Метафизика человеческой истории

Владимир Кабаков


«Вся история восходит к Иисусу и из него исходит. Появление Сына Божиего есть ось истории.»
Фридрих Гегель.

Внешняя, материальная сторона жизни современного человека за последние сто лет изменилась радикальнейшим образом. Мы живём в громадных городах, летаем на самолётах в отдалённейшие уголки света, высадились на Луну и возвратились на землю, клонируем животных и человека, пользуемся услугами радио, телевидения и компьютерами...
Но внешне, человек за эти годы мало изменился, да и внутренне остался человеком со всеми чувствами, переживаниями, очарованиями и разочарованиями...
Глядя на окружающее нас великолепие и несметные богатства человеческой культуры, мы не можем не задумываться о том – а что же будет дальше с нами лично и с человечеством вообще.
Очевидно, что умереть нам так или иначе придётся и, скорее всего в недалёком будущем, а потому, встает вопрос о нашем месте как человеков и человечества как такового, в истории Земли и и космоса...
Невольно всплывает громадный вопрос: в чём сущность человеческой истории и каковы пути человечества в будущее?
На мой взгляд, определяющим фактором человеческого развития стало противостояние и борьба противоположных тенденций в мире живого вообще. Это противостояние, борьба противоположностей порождает энергию движения, благодаря которой человечество развивается в направлении обожествления не только себя, но и природы вообще.
Я полагаю, историю человека как биовида, как венца развития природы, определяют противостояния и противоречия, составляющие сущность человека. С одной стороны, это базовый набор инстинктов, доставшийся нам от наших далёких предков по животному миру, а с другой, - собственно человеческие проявления жизнедеятельности: инструментальный разум и коллективистское сознание, которые и составляют отличие рода человеческого от самых высокоразвитых видов животных и обезьян – наших ближайших родственников по генеалогическому древу жизни...
Однако нельзя обойти молчанием загадочность возникновения динамического порыва, который и предопределил дальнейшее развитие человека мыслящего. Можно предположить, что был такой момент в истории, когда некая сила извне, воздействовала на пралюдей и таким образом наделила человечество энергией движения, достаточной для отделения этого вида от общего древа жизни, превратив его в венец всего живого!
Можно разными словами и образами представлять эту Силу или Причину, сегодня, ещё находящуюся под маской Мистера Х, или Миссис Случайность. Однако, без такой фигуры очень трудно представить себе в человеческих понятиях и категориях, тот момент, когда именно человек прямоходящий превратился в хомо сапиенс...
в этот раз мы не будем углубляться в эту чрезвычайно сложную и интересную тему, но шагнём дальше и попробуем определить, что же является действенной силой человеческой истории, или иначе - человеческого развития?..
Сегодня существует несколько версий – гипотез, которые описывают не только место возникновения или рождения биовида, человека разумного, но и дальнейшее расселение этих пралюдей и освоение ими земных пространств.
Последнее время, благодаря находкам и открытиям археологов, все больше исследователей склоняются к гипотезе, что пралюди впервые осознали себя людьми, около двухсот тысяч лет тому назад, в тёплых лесах экваториальной Африки. Уже оттуда, они, после какой-то катастрофы, известной нам по Библии, под именем Грехопадения, расселились на пространствах Европы и Азии, а позже передвинулись в Северную Америку, а потом в Южную.
В определённом смысле, это передвижение и открытие Нового Света, проделали в Средние века европейские мореплаватели, намного сократив временные рамки этого "переселения народов".
;Можно сказать, что люди, почти наши современники, учитывая масштабы истории, проделали тот же путь, что и наши далекие предки, но на протяжении всего нескольких поколений.
;Опираясь на историю открытий Нового света в пятнадцатом - шестнадцатом веках, мы можем, по аналогии, как мне кажется восстановить продвижение наших далёких предков, не только по воде, но и по суше, но в течении многих и многих тысячелетий...
Давайте вспомним побудительные мотивы того энергетического порыва, который возглавили мореплаватели: Христофор Колумб, Васко де Гама и десятки, сотни их сотоварищей и последователей.
;Сегодня, объясняя тот порыв, мы склонны, побудительной причиной считать выгоды экономические, забывая причины, а точнее главную причину, которая способствовала не только организации человеческого сообщества в племена, народы, нации сформировавшие государства и даже империи...
Этой причиной было религиозное чувство, которое, в конце концов, и стало тем побудительным мотивом, который толкал пралюдей на поиски лучших земель и лучших условий жизни, и самой главной причиной, конечно, было желание найти, осуществить, завоевать для рода человеческого бессмертие, или жизнь вечную, преодолев силу смерти, которая стояла на пути к свободе человека и его преображению в сущность божественную, независимую и вечную.
Первоначально религиозное чувство складывалось как ритуал поклонению предкам, в попытках преобразовать жизненную субстанцию в форме двойной жизни, здесь, на земле в трудах, опасностях заботах, и там, на том свете, в царстве мёртвых, куда мы и всё живое, рано или поздно переходим, и где жизнь течёт, по совершенно другим законам...
И можно говорить о религиозности, как о чём - то присущем только человеку и служащей главной причиной, побудительным мотивом движения человечества в будущее. Такое его развития, всё дальше и дальше удаляет нас от животных, и всё ближе приближает к миру Богов или Бога, который и есть основная цель и причина самоусовершенствования человечества...
Но, наша животная сущность, наши инстинкты, всячески противятся излишним перегрузкам: и физическим, а главное интеллектуальным. Потому, тайна Бога, приоткрывается для нас через мифы, легенды и сказания понемногу и постепенно. И, как кажется медленнее, чем мы хотели бы.
;Вдумайтесь: чтобы только задуматься о причинах возникновения жизни на Земле, и попытаться проследить историю развития самого человечества, потребовались долгие века и тысячелетия обмена информацией, вначале вербально, а потом - это была настоящая интеллектуальная революция - изобретая письменность и математические символы!
А для этого понадобилась речь, которая в конце концов и вызрела в итоге долговременного общения человека с человеком, в информационный поток, названный людьми, наукой.
;Возвращаясь к истокам, мы начинаем понимать, что определяющим фактором объединения вида хомо сапиенс-сапиенс в коллективы, явилась сравнительная слабость человеческой особи, и давление хищников и природных катаклизмов, преследовавших человечество на всём пути его становления.
;Именно благодаря борьбе за выживание человечество стало тем, что мы из себя представляем, сегодня! 
Фрейд  развивая теорию становления человечества, говорил о том, что человеческая культура, порождена «репрессиями", которыми животная природа преследовала людей на протяжении долгих тысячелетий. Именно борьба природных сил, внутри человеке и вовне его, и привела к появлению в определённый момент особей нового вида – Человека мыслящего.
;Однако, после того момента, долго ещё человек и человечество боролись за своё выживание и существование. И главным препятствием в "очеловечивании", была связь с природой и рефлекторные импульсы, названные инстинктом...
Но именно столкновение в нас животного и человеческого начала и порождает энергию противостояния, которая даёт нам силы двигаться все вперёд и вперёд, всё выше и выше, все ближе и ближе к небу, к подлинному обожению.
;В этом, на мой взгляд, и состоит подлинная сущность человеческой истории, о которой с таким вдохновением и в форме различных интеллектуальных теорий, говорили и говорят нам учёные и философы, богословы и монахи-аскеты...
Но история Человека и человечеств, не представляет собой прямой и предопределённый путь. Чем ближе мы подходим к великой, но недостижимой цели полного обожения, тем медленнее и неувереннее мы движемся. Наш путь становится похож на извилистое спонтанное движение не только вперёд, но иногда и далеко назад, возврат в уже освоенное и пройденное прошлое. Может быть этим и объясняются долгие периоды "вторичного одичания", случавшиеся в долгой истории человечества. В качестве примера можно указать на долгие столетия мрачного и темного Средневековья! Человеческая религиозность, тоже подвержена таким периодам возврата в прошлое, как составная часть человеческой культуры. Вспомните страшные костры инквизиции или религиозные кровопролитные войны
В русском православии, в девятнадцатом веке, был даже специальный термин – «обратный ход».
;Надо отметить, что наша религиозность часто принимает формы неверия, - так было во все времена великих революций.
;Последний опыт, опыт отрицания религиозных корней, опыт государственного атеизма, в Советском Союзе, показал нам пагубность этого протеста, этого движения вспять, когда Советский Союз критикуя, и часто справедливо искривления и ошибки религиозной практики, решил отказаться от идеи Бога вообще.
;И мы видим, что в течении нескольких десятилетий, та часть человечества которая обожествила человека и поставила его -  несовершенного и мятущегося - на божий пьедестал, потерпела в начале моральную, а потом и материально – экономическую катастрофу...
Но всё что не делается под небом земным – все на пользу человеку. Пример тотальной секуляризации и атеизма, даёт нам пищу для размышлений и жизнеопределяющих выводов. И потому, мы можем, сегодня сказать, что нельзя уничтожать одну из составляющих производящих энергию стремления к цели, так как на месте уничтоженного сочетания противостоящих друг другу принципов существования, образуется «чёрная дыра», утраты смысла и тотального неверия, грозящего возвратом человечества к животной жизни, и тем самым к самоуничтожению человека как биовида и прекращению человеческой истории...
... История религиозного чувства в человеке учит нас и тому, что вера может не только быть «локомотивом истории», но и тупиком, из которого нет выхода в будущее. Основополагающим принципом любой веры является стремление к свободе, освобождение от пут инстинкта и природных ограничений. Там где на место свободы, в религии становится слепое послушание и религиозный обряд подменяет стремление к обожению, к открытию принципов свободного и радостного бытия, возникает равнодушие и желание спрятать за обрядом возрождающийся инстинкт. Нечто подобное возможно в религиозных конфессиях, которые по тем или иным причинам остановились в своём развитии и становятся тормозом на пути движения к обожению и соединению с Богом...
... Начиная новый цикл статей, под названием «Метафизика жизни современного человека», я хотел бы в жанре эссе, попробовать сформулировать некоторые моменты проблемы существования современного человека в мире обыденности и социальной рутины.
Я буду пытаться анализировать факты и явления социальной жизни в окружающем нас мире и попробую делать вовсе не научные, а скорее обывательские выводы, которые бы отражали мою точку зрения на происходящее вокруг меня, вокруг нас. А уважаемому читателю решать насколько глубоко, и остроумно я смог увидеть эти факты и явления, и согласится или не согласиться с моими выводами.
Пусть нас не смущает кажущаяся мелочность и сиюминутность поднимаемых тем. Ведь кто-то очень точно подметил, что: «Дьявол сокрыт в деталях». В конечном итоге, любой путь начинается с первого шага, часто неуверенного, а иногда и в противоположную от цели, сторону.
Вот и мы, не рассуждая шагнём, а потом уже будем определять, туда ли мы движемся К тому же, всегда есть надежда, что при наличии такого средства общения, как интернет, нас быстро поправят наши читатели, если мы ошибёмся в выбранном направлении...

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/glavnaya/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal/ Е-майл: russianalbion@narod

                Лондон. 2011 год.


Рецензии
Тема поднята мировоззренческая и сегодня важная как никогда.

У меня лишь одна просьба, для взаимопонимания в дальнейшем.

Дайте пожалуйста определение такому понятию как Бог,
и раскройте, по возможности, его содержание,
чтобы общение стало предметным и осмысленным.

Заранее благодарен!

Эдгарт Литау   04.11.2016 00:24     Заявить о нарушении