Созидание Глава 12 1971 г. Часть 4-15 Святой Домин

   ЭСТОНИЯ     ТАЛЛИН         ДОМИНИКАНСКИЙ  МОНАСТЫРЬ  -  НЫНЕ  МУЗЕЙ


СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 12  1971 год

ЧАСТЬ 4-15   СВЯТОЙ  ДОМИНИК


ДОМИНИК де Гусман  - Святой (ок. 1170-1221), испанский каноник, основатель католического ордена братьев-проповедников, обычно называемого доминиканским орденом.

Доминик (Доминго де Гусман) родился в Каларуега (Кастилия) в семье рыцаря вестготского происхождения Фелисио де Гусмна, коменданта крепости на границе мавританской Испании.

 Его мать принадлежала к старокастильской знати. Именно благодаря ее настояниям мальчику разрешили присоединиться к двум старшим братьям, изучавшим богословие и готовившимся принять священство, вместо того чтобы, по примеру отца, посвятить себя военной карьере.

 Доминик начал изучать теологию под руководством своего дяди-священника. Позднее он продолжил обучение в Паленсийском университете. После рукоположения в священники стал каноником, а затем приором конгрегации августинцев в Осме.
 В 1202 он сопровождал Диего, епископа Осмского, направленного с дипломатической миссией во Францию. По пути им пришлось пересечь Лангедок, охваченный ересью альбигойцев.

 Здесь у Доминика родилась идея создания нового ордена, который боролся бы с ересью посредством проповеди. По завершении миссии Диего и Доминик прибыли в Рим, и папа Иннокентий III направил их в Лангедок для содействия монахам-цистерцианцам, чья проповедь против альбигойцев оказалась безрезультатной.

По преданию, именно в это время Доминику явилась Дева Мария, научившая его читать розарий. Отсчитывание молитв по четкам не было чем-то новым, однако Доминик сопровождал его "размышлением" (безмолвной молитвой) и ввел эту практику в общекатолический обиход.

 Около 1215 вокруг Доминика объединилось 16 последователей. Он основал женскую обитель в Пруе (Прованс), из которой возникла женская ветвь ордена, Второй орден.

 Как и францисканцы, доминиканцы - нищенствующие монахи, но в отличие от св. Франциска Ассизского св. Доминик ориентировал свой орден на проповедь в городах и университетских центрах, преимущественно в среде образованных людей. Он был убежден, что сможет распространить деятельность ордена на весь мир, если орден получит официальное признание церкви.

В 1216 доминиканский устав был одобрен папой Гонорием III. Доминик немедленно распустил свою маленькую общину, отправив монахов парами с миссиями в те места, которые избрал в качестве поля деятельности для своего ордена.

 Самая большая группа была направлена в Парижский университет, и богословие стало краеугольным камнем деятельности ордена.

Доминиканский орден братьев-проповедников (fratres praedicatores) прибавил к двум существовавшим ранее формам религиозной жизни - монашеству и военно-монашеским орденам - новую форму, ориентированную на проповедническую и педагогическую деятельность.

 Братья-доминиканцы не затворялись от мира, но рассматривали его как сферу своей деятельности. Доминиканский орден стал первой демократической организацией в западном мире, поскольку власть в нем устанавливалась на основе свободного и общего голосования. Устав ордена был достаточно гибким, что позволяло монахам приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Молодые выпускники университетов во множестве вступали в орден. Братья-доминиканцы с их превосходной теологической подготовкой и строгой дисциплиной оказали огромное влияние на всю жизнь Европы.

 К концу жизни Доминика орден уже насчитывал 90 приорств, разделенных на четыре провинции, три больших женских монастыря в трех странах и множество терциариев - мирян, служивших церкви и ордену каждый на своем профессиональном поприще.

 Св. Доминик скончался в Болонье (Италия) 6 августа 1221. Он был канонизирован папой Григорием IX в 1234.

По легенде мать Доминика перед родами увидела сон, как будто у нее родилась черно-белая собака, впоследствии освещающая как факел мир. Это явилось причиной, по которой Доминик в живописном искусстве изображен с факелом в руке, рядом собака. Отсюда и имя ордена «божьи собаки» - «domini canes. Целью ордена было распространение слова Евангелия по странам Европы. 1246 год стал датой получения доминиканцами права основать монастырь в Таллинне.

Место для монастыря было выбрано не случайно и по замыслу должно было соответствовать материальным и духовным интересам монашествующих. Для распространения монастырского влияния, сразу после постройки, в пределе была организована школа, в которой эстонская молодежь изучала науки на латыни. Среди всех строений монастырского комплекса самым лучшим строением была обитель Святой Екатерины, датируемая XIV веком. Тогда церковное здание являлось самым крупным и примечательным среди всех домов Таллинна.

За период своего существования до XVI века строения монастырского комплекса много раз расширялись и перестраивались. В 1525 году стен монастыря коснулась лютеранская реформация, и он пострадал от разграбления. Спустя 6 лет, в 1531 году произошел сильнейший пожар, почти уничтоживший церковь, и использование ее по назначению стало невозможным. Там, где была монастырская трапезная, в 1844 году в честь Св. Петра и Павла была возведена Церковь.

К сожалению, до наших дней весь монастырский комплекс не сохранился. В наше время можно видеть лишь монастырский сад и крестовые ходы вокруг, монастырский амбар, часовню, капитульный зал, дормиторий и др. Так же остались фрагменты церкви Святой Екатерины.
 
Сегодня в стенах монастыря находится музей, а также выставлены произведения средневековых таллиннских мастеров резьбы по камню.

 Действуют заказы экскурсий по территории монастыря. Летом во внутреннем дворике, покрытом плющом, нередко проходят различные программы, концерты и театральные постановки.

В подвале монастыря имеется «энергетический столб». Существует поверье о том, что через прикосновение к столбу, приходят духовные и физические силы.



   


Рецензии