Зороастризм и Ислам. Короткий компаративный анализ

Путь пророков: Авраам, Заратустра, Мухаммед

Традиционно так сложилось, что, упоминая об авраамических религиях, обычно подразумевают три: иудаизм, христианство, ислам. Действительно, все три, согласно традиции и священным текстам, являются своего рода ответвлениями того монотеизма, который исповедовал Авраам. Ключевым фактором в данном случае выступает вера в единого Бога, незримого и неосязаемого в трехмерном измерении нашего мира, Бога-создателя, всеведущего, всесильного, который находится за пределами нашей Вселенной и в то же время ближе к нам, чем наша сонная артерия (Quran 50:16). Авраам не говорил о том, как и в какой форме нужно поклоняться Создателю, следуя скорее социальным нормам своего времени, принимая то, что приемлемо, и отвергая то, что считал несовместимым с принципами своей веры. И хотя иудеи и мусульмане связывают родословную линию своих пророков непосредственно с Авраамом (так, принято считать, что Исаак, сын Авраама, стал родоначальником народа иудеев, а Исмаил, соответственно, - мусульман), тем не менее, полагаясь на принципы авраамического монотеизма, любая религия, почитающая единого Бога, незримого и неосязаемого, по духу и убеждению имеет право именоваться авраамической. В то же время, говоря о монотеических религиях, зороастризм часто остается забытым, задвинутым в темный угол тремя исполинами религиозного мира. А между тем, зороастризм является одной из древнейших монотеистических, авраамических по идеологии религий.

Но что же мы знаем о зороастризме и его пророке Заратуштре? Существует две версии о времени возникновения зороастризма и жизни Заратуштры. Согласно одной версии, Заратуштра жил в 11-м веке до н.э., то есть более тысячи лет до рождества Христова, в Персии (на территории современного Ирана). Другая версия предполагает 6 век до н.э., время достаточно близкое к возникновению персидской империи Акаменидов и правлению Кира Великого. Как бы там ни было, а основным принципом зороастризма является триада: “Добрые мысли - добрые слова - добрые дела”. Именно зороастризму мы обязаны такими мудрыми правителями как Кир Великий и Дарий Великий. Если вспомнить, что именно царь Кир был основоположником первого в мире документа о правах человека и он же объявил о свободе вероисповедания на территории империи, то становится в некоторой степени понятна позиция зороастризма на карте мировых религий.

Зороастрийцы поклоняются Богу Ахура Мазда, что в переводе с фарси означает “Мудрый Бог”. Ахура Мазда незрим и неосязаем, он Великий Создатель Вселенной и всего живого, только с его помощью можно достичь просветления. Именно поэтому в своих ритуалах зороастрийцы используют огонь - символ света и просветления, который противостоит тьме как символу зла и невежества. И хотя огонь во время зороастрийских ритуалов необязателен, поскольку может быть заменен любым другим источником света (так, в Иране, в провинции города Язд вполне распространенная форма молитвы среди зороастрийцев - в сторону солнца), тем не менее, поддержание священного огня в зороастрийском храме - сакрально. В наши дни древнейший священный огонь зороастрийцев насчитывает 1200 лет. Ошибочно полагать, что зороастрийцы поклоняются огню. Как уже отмечалось выше, огонь в религии Заратуштры является лишь символом света в противостояние тьмы.

Обязательной для зороастрийцев является молитва, исполняемая пять раз в день (перед восходом солнца, в полдень, до захода солнца, во время заката и ночная молитва), что имеет весьма любопытное сходство с последовательностью молитв в исламе. Перед молитвой принято совершать омовение. И здесь снова трудно удержаться от сравнения с ритуальным омовением мусульман.

Зороастрийцы верят, что все смертные по окончанию своего земного пути предстанут перед высшим и единственно справедливым судом Ахура Мазда. Над пропастью в Ад будет натянут мост, по другую сторону которого расположены райские сады. Этот мост будет широким и устойчивым для праведников и тонким, как лезвие ножа, для грешных душ. Не удержавшись на нем, грешники будут падать в огненные объятия Ада, где им суждено обитать вечно. Таково представление зороастрийцев о Судном Дне. И, хотя ничего подобного нет в Священном Коране, тем не менее, согласно исламской традиции, “сыраата аль мустаким” (в буквальном значении: прямой путь) представляется в трактовках именно в виде подобного моста, широкого для праведников и узкого для грешников.

Зороастрийцы убеждены, что существует как внешний, так и внутренний дьявол, толкающий человека на дурные речи и поступки. Здесь также хочется провести параллель с исламскими убеждениями, где существует дьявол Шайтан, отказавшийся поклониться Адаму и поклявшийся свести человеческий род с прямого пути, но существует также и некий “Карин” - альтер эго, внутренний голос, вполне способный упростить задачу Шайтана.

К сожалению, во время захвата Персидской империи Александром Македонским в 3 в. до н.э., Авеста, священная книга зороастрийцев, была безвозвратно утеряна - сожжена. Некоторые тексты, которым удалось уцелеть, были позже уничтожены при захвате Персии арабами в 7 веке н.э. и присоединении оной к империи Умайядов. Восстановлением священных текстов зороастрийцев занялись только в 8 веке по рождеству Христову, спустя тысячелетие после уничтожения Авесты, посему трудно полагаться на аутентичность доступного в наши дни материала. И тем не менее, можно с уверенностью сказать, что зороастризм неоправданно игнорируется как одна из древнейших монотеистических религий, по своим идеологии и мировоззрению без сомнения принадлежащая к авраамическим конфессиям.


Рецензии
Если тематика религий Вам интересна, то на моей страничке Вы найдете то, чего раньше не встречали.

Владимир Добровольский   08.11.2016 20:12     Заявить о нарушении
Спасибо большое, я действительно интересуюсь религией, в частности, изучаю ислам. Обязательно ознакомлюсь с Вашим творчеством!

Ирис Зимбицка   08.11.2016 20:25   Заявить о нарушении