ВУЗовское

Работа по получению учёной степени напоминает мне работу старателя. Сама степень присуждается за добытые крупицы золота и самородки, т.е. за полученные существенные новые научные результаты. Если бы этим и ограничивалось, даже докторские диссертации были бы очень коротенькие, страниц эдак на двадцать пять. Но, по положению, для получения искомой степени ещё надо показать, что ты умеешь найти и отвоевать для себя кусочек ручейка с золотоносным песком, умеешь набрать этот песочек, промыть его и просеять и, главное, сделать так, что бы его не отняли рейдеры от науки и успешно продать. Именно описание этой части работы и составляет наиболее весомую часть диссертации, именно от описания процедуры получения отходов производства и золотых песчинок, диссертации делаются толстыми, тяжелыми и солидными. Для докторской, стр. на 500, кандидатской, стр. на 200.
Читая лекции по своим предметам, остро чувствую, что надо бы написать текст лекций по такому то и такому то разделам курса. Когда был помоложе, как человек увлекающийся и к тому же трудоголик в том смысле, что не могу впрягаться в следующую работу не закончив начатую, был вынужден дни и ночи сидеть и писать. Сейчас чаще разум берёт верх, потому что знаю, что инициатива, кроме "геморроя",  мне самому ничего не даст. Поскольку написать - полбеды, но через какие процедуры унижения надо пройти, что бы в результате держать в руках свою же собственную книгу. Но иногда очень хочется.  И я нашёл способ быстрого избавления от этого хотения: беру распечатку с зарплатной карточки за последние месяцы и читаю, как платят всё меньше (а требуют всё больше).
Вспоминаю своего старого доброго знакомого, главного инженера одного Киевского авиазавода. Он любил говорить: "Лучшее средство от бессоницы, почитать на ночь какую нибудь приятную книжку, я читаю всегда только одну: сберкнижку!"  Знал бы он, что его завод вместе со сберкнижкой скоро накроются "медным тазом". Но есть и другая ипостась проблемы.
Последние 25 лет потрачены на разработку ранее не существовавшей "Общей теории ремонта машин". Она была очень востребована в советские времена, когда проблема обеспечения безопасности полётов была проблемой государственной. Сейчас, когда на одной чашке весов прибыль, деньги, а на другой, безопасность авиапассажиров, рычажок склоняется в сторону денег, и вся  эта теория интересна разве что аспирантам и докторантам, которым есть куда имплантировать свои наработки. Чиновникам от науки и образования это тоже не интересно, поскольку это относится к разряду фундаментальной науки, которая, как известно, приветствуется только на словах, поскольку не приносит быстрых денег.  Но, в одной из предыдущих заметок я писал о приятности заняться на старости лет своим хобби. Уже при разработке "Общей теории..." я заложил в неё, помимо технической стороны, и необходимость разработки таких фундаментальных направлений, как: "Авиационная педагогика", как проблема правильного научения всех авиаспециалистов, включая пилотов"; "История ремонтных технологий", как основа расширения точности авиационных прогнозов развития науки, техники и технологии, за счёт увеличения исторически ретроспективного участка пролонгации тенденций в будущее; "Философия ремонта машин", как прикладное направление "Философии техники"; "Экология ремонтного производства", как дополнительные критерии оптимизации по Парето выбора технологических процессов.
Эта вторая ипостась - есть хобби. Им мне заниматься интересно, этим я занимаюсь, есть последователи, докторанты, одна из которых уже стала доктором технических наук (по проблеме экологии).
Но, на одной конференции, напали технари на нашу преподавательницу, доктора философских наук, профессора, зачем мол вся эта философия в техническом ВУЗе и тому подобное. Когда нападают на женщину, у меня руки (а в данном случае язык) действуют быстрее головы. Встаю и говорю ей, не расстраивайтесь, до понимания проблем философских надо дорасти, надо созреть до осознания проблем на таком высочайшем уровне абстрагирования, они (нападающие на Вас), ещё не доросли до этого.
Никогда не страдал хандрой и депрессией, сейчас иногда наваливается. Преподаватели, настоящие учёные доктора и профессора, катастрофически стары, на их место никто не приходит, поскольку зарплата профессора с высшими учёными степенями и званиями ничтожно мала. Все надбавки потихоньку срезаются. Зато количество чиновников с соответствующими огромными окладами растёт мультипликативно. И они отрабатывают свои оклады строча непрерывные указания профессорам и другим преподавателям. Вижу уровень приходящих в ВУЗ абитуриентов, вижу уровень знаний студентов, вижу уровень знаний авиационных кадров и понимаю - это конец! И, слава Богу, что жить осталось не так уж и долго!


Рецензии
Очень интересные заметки. Честный взгляд профессионала из недр отечественной науки, поверх искаженных пропагандисткой оптикой очков мифологии. Полезный урок. А "Философию техники" я бы с удовольствием почитал. Более того думаю: именно её-то сегодня как раз и не хватает в высшей школе. Да и в науке - в целом. Пусть я дилетант в авиастроение, но попробую поспорить. Конкретно: с настроением в последней фразе. Были времена в стране и по круче. Так что давайте верить в лучшее.
С уважением, Алексей.

Алексей Мельников Калуга   03.11.2016 18:55     Заявить о нарушении