Каркуша часть третья

Кот и пёс напряжённо смотрели, как ворона открывет коробочку и достаёт из неё верёвочку с маленьким зубом.
–  Вот!  Это  зуб  карликового  тупорылого  крокодила,который обитает в Африке.
Четыре глаза смотрели на качающийся перед ними зуб. В двух плескался восторг, а в остальных двух, зелёных, появилось лёгкое сомнение. Крокодила кот не видел, но
почему-то был твёрдо уверен, что этот зуб не из Африки. Он прищурил глаза и  стал вспоминать, где же он видел такие мелкие  зубы. И почти вспомнил. Помешала воро-на. Она вплотную подошла к коту и негромко спросила:
– А почему это я не вижу восторга в твоих глазках?
Котик  машинально  моргнул  несколько  раз  и  понял, что находится на краю жизни. Он,как мог, широко растянул рот и заунывно захохотал, изображая восторг. Правда, хохот, почему-то, больше напомнил скорбный вопль. Верный от испуга шарахнулся в сторону. В окно комнаты выглянула бабушка, посмотреть, кто это издевается над Кузей?  Ворона  топнула  лапой по земле, и хохот  смолк.
Каркуша убрала зуб в коробочку и со словами:
– Не доросли вы до прекрасного, – улетела от них.
Вечером в гости к Лидиной бабушке пришла соседка и принесла с собой маленькую коробку из-под обуви. Она сняла с неё крышку и со словами:
–  Посмотри, Лида,  кто у  меня  есть,  –  поставила коробку на стол.
Лида заглянула и увидела маленькую черепаху.
– Ах, какая хорошая! – воскликнула девочка.
31
Ворона  ревниво  посмотрела  на  неё  и  подскочила  к коробке.  Прямо на Каркушу смотрела черепашка, испуганно пытаясь спрятать голову в панцирь.
– Оставили у  меня жильцы, когда в город возвращались.  Сказали,  что  ей  в  деревне  лучше.  Ну,  а  мне  она зачем? Сейчас  отдыхать уезжаю, а её куда-то деть надо. Может, ты, Лида, себе возьмёшь, хоть на время?
– Конечно, возьму! Она такая маленькая, что не будет нам мешать. И спать будет в коробочке в моей комнате. А как её зовут?
– Матильда. Смешное имя для такой малявки, но она отзывается.
– Мы над ней смеяться не будем. И будем звать Матильдочкой.
Коробочка была торжественно поднята  и перенесена в комнату Лиды.  Каркуша пристально  смотрела  на хлопоты девочки.  Наконец, с  новосельем было покончено.
Лида  сбегала  на кухню,  принесла  капустный  листик  и положила  его  перед  черепахой.  Та  высунула  голову  из панциря и поползла к листику. Ворона не сводила с неё внимательного взгляда.  Когда черепаха в  четвёртый раз откусила от листика кусочек, Каркуша изрекла:
– Теперь ясно, почему жильцы оставили это создание в деревне. В городе на него харчей не хватит при таком аппетите.
– Зачем ты обижаешь черепашку? – упрекнула Лида. – Посмотри, сколько капусты у бабушки в огороде.
– Это  пока. Посмотрим, будет  ли  что собирать  осенью.
32
Она отвернулась от коробки и полетела во двор. Пёс был под кустом. Не успела ворона сесть на забор и каркнуть, как он выскочил и громко крикнул:
– Не сплю!
Ворона хмуро посмотрела на него и велела:
– Кота зови. Новость есть.
И не успела она вздохнуть, как кот и пёс стояли перед ней.
– Нахлебник у нас появился, – сообщила птица.
Пёс открыл рот. Ворона этому не удивилась. Верный редко держал рот закрытым. Зато в кошачьих глазах появились два знака вопроса.  Ему, как более умному, Каркуша и сказала:
– Нашей Лиде соседка черепаху подсунула. Возьмите, -говорит, – пожалуйста. Я на отдых уезжаю, а её кормить некому. А эту обжору прокормить невозможно.
Пёс заволновался.
–  А что она ест?  Неужели  теперь  косточки и  суп  на троих делить будут? Кузя, ты согласен? Я – нет!
Кот посмотрел на пса и постучал по его лбу.
– Черепаха – травоядная. Ей кости не нужны.
В это время скрипнула дверь, и во двор вышла Лида с черепахой в руках. Пес, а за ним и кот, побежали к ним знакомиться. Ворона посидела немного одна и тоже подлетела.
Маленькая черепашка робко высунула голову из панциря и, увидев две ушастые и усатые морды, быстро спряталась обратно. Посидела немного и опять робко высуну-лась. И тут произошло невероятное. Верный высунул язык и облизал черепаху. И этим положил начало дружбе меж-
33
ду троими. Ворона,  ясно,  туда  не относилась.  Она  дружила с самой Лидой и была выше этого.
Уже на другое утро девочка поставила коробку под навес при входе в дом, и черепаха стала ползать по всему двору. Каркуша, в свою очередь, устраивалась на заборе и наблюдала за черепахой. И через несколько дней заявила:
– Не понимаю, кто это сказал: медленный, как черепаха.  Наша вон с какой скоростью по двору бегает. Как собачий  хвост,  за Верным таскается, – пошутила она и сама громко рассмеялась-раскаркалась.
А черепашка, наверное, признала в Верном хозяина и друга и везде шла за ним.
    Лида днём часто бывала занята. Она брала в руки планшет и, залезая в кресло, что-то читала в нём. Тогда Каркуша развлекала себя сама. Она разыскала в комнате бабушки  мешочек  с  разноцветными  бусами,  пуговицами, лентами, старыми  футлярчиками с  помадой и прочими мелочами. Незаметно перетащила все сокровища в комнату Лиды и спрятала в своём уголке. Комната уже давно была поделена на зоны. Одна принадлежала Лиде, вторая – вороне. С появлением в комнате Матильды подвинуться пришлось  хозяйке,  так  как ворона  категорично отказалась пускать черепаху на свою территорию.
И вот, усевшись в своём уголке, она стала рассматривать содержимое мешочка. Первым её внимание привлек футляр от помады. Ворона открыла его и сунула клюв в
середину. Он окрасился в нежно-розовый цвет.
– Изумительно! – щёлкнула накрашенным клювом ворона. Закрыла футляр и бережно отложила его в сторону.
34
Затем  вытянула несколько  лент и навернула  их себе  на шею. Осмотрела себя в зеркало и добавила нитку бус.
– Ах! – воскликнула она. – Неужели это я?!
Ей захотелось найти красивую шляпу и одеть себе на голову, но той не было. У Лиды были две бейсболки, но разве ж они подойдут для бус и лент?!
–  Эх, – огорчилась ворона. –  Не удастся  поблистать во всей красе.
Она опять заглянула в мешочек, и её внимание  привлекла тёмно-красная стекляшка. Всё остальное было сразу  забыто.  Каркуша  взяла  стёклышко  и  увидела  в  нём
маленькую дырочку. Когда-то это была подвеска. Ворона поднесла  ее  к  своему  глазу  и  посмотрела  через  нее  на комнату. Всё было тёмно-красное.
– Восхитительно! – каркнула ворона.
– Что – восхитительно? – оторвалась Лида от своего
планшета.
– У меня есть волшебное стёклышко, – показала ворона свою находку.
Лида посмотрела и отвернулась, не проявив никакого интереса. Тогда ворона быстренько затолкала всё обратно  в мешочек и полетела во двор со  своей стекляшкой.
Кот  и  пёс  лежали  в  тени.  Матильда  устроилась  между вытянутых лап Верного.
– Смотрите сюда, – каркнула ворона.
Глаза всех троих уставились на неё.
– Вы  не забыли,  что  я  индийская  ворона? Сейчас  я покажу вам рубин, который привезла с собой из дворца. Раньше его носил сам раджа!
35
И ворона, подскочив ближе, показала всем тёмно-красную  стекляшку.
– Ух ты, красиво! – восхитился пёс.
Черепаха, соглашаясь с ним, часто замигала и улыбнулась.
Кот прищурил  глаза, рассматривая  странный рубин. На его языке вертелся вопрос:
–  А почему раджа отдал его вороне?
И только он захотел слететь с языка, как глаза встретили грозный взгляд вороны.  Вопрос увял и сам собой испарился, а взгляд стал  безмятежным и принимающим
всё, что скажет начальник. А начальник продолжал:
– А знаете, за что дал мне его раджа?
Три головы отрицательно закачались.
– Слушайте! – повела ворона крылом. – Много дней стояла в Индии страшная жара, и не было ни одного дождичка. Тогда раджа призвал меня к себе и попросил, чтобы я слетала на край земли договориться о дождике. Прилетела, значит,  я, подошла  к краю и заглянула осторожненько вниз, чтобы не упасть. Смотрю, а слоны спят!
– Какие слоны? – не выдержал и спросил кот.
– Да на которых земля держится! Все же знают, что землю держат три слона, которые стоят на большой черепахе. И вот эти слоны заснули. А они должны по очереди наби-рать воду в хоботы и поливать землю в виде дождя. Тогда засухи и не бывает. И начала я слонов будить. Каркала, каркала над ухом одного и разбудила его. А он тогда набрал в хобот воды и стал обливать холодной водой двух других.
Те тоже проснулись. Ну, я им объяснила, что дождь в Индии нужен. Не успела я полететь, как они за дело взялись и стали воду хоботами тянуть и выливать на землю. Чуть всемирный потоп не устроили. А когда я домой вернулась, мне раджа в благодарность подарил этот рубин.  И она снова поводила рубином перед глазами слушателей.
– Ты – смелая! – сказал пёс. – Я бы побоялся к краю земли подойти.
– Выходит, одна ворона знает, что земля  плоская,  – подумал кот.  – Другие  думают,  что она  круглая  и  даже немного сплюснутая от полюсов, но вслух  ничего  не произнёс, потому  что ворона  не сводила с  него  внимательного взгляда.
– Ладно, полечу посмотреть, что там бабушка делает.
Мы сегодня гостей ждём, –рассказала она новость. Ворона улетела и во дворе воцарилась тишина.
– Нет,  всё-таки Каркуша немного  не  права,  – опять подумал кот. –  Нет у  земли  края, и она не держится на спинах  слонов.
Кот захотел и дальше развивать мысль о Земле, как о небесном теле, но тут громко стукнула форточка, и в ней показалась рассерженная ворона. Её взгляд ничего хоро-шего не сулил всезнающему коту. Кузя вмиг выбросил из своей головы крамольные мысли и лёг спать.
К вечеру в гости к бабушке приехал её брат Егор. Он также был дедушкой Лиды. Егор был высокий и добрый.
Приехал он на спокойном старом коне по прозвищу Митрофан. Стоял конь в сарае, мирно жуя траву, и вызывал повышенный интерес у вороны. Она скакала возле него, садилась ему на спину и норовила посчитать все зубы коня. Зачем ей это надо, объяснить ворона не могла. И когда утром дед Егор запряг Митрофана и поехал на нём в лес, Каркуша села на спину коня и поехала с ними вместе. Дед Егор по-пытался несколько раз прогнать нахальную ворону, но она, взлетев, опять усаживалась там же. Наконец, Егор плюнул на это баловство, как он выразился, и они поехали вместе.
Ворона, как триумфатор, сидела впереди и смотрела на дорогу. Так же точно они возвратились и из леса. И по дороге домой увидела Каркуша кое-что интересное.
В  конце  улицы  за  невысоким  заборчиком виднелись два велосипедиста.  Точнее один  велосипедист, а  второй была девочка, так как у неё на голове было два бантика.
Оба были светло-русые, с серыми глазами и со сбитыми коленками.
Ворона внимательно проводила их взглядом и негромко каркнула. Днём уставшая ворона поспала, а к вечеру собрала маленькую компанию.
– Я вот что подумала. Через два месяца у нашей девочки день рождения. Надо подумать о подарках. Приготовим их заранее. Пусть каждый принесёт самое лучшее,
что  есть у него. Я посмотрю  и  решу,  подойдёт это или нет. Завтра с утра все принесёте сюда подарки.
По дороге мимо дома быстро проехали два велосипеда и ворона, крикнув: – Пока! – снялась с места и куда-то полетела.
–  Лида, –  начала  ворона вечером  разговор  с  девочкой,– на нашу улицу приехали в гости двое детей. Они твои ровесники, я узнала.
Девочка подняла голову и внимательно стала слушать.
38
– Они несколько дней назад приехали. А сегодня катались на велосипедах возле нашего дома. Надо тебе с ними познакомиться.
– А  если  они  не  захотят  со  мной  дружить? Они же
вдвоём, и им не скучно так, как мне, – ответила Лида.
– Познакомиться способ найдём! – торжественно сказала ворона.
Утром она проснулась рано и полетела во двор. Села на забор и громко каркнула, созывая друзей. Те явились и выложили перед ней свои подарки. Верный притащил
выкопанную из земли косточку и прежде, чем положить её к вороне, несколько раз любовно облизал. Кот притащил маленький разлохмаченный мячик, с которым он играл зимой. Он хотел притянуть и дохлую мышь, но потом решил,  что двух подарков многовато.  А  Матильда принесла капустный листочек. Откусила маленький кусочек
и положила остальное перед вороной.
– Царские подарки, – иронично протянула ворона. – Цены им нет.
Матильда протянула головку и откусила ещё немного. Пёс тоже вытянул язык и лизнул кость.
– Непонятно только, что Лида с ними делать будет.
Она схватила мячик лапой и постучала им о землю. –  Радует  только  одно  –  все  они  от  чистого  сердца. Сделаем так! – она замолчала и затем легко, как фокус-ник, вытянула белое перо. – Это перо белой цапли. Мне его прислали из Индии.
Верный от радости засучил по земле лапами. Черепаха  быстро-быстро  захрустела  капустой.  В  голове  кота всплыл  образ белого  петуха, живущего на другом конце
деревни. Всплыл и пропал, наткнувшись на ворону.
– Подарим это перо Лиде. Скажем, что от всех, – милостиво произнесла Каркуша. В доме послышались голоса и она, разогнав своих слушателей, полетела туда. Перед глазами кота снова воскрес петух.
–  Что-то  мне напоминает это  перо?  – произнёс неосторожные  слова  кот.  Ворона вскочила  на подоконник.
Кот зажмурил глаза, втянул голову в плечи и затолкал в рот обе лапы, чтобы злой язык не довёл его до беды.
– Так, – подумала ворона. – Видно, придётся слетать на двор к петуху и посмотреть, не остались ли перья. А вдруг он снова дрался и терял перья из хвоста.
После завтрака, наклевавшись булочки, она полетела к дому, где жили велосипедисты, как она назвала подростков. Уселась на калитке и  стала раскачивать её. Скрип привлёк внимание  ребят, и они пошли посмотреть, что там такое.
Тут-то  и  увидели  ворону.  Каркуша тоже  рассматривала их, наклоняя голову то в одну сторону, то в другую.
–  Посмотри, Оль, какая  чудная  ворона!  Может, она ручная?
–  Откуда  здесь  может  быть  ручная  ворона?!  Такие только в цирке есть. Она, наверное, в лесу живёт.
Каркуша затрясла головой, взлетела и, отлетев немного, снова уселась на забор. Брат с сестрой опять пошли к ней. Ворона опять отлетела и посмотрела на них, словно приглашая  идти  за  ней.  И  так  они  и  пошли  по  улице.
Каркуша,  перелетая  с  места  на  место,  и  двое  детей  за ней. Так подошли они к дому, где жила Лида с бабушкой. И тут-то Каркуша раскаркалась во всю силу:
40
– Лида, иди быстрей знакомиться с детьми!
Девочка выбежала во двор и удивлённо остановилась. На неё смотрели два очень похожих лица.
– Девочка, это твоя ворона? – спросил её мальчик.
– Моя!
– А она у тебя учёная? – робко вставила сестра.
–  Она  у  меня  ручная  и  очень  умная,  –  засмеялась Лида.– Мы с ней дружим.
– А ты здесь живёшь?
– Нет, мы приехали из города.
–А мы тоже там теперь живём. Мы переехали.
Лида распахнула калитку и пригласила друзей входить.
– Я познакомлю вас  с вороной. Её зовут Каркуша, и она очень любит булочки с изюмом. Принести вам, у меня бабушка часто печёт?
Каркуша тихо улыбнулась, глядя на оживлённую Лиду и довольных брата и сестру. Дружба завязалась. И с этого дня Лида стала всё время проводить с друзьями. Они катались на велосипедах, а ворона сидела на заборе и смотрела на них, зорко следя, когда дед Егор начнёт запрягать Митрофана.
Как-то утром, когда Лида ещё не убежала на улицу к друзьям, ворона увидела, что дед Егор вывел коня. Каркуша засуетилась. Она быстренько взяла помаду, ткнула в неё клюв и голосом барышни, глядя в окно, томно заговорила:
– Егор, подавай экипаж, поедем кататься.
Егор,  не понимающий говора вороны, прошёл в сарай и стал возиться в нём. Ворона нетерпеливо затопталась  по  подоконнику.  Деда  всё  не  было.  Тогда  ворона
вытянула шею и со всех сил каркнула:
41
– Егор, запрягай!
Лида засмеялась. Калитка стукнула, и во двор вбежали  Лидины друзья.
Дед  неторопливо  запряг  и  стал  садиться  на  телегу. Ворона  уселась на спину  коня  ещё раньше. И тут  Егор неосторожно толкнул  Каркушу, прогоняя с места. Ворона взлетела и решила проучить деда. Только он сел, она приземлилась на голову Митрофана и громко каркнула в ухо. Конь дёрнул телегу и побежал. Егор не удержался на скамеечке и завалился на спину в сено. Его тощие ноги в
башмаках  задрались  высоко  вверх. Так  он  и  выехал со двора. Смеялись все: бабушка Аня от смеха вытирала слёзы, ребята держались за животы, не переставая хохотать, даже дед Егор, остановив лошадь, смеялся сам над собой.
А  ворона  сидела  на  ветке и  посмеивалась  про  себя.  А когда отсмеялись, и дед Егор поехал, то Каркуша слетела и уселась на конскую спину с таким видом, словно ничего и не произошло.
Каркуша  попросила  у  Лиды  чистый  лист  бумаги  и спрятала его в свой сундучок. Лето заканчивалось, и Лида с бабушкой собирались возвращаться домой, в город. Сразу после дня рождения девочки должны были вернуться её  родители.  И  самой  большой  новостью  было  то,  что брат и сестра в городе будут ходить в школу в один класс с Лидой.
Расставание было грустным. Ворона в последний раз собрала свою компанию.
– Я вернусь очень скоро, – пообещала она. –  Только
прослежу, чтобы  у Лиды было всё хорошо, и вернусь к вам. И привезу всем подарки из Индии. Я же ещё и туда слетаю. Может , радже опять от меня что-то надо.
И ворона тихонько поцеловала в лоб каждого.
Пёс от огорчения немного взвыл, Матильда часто заморгала, роняя мелкие  слёзки, а кот погрустнел.  Им  не хотелось расставаться с весёлой и болтливой вороной.
Утром в день своего рождения Лида проснулась и увидела  на  столе листок  бумаги, лежащий  на  сундучке.  На нём  было  нарисовано нежно-розовой помадой большое
сердце, пронзённое стрелой, а под ним написано:
«Моему самому лучшему другу на свете в день рождения! Каркуша».
Лида открыла сундучок и увидела все сокровища, собранные Каркушей:  зуб  крокодила,  две  красивые  косыночки,  футляр  с  помадой,  тёмно-красное  стёклышко  и белое перо.
–  Мам, расскажи  мне про свою Каркушу, – просила
девочка у мамы, пока она завязывала ей бантики.
– Будешь себя хорошо вести и учиться, тогда расскажу.
Маша состроила гримасу.
– Опять учиться! Как будто без этого нельзя?!
Мама тихонько щелкнула девочку по носу.
– Тебе б мою Каркушу, сразу б поняла, что учиться надо!
Маша шла по скверику и услышала над головой:
– Раз! И под её ноги упал грецкий орех.


Рецензии