Гл 38. Executive Outcomes в Сьерра Леоне

К началу 90х годов ХХ в. в Сьерра-Леоне уже 20 лет находился у власти однопартийный режим, осуществлявший диктаторское правление. Его «достижениями» были крах экономики, ущемления гражданских прав населения, сильное социальное неравенство. В общем, стандартное положение вещей для африканских диктатур. В марте 1991 бойцы Объединенного Революционного Фронта (ОРФ) вошли в Сьерра-Леоне, в дистрикты Кайлахун и Пужехун из Либерии двумя группам общей численностью около 100 человек и мобилизовал сельских жителей, в основном племени темне, на борьбу с властями. Опубликованный постфактум манифест фронта провозглашал приверженность идеалам демократии, к которой предполагалось придти через три стадии – "оружие народу", "власть народу", "богатства народу", причем за победой в Сьерра-Леоне последует "второе освобождение Африки". Так началась долгая и кровавая война, затронувшая и соседние страны: Нигерию, Гвинею, Либерию.
C первых же дней обычной практикой стали грабежи и убийства кого попало, особенно же торговцев национальностей фула и мадинго. Революционеров поддержали либерийские повстанцы, лидер которых, Тейлор, заявил о необходимости принести войну в Сьерра Леоне в отместку за то, что местный диктатор Джозеф Момо инициировал ввод в Либерию сил ООН. Началась обычная для Африки кровавая вакханалия.

ПОВСТАНЦЫ И ВОЕННЫЕ

Диктатор Сьерра Леоне генерал Джозеф Момо решил дать отпор и, с этой целью, увеличил национальную армию вдвое, однако не озаботился выплатой ей содержания, пока доведенные до отчаяния солдаты не повернули оружие против него самого и пошли на Фритаун – столицу страны. Момо бежал в Гвинею в апреле 1992, а власть в стране захватил так называемый НПРК (национальный временный правящий совет) из полевых офицеров. Война продолжалась с переменным успехом весь 93 и 94й год.
К началу 1995 РУФ сумел овладеть бокситовыми и титановыми рудниками, последним нетронутым войной уголком экономики; утверждается, что ему в этом помог местный армейский командир, майор Джонни Пол Корома. Повстанцы вошли и в столицу, город-порт Фритаун. Дела правительства шли скверно, армия все чаще заключала с повстанцами неформальные мирные соглашения, чтобы совместно грабить местное население. В марте 1995 лидер правительства капитан Штрассер решил прибегнуть к помощи наемников.

GSG НАЧИНАЕТ И ПРОИГРЫВАЕТ

Первоначально правительственный контракт в Сьерра Леоне получила британская частная военная компания Gurkha Security Guards (GSG). Эта военная фирма была создана в 1989 году для найма солдат бригады гуркхов и, помимо прочего, известна тем, что одной из первых среди ЧВК начала предлагать услуги по разминированию. В 1990–1993 годах компания отлично зарекомендовала себя в Мозамбике, где всего 14 ее инструкторов сумели с помощью местной милиции организовать оборону плантаций транснациональной компании Lonrho от нападений повстанцев движения РЕНАМО. В то же время в Сьерра-Леоне GSG уже в первом бою понесла тяжелые потери, а главное, был убит (а потом ритуально съеден) ее командир Боб МакКензи, что вынудило GSG немедленно разорвать контракт.
После фиаско GSG, правительство Сьерра Леоне обратилось к южноафриканским коллегам британских «псов войны», уже зарекомендовавшим себя безжалостными и успешными акциями против партизан в Анголе, а именно, к Executive Outcomes.

ЕО против ОРФ

По соглашению с правительством Сьерра-Леоне каждый месяц боевых операций ЕО должен быть оплачен суммой в 1–1,2 млн долларов. В Сьерра-Леоне компания использовала три вертолета Ми-17 и один Ми-24, закупленные в России и пилотируемые сначала белорусскими и российскими, а затем и южноафриканскими экипажами. ЕО направила до трех сотен своих служащих в Сьерра-Леоне, и уже в апреле-мае 1995 года от повстанцев был очищен Фритаун, а в августе этого же года был очищен и алмазоносный район Коибу. Далее вертолетный десант ЕО уничтожил штаб повстанцев. Эту операцию наемники провели совместно с комайорами – бойцами отрядов самообороны из народности менде.
Помимо боевых действий сотрудники компании привели в надлежащий вид и вооруженные силы страны, заметно подтянув их дисциплину. Наемники действовали грубо, начав просто избивать местных военнослужащих, задержанных в пьяном виде или уличенных в недостойном поведении.
В ноябре 1996 года было подписано соглашение о мире, т.наз. Абиджанское соглашение. Одним из его условий было выдворение из страны наемников. На этом настаивала ООН и другие международные организации. В феврале 1997 года контракт с компанией правительства Сьерра-Леоне был прекращен. Это был конец участия ЕО в войне, но, увы, не конец самой войны.

ICI заменяет ЕО

После заключения Абиджанского мира, наемников, по идее, должны были заменить силы ООН. На деле же никого так и не прислали. Дело кончилось мятежом в армии 25 мая 1997. Восставшие, совместно с повстанцами из ОРФ свергли президента Кабба и предложили пост лидера арестованному ранее за попытку государственного переворота майору Джонни Полу Корома. Был создан так называемый АФРК (революционный совет вооруженных сил), присвоивший себе всю полноту власти. С удвоенной силой начались репрессии, массовые грабежи, был организован голод на территориях племени менде.
Изгнанный президент Кабба бежал в Нигерию. Правительство Нигерии решило поддержать его, заручившись на это мандатом ООН, такой же мандат получили военные из Гвинеи.
Для операции в Сьерра-Леоне была привлечена и американская частная военная компания International Charter Incorporated (ICI), базировавшаяся в штате Орегон. Ее менеджмент состоял из бывших военнослужащих сил специального назначения США, чья задача была без привлечения внимания к роли США подготовить «миротворческий» контингент армии Нигерии и осуществлять его боевое и тыловое обеспечение в зоне боевых действий. Но повстанцы нападали и на нигерийские войска, поэтому в боях пришлось участвовать и американцам. ICI использовала вертолеты Ми-8 с «русскими» экипажами. (После работы в Сьерра-Леоне компания получила также контракты для работы в Либерии и на Гаити).
Силы ООН поддержали и комайоры, отряды самообороны племени менде, для которого это был вопрос выживания. В результате уличных боев Фритаун был очищен от подразделений «Революционной народной армии», как стала называть свои силы захватившая власть военная хунта. В 5 из 12 районов страны разгорелись бои между хунтой и комайорами.

ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ В СЬЕРРА ЛЕОНЕ

10 марта 1998 свергнутый президент Кабба вернулся из Конакри обратно в страну, но хунта отказалась признать его власть. В начале 1999 года ОРФ снова оказался у ворот столицы, широко используя “живые щиты”, а также помощь либерийских и европейских наемников (в основном украинцев и французов). Оружие его члены заранее припрятали в городе, и предприняли решительный штурм. Миротворцы были на грани поражения, но выстояли. Восточная часть города была сожжена дотла, погибло 5000 жителдей Фритауна и около 800 миротворцев. Отступая, войска хунты угнали с собой множество детей.
В свете нового развития событий в мае 1999 после крупных боев в районе Фритауна и большой торговли на международном уровне было подписано соглашение о прекращении огня, а 7 июля мирное соглашение в Ломе, предусматривавшее 4 поста в кабинете для представителей, разоружение и демобилизацию фракций, возвращение пленных, удаление наемников, реструктуризацию армии, амнистию всем злодействам по момент подписания договора. К тому моменту 8 лет войны обошлись в 50 тыс. покойников.
Как и в случае с Анголой, в Сьерра Леоне решительные и профессиональные действия наемников из ЧВК Executive Outcomes давали твердые шансы на установление мира, но лицемерная и вялая позиция политиков и ООН свела их успехи на нет. Впрочем, «псы войны» и так получили свои деньги, а горнодобывающие компании свои концессии. По сообщениями СМИ за свою работу в Сьерра-Леоне компания получила около 15 млн. долларов. Кроме того в их распоряжении оказалась доля от оборота алмазов в стране. Sapienty sat.

На фото: бойцы ЕО в Сьерра-Леоне; гражданская война в Сьерра-Леоне; схема алмазных полей и операций ЕО в Сьерра-Леоне


Рецензии