Гл. 37 Executive Outcomes и война в Анголе

В конце 80х годов ХХ в режим апартеида в ЮАР приближался к своему закату. «Пограничная война» закончилась, наступила эпоха демилитаризации. Южноафриканские силы самообороны были существенно сокращены. Лидер Африканского национального конгресса Нельсон Мандела потребовал от президента ЮАР Фредерика Виллема де Клерка расформировать некоторые особо одиозные армейские подразделения. В число частей, подлежащих роспуску, вошли и такие спецподразделения как «32-й батальон», он же батальон «Баффало» и «Koevoet». Также Нельсон Мандела потребовал распустить «Гражданское бюро сотрудничества» ( CivilCooperationBureau (CCB), которое в период апартеида осуществляло убийства оппонентов власти и создавало за рубежом подставные компаний, при помощи которых правящий режим обходил санкции, наложенные ООН. В результате, не мало опытных офицеров спецслужб, оперативников и закаленных в боях с партизанами бойцов спецподразделений оказались не у дел. Однако, поскольку мир и благоденствие как на всем Земном шаре, так, в частности, и в Африке не собирались наставать, то работы для них предвиделся не початый край, при разумном и умелом подходе, разумеется.
Наступала эпоха частных военных компаний и ЮАР, наряду со США, оказалась флагманом этого процесса. Именно там возникла ЧВК, которой суждено было стать легендой наемничества и эталоном частной армии, способной проводить жесткие военные операции, решая «любые проблемы», разумеется, пока ей за это платили.
ЧВК Executive Outcomes возникла в 1989 году. Ее название переводится как «Эффективное исполнение». Главой и официальным основателем компании стал подполковник южноафриканской армии Ибен Барлоу, бывший глава европейского отдела «Гражданского бюро сотрудничества». Начальником отдела кадров в ней стал бывший офицер 5-го разведывательного полка специального назначения армии ЮАР Лаффрос Луитинг. Как сообщает сам Ибен Барлоу на страницах книги «Executive Outcomes-Against all Odds» («Эффективное исполнение вопреки всему»), компания с самого начала имела 500 штатных сотрудников и до 3000 «солдат» в резерве. ЕО была официально зарегистрирована в Великобритании.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Официально «ExecutiveOutcomes» предоставляла исключительно услуги по обучению военного персонала и технической поддержке ведения боевых действий. Однако сотрудники компании принимали и непосредственное участие в вооруженных конфликтах. При этом обязательным условием являлось наличие официального приглашения правительства страны, где происходили боевые действия. Первым контрактом, который ей удалось получить, был заказ на подготовку агентов службы безопасности для компании DebswanaDiamondCompanyLtd, или просто Debswana – гигантской корпорации, расположенной в Ботсване и являющейся ведущим мировым производителем алмазов. Готовились, в том числе, специалисты, задачей которых было проникновение в нелегальные синдикаты, занимающиеся подпольной добычей и контрабандой алмазов.
Впрочем, ЕО с ходу доказало, что работает на всех, кто готов платить. Так, через некоторое время выяснилось, что специалисты компании тренируют бойцов для «Ангольских вооруженных сил» - мятежников, сражающихся против правительства Анголы. После этого Debswana расторгла контракт с ЕО.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В АНГОЛЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

14 лет на земле Анголы шла партизанская война против португальского колониального владычества. Не успели колониальные войска покинуть ее территорию, как вчерашние союзники ополчились друг против друга в ожесточенной борьбе за власть и освободительная война переросла в войну гражданскую, в которую оказались втянуты соседи, а также Куба, ЮАР, СССР и США.Главным противником правящей прокоммунистической партии «МПЛА партия труда» являлась группировка УНИТА, контролировавшая изрядную территорию на юге страны. УНИТА удавалось создать «государство в государстве», военно-политической опорой которого являлась построенная по регулярному образцу партизанская армия, а экономической — контроль над добычей и сбытом алмазов. Однако повстанцам не удалось нанести решающее военное поражение правительственным войскам. В свою очередь, прекращение поддержки СССР вынудило правительство МПЛА пойти на мирные переговоры с УНИТА. В 1991 году были заключены Бисесские соглашения о политическом урегулировании. После достижения соглашения о прекращении огня и вывода с территории страны кубинских войск (сентябрь 1992) была создана миссия ООН (UNAVEM, United Nations Angola Verification Mission), а в мае 1991 года миссия была преобразована в UNAVEM-2. Под её контролем в сентябре 1992 года были проведены выборы, результаты которых признала ООН, но не признала оппозиционная УНИТА.
Дело в том, что в первом туре выборов, лидер УНИТА Джонас Свавимби занял второе место. Однако, оно его не устраивало, а МПЛА так же не могли позволить себе проиграть выборы. В результате МПЛА при поддержке государственных силовых структур осуществила « резню Хэллоуин», в которой погибли, по различным данным, от 10 тысяч до 30 тысяч членов УНИТА и других сторонников оппозиции. ООН было на это наплевать, но УНИТА и ее лидер закусили удила. Война возобновилась с новой силой.

ЕО  ПОЛУЧАЕТ РАБОТУ

В октябре 1992 года бои между правительственными силами и УНИТА возобновились, и силы УНИТА едва не взяли Луанду. В марте 1993 года отряды УНИТА захватили Сойо, где находится большой центр по переработке нефти. Именно это событие вывело на авансцену новое действующее лицо: частную армию наемников.
Канадская нефтедобывающая компания Ranger Oil была заинтересована в возобновлении нефтедобычи в ангольском регионе Сойо, приостановленной из-за наступления оппозиционеров. В компании в то время работал отставной офицер британского СПЕЦНАЗа (конкретно SBS (Special Boat Service) «специальной лодочной службы») Энтони Букингем. С его легкой руки компания обратилась за содействием к старым знакомым Букингема из ЮАР, конкретно, к Ибену Барлоу. В результате Executive Outcomes получила контракт на сумму 30 миллионов долларов. Официально, компания была привлечена правительством Анголы для восстановления контроля над городом Сойо. В июне 1993 года, дополнительно к этому договору, компания подписала два контракта с правительством Анголы каждый стоимостью по 40 млн долларов на обучение армейских частей Анголы и подготовку пилотов национальных ВВС. Оплачены контракты были средствами западных нефтяных компаний, получавших в Анголе нефтяные концессии.

АНГОЛЬСКАЯ ЭПОПЕЯ

Силы наемников в Анголе составили 500 человек, как белых, так и африканцев. Все они были ветеранами силовых структур ЮАР. Для поддержки действий компания получила от правительства Анголы истребители-бомбардировщики МиГ-23 и вертолеты Ми-17. В оперативное подчинение ЕО также получила 16-ю бригаду ангольской армии.
Первым озвученным в прессе результатом действий компании стала спецоперация. Если верить южно-африканским СМИ, то «ExecutiveOutcomes» организовала покушение на лидера повстанцев Йонаса Савимби (JonasSavimbi). Покушение оказалось неудачным: Свавимби был только ранен, при этом, компания потеряла троих сотрудников. Тем не менее, это событие произвело должное впечатление на руководство УНИТА, как, впрочем, и на нанимателей. В результате серии операций, разработанных и проведенных ЕО и подчиненными ей силами с ноября 1994 года по январь 1996 года, силам УНИТА был нанесен ряд серьезных поражений. В результате, УНИТА согласилась на переговоры. Это был несомненный политический и военный успех. Развить его, правда, не удалось. Под давлением США компания Executive Outcomes была вынуждена свернуть свою деятельность в Анголе. Этому способствовали и закулисные интриги южноафриканской компании De Beers Consolidated Mines Ltd, контролирующей 80 % мировой добычи алмазов и практически весь рынок бриллиантов. Дело в том, что одним из важнейших ее контрагентов являлся левантинский коммерсант Имад Бакри, главный поставщик оружия для УНИТА.

КОНЕЦ ВОЙНЫ

После ухода наемников в 1996 году война в Анголе продолжалась еще 8 лет, пока наконец, после ряда поражений, в декабре 1999 года ,пала военная столица УНИТА, главный бастион Савимби — город Джамба. Савимби со своим штабом перешёл в кочевой режим. В феврале 2002 года Савимби предпринял рискованный переход в провинции Мошико и был выслежен правительственным спецназом. В начавшемся бою Свавимби яростно отстреливался, получил пятнадцать ран и погиб с оружием в руках. После его гибели сторонники УНИТА сложили, наконец, оружие. Останься наемники в Анголе, все закончилось бы куда быстрее и с меньшими жертвами.

На фото: бойцы ЧВК Executive Outcomes в Анголе; лидер УНИТА Джонас Свавимби


Рецензии