C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Теряем еще одного союзника в Латинской Америке

(Газетная версия: http://www.sovross.ru/articles/1476/28014)
Переворот в Венесуэле к сюрпризам отнести нельзя. Пока о нем, как о свершившемся факте говорить рано, но избежать его будет практически невозможно. В случае с нынешним президентом Мадуро он проводится «цивилизованно», в виде импичмента. 
Попытки свержения власти, открыто выступавшей против американской всемирной оккупации, происходили в этой стране и ранее. Харизматичный лидер Венесуэлы Уго Чавес был костью в горле для  США. Ему принадлежат известные выражения, которые может себе позволить далеко не каждый лидер суверенного государства, даже пострадавшего от агрессии США. «Вчера на этой трибуне выступал дьявол. И здесь все ещё пахнет серой»,- заявил Чавес 20 сентября 2006 года в речи на Генеральной Ассамблее ООН о Буше-младшем, который обратился к собранию на день раньше. Чавеса пытались убрать еще в 2002 году путем переворота, который продлился около двух суток и был поддержан только США, Чили и католической церковью, имеющей большое влияние в стране. Но благодаря народной поддержке – народ в буквальном смысле слова вышел на улицы страны, военные не встали на сторону  заговорщиков и Чавес вернулся на свой пост. К несчастью, он стал одной из жертв «эпидемии» рака, загадочно настигшей и некоторых других политиков, проводивших самостоятельную антиамериканскую политику.

Для справки: На протяжении многих лет болеет раком кишечника Фидель Кастро. В 2011 году онкологический диагноз был поставлен экс-президенту Бразилии Луису Игнасио Лула де Силва. Также рак был диагностирован и у преемницы де Силвы, отправленной в отставку, президента Бразилии Дилмы Руссефф. В 2011 году рак щитовидной железы обнаружили и у президента Аргентины на тот момент, Кристины Киршнер. Ранее обнаружили опухоль и у ее мужа Нестора Киршнер, занимавшего пост президента Аргентины с 2003 по 2007 год, бывшего друга Уго Чавеса. Но позднее онкологию ставили под сомнение у четы Киршнеров, хоть Нестор Киршнер умер в активном для политика возрасте – всего в 60 лет. В 2012 году онкология была диагностирована и у президента Колумбии Хуана Мануэля Сантоса Кальдерона, и у президента Парагвая Фернандо Луго, отправленного позднее парламентом в отставку. Онкологическим заболеванием страдает с недавних пор первый индейский президент Боливии Эво Моралес. А еще можно вспомнить и Ясира Арафата, которому подобный диагноз был поставлен в 2004.
Как говориться – «Случайность? Не думаю…»

Борьба за ресурсы Венесуэлы, а, следовательно, и за власть в этой стране, ведется транснациональным капиталом давно. Первые крупные месторождения были открыты еще в начале ХХ века – тогда и пришли крупные зарубежные нефтедобытчики в страну. В 1970-х годах руководство этой латиноамериканской страны объявило о прекращении действия договоров о концессии с иностранными компаниями, начиная с 1983 года. В 1976 году была создана государственная нефтяная компания «Петролеос де Венесуэла» - она стала одной из крупнейших в мире по нефтедобыче, уступала только саудовской компании «Арамко». Правительство активно инвестировало в экономику, инфраструктурные проекты и социальные программы. Влияние Венесуэлы в мире росло. И с тех пор страна не знает покоя. Как раз в начале 80-х годов произошел обвал рынка нефти, в тот же период иностранные инвесторы ушли из страны, снизились объемы добычи и доходы. Ситуация осложнялась и тем, что физические свойства венесуэльской нефти требуют соответствующих технологий, которыми страна не обладала в достаточной степени, себестоимость добычи всегда была высока. В связи с кризисом произошел значительный отток капитала из страны, курс местной валюты – боливара резко упал, росла инфляция, распространялась коррупция.
В 1989 году на пост президента возвращается Карлос Перес, с которым в памяти у населения ассоциировались годы процветания. Он, как и ранее, критиковал международные финансовые институты, такие как МВФ и Всемирный банк, однако вновь вступив в должность президента, стал проводить политику, противоположную лозунгам своей предвыборной кампании. Буквально взял в качестве руководства к действию программы своих либеральных конкурентов и начал проводить либеральную экономическую политику, широко известную, как «Вашингтонский консенсус». Привлек кредит МВФ в размере $4,5 млрд., и запустил в обмен на этот кредит непопулярные экономические и социальные реформы.
Венесуэла бурлила не переставая. Перес подавлял вспыхивавшие массовые акции протеста, но в конце концов, в 1993 году был смещен с поста по обвинениям в коррупции. Его преемник Рамон Веласкес, а затем Рафаэль Родригес не сильно отличались друг от друга. Все они обращались к МВФ за кабальными кредитами, проводили либеральные реформы, распродавали госсобственность, банкротили предприятия, обесценивали местную валюту, пытались задавить народное возмущение.
В результате всех этих «реформ» Венесуэла превратилась в одного из крупнейших должников региона. К середине 90-х, по показателю внешнего долга – 32 млрд. долл., Венесуэла заняла 4-е место в Латинской Америке, в бедняков превратилось 80% населения страны.
В феврале 1999 года к власти приходит команданте Уго Чавес. На долгие, и, пожалуй, самые стабильные 14 лет в новейшей истории страны (за исключением тех двух суток неудавшегося переворота 12-14 апреля 2002 года). Он постепенно восстановил контроль над нефтяной промышленностью, добился небольшого, но все же роста реальных доходов населения в 2% в год, понизил уровень бедности на 49%, а крайней нищеты на 63%, обеспечил доступ населения к образованию и медобслуживанию, в три раза увеличил количество людей получающих государственную пенсию по достижению 60-летнего возраста. Венесуэла при Уго Чавесе активно помогала Кубе. Совместно с Бразилией Венесуэла оказала помощь Аргентине в отстаивании своих прав перед МВФ, тем самым значительно сократив внешний долг Аргентины. При активном участии Уго Чавеса велась борьба с доминированием доллара – была введена Единая система региональных взаиморасчётов – общая денежная единица организации АЛБА.  Первая транзакция с использованием сукре состоялась 3 февраля 2010 года, когда Куба заплатила за доставку 360 тонн риса из Венесуэлы 108 тыс. сукре.
Но экономика Венесуэлы по-прежнему оставалась в колоссальной зависимости от цен на нефть. Поступления от экспорта нефти формировали до четверти ВВП и 95% поступлений валюты в страну, в то же время большую часть продуктов питания Венесуэла импортировала. Обвал мировых цен на углеводороды, естественно, нанес мощный удар по благосостоянию народа. Для сравнения: в январе 2010 года страна получила от продажи нефти $3,31 млрд, а в январе текущего года – только $77 млн. В 2016 году ожидается падение ВВП и промышленного производства на 10%. В октябре наступил срок выплаты по обслуживанию внешнего долга $1,4 млрд., и еще $2,8 млрд. предстоит выплатить в ноябре. 
Президент Мадуро – преданный соратник Уго Чавеса и продолжатель его идей столкнулся с серьезными вызовами, осложненными внешнеполитической обстановкой.
Международные финансовые системы, альтернативные нынешней мировой, основанной на долларе, способные оказать решающую помощь, все еще не сформированы. Ряды латиноамериканских союзников, на которых можно было бы рассчитывать, серьезно прорежены – в Бразилии по искусственно сверстанным обвинениям с поста президента смещена Дилма Русеф, в Аргентине также к власти приведены проамериканские силы. Технологии «цветных революций» все еще отлично работают. И в Венесуэле они проявляются во всей красе. То, что полигоном для них будет Латинская Америка не вызывало сомнений после начала формирования БРИКС (тогда еще БРИК), процесс ускорился с появлением нового папы римского, аргентинского происхождения. Вашингтону необходимо было сделать все возможное и невозможное, чтобы не допустить выхода Латинской Америки из-под своего контроля.
Нынешнее свержение Мадуро в Венесуэле имеет много общего с украинским майданом. Те же выступления «студентов», «мирные» нападения на Национальную гвардию, защищающую правопорядок (как и нападения на «Беркут» на Украине), поддержка протестов со стороны католической церкви (как и призывы уничтожать власть на Украине со стороны греко-католиков), осуждение в частных СМИ действий власти, поддержка бунта «мировой общественностью» - в первую очередь США и т.д.
События стали быстро развиваться в последнее время и негативно для Мадуро. Это стало возможно после того, как противники Мадуро победили на парламентских выборах в декабре 2015 года и получили две трети мест в Национальной ассамблее. Основной задачей противников президента стало отстранение его от власти. В минувшую пятницу, 21 октября, в Венесуэле был заблокирован референдум о смещении с поста Мадуро из-за претензий к подписям – избирательная комиссия отказалась регистрировать подписи в поддержку его проведения, так как суды признали часть подписей поддельными. Несмотря на это 25 октября Национальная ассамблея  проголосовала  за начало импичмента президента Николаса Мадуро. Члены парламента также проголосовали за вызов Мадуро на заседание конгресса 1 ноября.
По закону, полномочия Мадуро заканчиваются в 2019 году. Для противников Мадуро важно устроить референдум до 10 января 2017 года, так как если он состоится позже, то даже в случае отстранения его от власти высший пост на оставшиеся два года займет назначенный им вице-президент Аристобуло Истур – сторонник Николаса Мадуро.
Срочное отстранение Мадуро от власти ничем Венесуэле не поможет. Скорее всего, будет назначен новый и.о. президента, отвечающий интересам США. Разница будет в том, что СМИ будут рассказывать населению о том, как им стало лучше жить, при том, что пояса придется затягивать и дальше – точно так же, как сейчас происходи на Украине.
Николас Мадуро призывает оппозицию к диалогу и считает его единственным способом разрешения стоящих перед Венесуэлой проблем. Первая встреча с представителями оппозиционной коалиции Блок демократического единства (БДЕ) уже прошла в минувшее воскресенье в здании музея в пригороде Каракаса.

«Я целиком и полностью как глава государства привержен процессу диалога. Я протягиваю руку БДЕ», - заявил Мадуро., и поблагодарил своих политических противников за участие.
Выстоять при таком внутреннем и внешнем давлении будет практически невозможно. К сожалению, и рассчитывать на внешнюю помощь, альтернативную кредитам МВФ и прочим финансовым вампирам, Венесуэла в нынешних условиях не может.
 


Рецензии