Кир или Зуль Карнейн?

Обращаясь к тексту Священного Корана, очень любопытной представляется фигура некоего полумифического-полуисторического царя Дуль Карнейна (в некоторых переводах Зуль Карнайна), упомянутого в разделе Аль Кахф - Пещера (18: 83-101), а также связанной с ним истории о Гог и Магог. Любопытен тот факт, что имя сего праведного монарха в священном тексте не указывается, а Дуль Карнейн можно трактовать как "двурогий" (что некоторые приписывают оформлению шлема неизвестного царя) или же "двухвековой", поскольку слово "карн" в самом Коране используется исключительно в значении "век" (Imran Hosein "Jerusalem in the Quran"). Как бы там ни было, а эта неоднозначность породила множество противоречивых трактовок сей неординарной личности, одна из которых кажется мне наиболее интересной.

Итак, Дуль Карнейн отправился сначала в сторону заходящего солнца, где у берегов "темных вод" он повстречал некий народ, в обращении с которым, согласно священному тексту, царь был исключительно справедлив. Далее он повернул в сторону восходящего солнца, где обнаружил людей "непокрытых от солнца" (согласно некоторым трактовкам, примитивные племена), и не стал вмешиваться в их жизнь. После этого странствующий монарх продолжил свой путь, пока не достиг местности, с двух сторон огражденной горами (Quran 18:93). Здесь и начинается самое интересное. Люди, с трудом понимавшие язык Дуль Карнейна, попросили могущественного странника о защите от Гог и Магог. О том, кто такие Гог и Магог, также существует несколько версий. Ссылаясь на Библейские тексты, их изображают как некие агрессивные племена, терроризирующие своих соседей. Существуют однако и новые, весьма интересные и логически оправданные теории, доказывающие, что Гог и Магог не имеют родства ни с хомо сапиенс, ни с каким другим подвидом земной фауны, а скорее являются характеристиками определенных движений и исторических периодов.
Так или иначе, а Дуль Карнейн, согласно Корану, построил некое подобие дамбы из сплава свинца и железа, дабы оградить несчастных от этих самых Гог и Магог (18:96). Здесь, пожалуй, дается первый намек на временной период, и можно предполагать, что описываемые события происходят в рамках конца Бронзового и вплоть до конца Железного века. Конечно, период достаточно обширный, охватывающий не одно тысячелетие. И все же самой колоритной фигурой, претендующей на место неизвестного царя, в данном случае выступает персидский царь Кир Великий, живший в 591-530гг до н.э., то есть в конце Железного века, и основавший Персидскую империю Ахеменидов.

Если сложить все пазлы воедино, то именно его образ как нельзя более подходит на роль коранического Дуль Карнейна. После захвата Вавилонии все западные государства до границ Египта (Сирия, Палестина и Финикия) подчинились персам добровольно. Торговые города Финикии так же, как вавилонские и малоазийские купцы, были заинтересованы в создании большого государства с безопасными дорогами.
Народам, которые были насильно поселены в Месопотамию вавилонскими царями, Кир разрешил вернуться в свои земли. Возвращение в Палестину иудеев, которых некогда увёл в плен вавилонский царь Навуходоносор, было частным случаем этих общих мер Кира. Любопытен также тот факт, что иудеям было разрешено строительство храма в Иерусалиме. Возможно, поэтому некоторые ученые теологи отождествляют Кира Великого с неизвестным царем Дуль Карнейном. И все же, на основе этих теорий возникает вопрос: был ли Кир монотеистом? В этом отношении различные источники дают неоднозначную информацию. Известен, скажем, "Манифест Кира", в котором описываются обиды, нанесенные Набонидом богу Мардуку, покровителю Вавилона. Однако манифест этот был составлен проперсидскими представителями вавилонской элиты, и вопрос о монотеизме Кира остается открытым. Но даже если предположить, что Кир был монотеистом, означает ли это, что он поклонялся "незримому Богу" на равне с иудеями или же был одним из многих последователей пророка Заратуштры? И встречный вопрос: является ли Заратустра одним из безымянных пророков, упомянутых в тексте Священного Корана?


Рецензии