лес знают. Но… быстро стал тормозить. Хозяева, конечно, знали грибные места. А потому не обнаружив искомого, тех самых грибов, быстро перемещались на новое место. Мне сильно не понравились эти гонки. Я отстал и, по обычаю, включил нюх. Я же помнил по прошлым походам, что грибные места пахнут грибами. Вот я и постарался обнаружить их. Что интересно, совсем скоро так сильно запахло грибами, что сомнений не осталось – впереди большая грибница. Проплутав по лесу с полчаса, я вышел на довольно освещенную поляну… и офигел. Полянка была метров пятьдесят в диаметре и вся буквально забита грибами… подосиновиками. Создалось впечатление, что кто-то разбросал по полянке небольшие шляпки. Я много видел грибниц, но такое встретилось впервые.

Понятное дело, что ведра не хватило. Даже после того, как перебрав грибы в ведре, оставил самые маленькие. Пришлось снимать рубашку, завязывать ее и насыпать грибы в нее… мало.

Посмотрев на солнце, я определил, что нахожусь совсем рядом с выселками. Поэтому схватив ведро и рубашку с грибами, поспешил за помощью. Жена, увидев мою добычу, молча схватила ведро и мы помчались обратно. В общем, это было что-то. Жена, увидев такое богатство грибов, упала на колени и в таком положении стала «брить» полянку. Когда и захваченные ведра наполнились, мы с трудом оторвались от сбора грибов. Конечно, нас довезли до дома. И даже помогли занести лесную добычу в дом. Но… корячились мы с чисткой и варкой нашей добычи почти до утра. И таки наготовили грибов на целую зиму.

А чтобы не мудрствовать лукаво, решили грибы обжаривать с маргарином, после чего складывать в поллитровые банки и заливать под самый край тем же маргарином. После чего укупоривать крышками. В общем, возни было много. Зато зиму пережили легко. К тому же я еще пару раз был в лесу и приносил грибы. Так что консервированные грибы стали есть только в зиму.

***

Подходит к концу история о взаимоотношениях с лешим. Следующие годы в этом смысле были более, чем благоприятные. Например, поначалу я сначала приходил к знакомым в выселки, а это напомню, шесть километров по лесу, но потом вдруг заметил, что в лес со стороны дороги ведет множество тропинок. Точнее даже, не заметил, а обратил на это внимание. Когда я начал уточнять, как у жителей выселок, так и в селе, через которое я шел на выселки, как располагаются эти лесные тропы, оказалось, что многие из них повторяют лесную дорогу, т.е. идут от села на выселки. Чем, кстати, пользуются многие сельчане в своих походах за грибами. Упустить такой шанс в поиске грибов, я, естественно, не мог. Так что многие мои походы за грибами, были именно походами по лесу между селом и выселками.

Этот факт стал особенно важен в осеннюю пору, когда лесную дорогу размывало донельзя. Зато лесные тропы, а в лесу чаще всего были торфяники, которые впитывали воду, как губка, были вполне проходимыми. Да еще и грибными.

В общем, можно сказать, что леший в данной местности отнесся ко мне благожелательно, в чем я ему признателен.

Отмечу лишь один факт, который, после осознания, меня несколько озадачил. При походе за грибами я заметил, что грибы чаще всего встречаются по возвращении из леса в село. Иными словами, я мог пройти с десяток километров и не встретить ни одного гриба. Но стоило мне развернуться и идти по одной из лесных тропинок в обратном направлении, грибы буквально выпрыгивали под ноги. Так что с ведром грибов я всегда возвращался.

Впрочем, леший и в этой местности был шутником. Впрочем, скорее не шутником, а строгим учителем, не терпящим легкого отношения к самому факту нахождения в лесу. Проще говоря, я несколько раз попадал в ситуацию, когда, казалось бы, на ровном месте блудил.

Первый раз случился, когда мы пошли по грибы с хозяином выселок. Сразу скажу, что был это едва ли не единственный раз за всю историю наших отношений, потому что жизнь селян в те времена была очень тяжелой. Так что хозяин постоянно был занят. Но тут случилось чудо, он освободился, может быть потому, что дело активно шло к зиме? И мы пошли. День был пасмурным, так что ориентация по солнцу исключалась напрочь. Впрочем, как и ориентация по деревьям, поскольку приятель потащил меня в молодой лес, обещая сказочный улов грибов.

Увы, сказочного улова не получилось… так по мелочи. А вот заблудиться, мы заблудились глухо. При этом я-то понадеялся, что приятель, как живущий в этих местах, знает, куда мы идем. И, увы, ошибся. Так что перли мы по молодняку как два медведя, пытаясь выйти хоть к какому-то знакомому ориентиру.

М-дя. Вышли… на лесную просеку, по которой была протянута линия электропередач. Мы стояли запыханные, и все никак не могли сообразить: так куда же нам по этой линии идти – вправо или влево? Вопрос серьезный, потому что, как оказалось, не только я, но и приятель никогда не выходил на эту ЛЭП. Так что ошибка в направлении могла нам дорого обойтись. В том смысле, что мы могли еще дальше утопать от дома.

Уж не знаю, леший ли помог, или чуйка сработала, но меня однозначно потянуло вправо. Выбор оказался правильным. Через пару километров, мы вышли на городскую свалку. И, как оказалось, дом приятеля находился за лесополосой. Так что приключение закончилось удачно.

Но настоящую магию леший показал в другой раз. В этот раз я пошел один. Места были хоженые вдоль и поперек, так что я не сильно-то и оглядывался, считая, что вряд ли что может случиться. И каково же было мое удивление, когда внезапно выскочив из леса, я оказался, в месте, которое с первого взгляда почудилось мне незнакомым. Нет, я вышел к какому-то поселку, но я не узнавал эти места. Сразу передо мной был пруд, метров тридцать в диаметре, а за ним стоял ряд строений. В общем, типичная деревенская улица. Но совершенно незнакомая. И тут в глаза бросился огромный, метров двенадцати тополь с раскидистой кроной. Именно этот тополь вернул меня к действительности, ибо именно такой тополь был в усадьбе приятеля.

Стал разбираться. И вскоре понял, что я вышел к выселкам, так сказать, с заднего двора. Но как такое могло случиться? Чтобы выйти в ту позицию, в которой я оказался, нужно было постоянно идти левым кругом. А я прекрасно помнил, что постоянно забирал вправо. И, тем не менее, факт оказался, как говорится, налицо – я сделал левый круг и вернулся почти в исходное положение с ошибкой в километр. Что ж, урок был усвоен. И впредь, как бы я не ходил по тропам, всегда вел ориентирование на местности.

***

Прошли 90-е годы, начались нулевые. Дети выросли и разлетелись в разные города. Начал расти достаток, резко снизилась необходимость в грибах. А тут еще начались жаркие летние сезоны. Оно вроде бы и ничего, но… в наших лесах стал появляться клещ… и даже энцефалитный. Все эти основания привели к тому, что походы за грибами постепенно сошли на нет, и наши отношения с лешим прекратились.

В заключение хочу предложить читателям одну интересную статью о грибах и их роли в жизни человека   


Рецензии