1988, Год Дракона, Гл. 4, Дешифровка

      Зал Библиотеки был обширным и светлым помещением, заполненным множеством стеллажей, книжных шкафов и полок для различного рода книг и столиками для удобства их чтения читателями. Примерно в его центре находилось и сооружение рабочего места библиотекаря, где сегодня трудилась моя давняя знакомая Лена, ведущая здесь формуляры учёта посетителей и фондов самого этого довольно большого книжного хозяйства.
      - Здравствуйте Лена! – сказал я, подойдя к невысокой стойке со столами, за одним из которых сидела библиотекарь.
      - А! Андрей, здравствуй! – ответила она приветливо.
      – Давно что-то тебя у нас не было видно! – добавила она чуть вопросительно.
      - Да, пожалуй, это так, – ответил я спокойно, – в последнее время я уже не так много читаю, но это дело легко можно поправить. Вот я и здесь как раз. Мне нужна некоторая информация по надписи на медальоне, на котором изображены два рыцаря, скачущие на одной лошади.
      - Скорее всего, это эмблема Тамплиеров, – подумав немного, ответила на это мне Лена.
      – Я посмотрю немного погодя названия книг, где может быть такая иллюстрация с надписью, и есть ли у нас они сейчас в наличии или они все находятся на руках, – добавила она.
      - Хорошо, я подожду столько, сколько будет надо. Мне понадобится делать перевод этой надписи и, скорее всего, с латыни, – уточнил я.
      - Осмотрюсь я здесь пока сам, – добавил я, видя, что дело может занять приличное время.
      - Да, конечно – посмотри, – ответила деловито библиотекарь и вновь погрузилась в свою работу, к которой добавились составление списка и поиски книг по моему делу.
       Читателей в это время было совсем немного, и я вскоре, заняв удобный небольшой читательский столик у одного из огромных окон читального зала библиотеки, уже углубился в собственные поиски значения надписи, выбрав для начала один увесистый 41-вый том второго издания Большой Советской Энциклопедии.
      Статья о Тамплиерах оказалась на редкость короткой и не содержала в себе никаких фото или надписей, что могли бы мне пригодиться. Из неё было ясно, что Тамплиеры были большим и мощным орденом, состоящим в лучшие его годы более чем из 15 тысяч рыцарей. И, конечно же, они все оказались жестокими эксплуататорами, землевладельцами, мореходами-торговцами и ростовщиками.
      Провинции ордена имелись во многих тогдашних странах Европы. Тамплиеры процветали с 1118 по 1307 год, но потом их подставил и «скушал» во Франции, покусившийся на их богатство и опасавшийся их военной силы и ростовщического могущества, Французский король Филипп 4-ый Красивый, очень сильно задолжавший Тамплиерам.
      После того, как орден во Франции был уничтожен Королём-Фальшивомонетчиком при помощи нелепейших обвинений и на основании признаний самих Тамплиеров, выбитых, впрочем, у них самыми ужасными пытками, не только французский, но и другие короли, особенно семейства Анжу, потянулись за богатствами Тамплиеров. Не упустили при этом своих корыстных интересов и Папа Римский Климент 5-ый, и Госпитальеры. Так Рыцари Храма были судимы и осуждены кто на костёр, а кто на длительные или пожизненные сроки пребывания под стражей или в монастырях и во Франции, и повсюду в государствах Западной Европы, где была сильна власть Папы Климента 5-го и влияние короля-фальшивомонетчика, Филиппа 4-го Красивого. Движимое имущество ордена было конфисковано в пользу государей, а недвижимость и земельные владения Рыцарей Христовых за большой выкуп, взамен на выгодные преференции, были отданы Папой Римским Климентом 5-ым ордену Госпитальеров.  А в 1312 году Римский Папа Климент 5-ый и вовсе окончательно упразднил орден Тамплиеров, выпустив буллу «Vox in excelso», в которой, впрочем, Орден Тамплиеров за ересь не осуждался, но скомпрометировавшие себя признаниями в заблуждениях, Рыцари потеряли доверие к себе со стороны Католической Церкви и отвращали верующих от вступления в этот Орден, который был признан бесперспективным и не приносящим пользы делу веры, и Орден Тамплиеров по этой, вполне надуманной и явно ложной, по моему мнению, причине, должен быть расформирован.
      Не везде Тамплиеры были гонимы и преследуемы так энергично: в Португалии король Диниш 1-ый в 1318 году в благодарность за успешную борьбу Тамплиеров с сарацинами основал Орден Христа, в который и вошли Рыцари Храма местного командорства, по сути, орден здесь лишь сменил своё имя. В Валенсии, используя собственность Тамплиеров и Госпитальеров, в 1319 году обосновывается сильный и мощный в Арагонском королевстве Орден Монтеза. На Майорке Тамплиеры жили в крепости Мас Дё, получая приличную пенсию. В Германии пенсию Тамплиеров ограничивал Папа Римский Иоанн 22-ой, запрещая Рыцарям жить роскошно, а многие из Тамплиеров Германии перешли в состав Тевтонского Ордена. На Кипре – своей штаб-квартире, Тамплиеры сначала были оправданы. Лишь затем, только после гибели Амори де Лузиньяна от рук заговорщиков и восстановления власти его брата – прежнего короля Кипра Генриха 2-го, под давлением приказов Папы Римского Климента 5-го, Рыцари Храма были судимые повторно уже с участием инквизиции, попали в заключение и погибли. Да и в самой Франции часть Тамплиеров перешла в орден св. Иоанна и стала Госпитальерами.         
      Как, впрочем, и ранее в 1204 году с Константинополем, Банкиры Венецианской республики следовали только своим интересам. Сливая со своими капиталы и финансовые знания Рыцарей Храма, и, вероятно, довольно долго прикрывая на это время Тамплиеров на своей территории, похоже, они для своей выгоды убирали из-под удара и поглощали своих бывших союзников – на этот раз – по войне святого Саввы, ставших теперь не их стратегическими друзьями-конкурентами, а частью их самих.
      Банкиры Флорентийской республики банков Bardi и Peruzzi, прикормившие Папу Климента 5-го, тоже были не в накладе от падения их прямых конкурентов Тамплиеров. «Золотая сеть» распространила своё влияние на многие европейские правящие дома, целые королевства, например, Англию, и муниципалитеты вольных городов, которые попали в жёсткую финансовую-политическую зависимость от Флорентийских банкиров.
      Наследие Тамплиеров грабил и присваивал всякий, кто мог это сделать: доминиканцы, картезианцы, целестины, августинцы.   
      Ничего личного – коммерция.
      Из этой информации у меня возник вывод, что для множества самих Рыцарей Храма, за исключением нескольких сот, погибших от пыток во время проведения следствия над Орденом, и 72 рыцарей, лишённых жизней на быстром или медленном огне во Франции, рыцарей 4-х монастырей в Марбурге и многих Тамплиеров в Лотарингии, а также Храмовников, попавших в длительное заточение по монастырям Франции, Англии, Германии и на Кипре, Тамплиерское богатство и сам Орден преобразовались и растворились в других финансовых и военных Орденских структурах того времени относительно быстро и не особо болезненно. 
      Из других источников следовало, что, в своё время, в войне святого Саввы 1256-1270 годов в союзе с Венецианцами были и Тамплиеры, и Провансальцы, и многие феодалы Палестины, включая графа Яффы, и Пизанцы, выгодно переметнувшиеся на их сторону от Генуэзцев по ходу самой этой войны. А их соперники Генуэзцы выступали тогда в союзе с Тиром и Госпитальерами.
      Впрочем, Пизанская республика потерпела от Генуи в 1284 году – уже после войны святого Саввы, сокрушительное поражение и лидеров торговых воин осталось на одного меньше. И вот теперь Госпитальеры выкупили земли и Замки Тамплиеров.
      В целом, все, кроме самих Тамплиеров, разумеется, остались довольны. 
      Злые языки историков утверждали, что в войне святого Саввы погибли более 20 тыс. человек в одной только Акре. Оба ордена – и Тамплиеры, и Госпитальеры понесли такие ощутимые потери, что это сказалось на их боеспособности, и они не смогли противостоять наступлению мамелюков на саму Акру. В 1291 году Акра пала, а за нею пали и Бейрут, и Тир, и Сидон, и Тортоза (Тартус). И вот так у крестоносцев больше не осталось существенных владений в Святой Земле, и они были вынуждены перебраться на острова Средиземноморья или даже вернуться в Европу.
      Венецианцы, после ряда морских сражений с переменным успехом за торговые рынки с Генуэзцами, наконец, заключили с ними в 1299 году Миланский мирный договор.  Борьба за торговые доходы и выгоды между Венецианцами и Генуэзцами продолжилась, впрочем, и дальше, вылившись в соперничество на Чёрном море и новую войну 1350-1355 годов и заключение Нового Миланского мира. Но и этот мир долго не устоял и был нарушен войною Кьоджи в 1376 году.
      Византийского Императора, Иоанна 5-го Палеолога, воевавшего с османами, поддерживала Венеция, в то же время Генуя, фрондируя в ответ, завязала более тесные торгово-политические отношения с турками. После ряда морских и прибрежных сражений за Кьоджи, между Венецией и Генуей вновь установился в 1381 году мир – теперь Туринский.
      Соперники воевали и ещё раз в 1431 году, но на этот раз Венеция проиграла морское сражение на реке По. Воевали они и в самой Италии – на суше, но дело скорее окончилось ничьёй. И после заключения мира в Кремоне в 1441 году Генуя и Венеция между собою по-крупному более не воевали.
      Лодийский мир, подписанный в 1454 году, установил равновесие сил в Италии между Венецией, Миланом, Флоренцией и Неаполем, разумеется, не обошлось здесь и без влияния Папы Римского Николая 5-го.
     Венецианская Республика ещё достаточно долго процветала, пока не начался её упадок, и она не была завоёвана в 1797 году Наполеоном Буонапарте. Чуть позже, впрочем, как и все остальные участники Лодийского мирного договора, Генуя также была им завоёвана.
      Парадокс Истории иронично заключался в том, что то, в чём обвиняли Тамплиеров, Великая Французская Революция осуществила на деле, а Наполеон Первый закрепил важнейшие её завоевания, которые легли в основу Западной Демократии и государственного устройства Франции…
   
      Досталось от Буонапарте и Госпитальерам.
      Тамплиеры не навязывали свою волю христианским королям, скорее, Орден сам сильно зависел от них. Рыцари Храма не были надгосударственной структурой, хоть и покрыли сетью своих командорств и комтурий многие страны Европы.
      Главной виной Рыцарей Храма была их финансово-экономическая, кредитно-банковская деятельность, переходившая дорогу конкурентным ростовщическим доходам Ломбардийских банков, интересам Папы Климента 5-го, и, что более существенно, нежелание должников, особенно Филиппа 4-го Красивого, возвращать крупные займы обратно Ордену Тамплиеров. Король-фальшивомонетчик оказывал постоянное сильное давление на Папу Климента 5-го со светской стороны, Ломбардийцы с финансовой, постоянные беспорядки в Риме, в том числе и организованные Филиппом 4-ым Красивым, вынуждали Климента 5-го переехать с папским двором в более спокойный Авиньон, что он и предпринял в 1309 году. На обустройство на новом месте ему нужны были средства. Наглядный пример расправы Французского короля Филиппа 4-го Красивого над Римским Папой Бонифацием 8-ым в 1303 году не радовал своей перспективой. Папа Климент 5-ый был связан и зависим в своих решениях. Власть Римского Папы больше не могла быть выше власти светской и находилась в некоторой зависимости от самого сильного королевства на тот момент времени – Франции и персонально – от Филиппа 4-го Красивого. В результате – деньги и власть нужны всем – под определённые условия, Климент 5-ый сдал Королю-фальшивомонетчику Рыцарей Храма.   
      Тамплиеры зарабатывали на обороте денежных средств и их охране, денежной и транспортной логистике, но все доходы с того принадлежали Ордену, а сами Рыцари, хоть и была в ходу поговорка «Богат как Тамплиер», пользовались собственностью и деньгами Ордена не как своими собственными, а как служебными, по крайней мере формально это было так. Неизбежно они так же включались и в бурную военно-политическую жизнь европейских королевств и борьбу с сарацинами и в Европе, и в Святой Земле, и на Средиземноморье, и в Египте, и в Тунисе. Но, даже ведя ростовщическую деятельность, Рыцари Храма брали в отличие от ростовщиков-иудеев и Флорентийских банкиров, приемлемый процент и плату за свои услуги по займам и вооружённому сопровождению и охране ценностей. Много Тамплиеры занимались и благотворительной заботой о нуждающихся во времена неурожаев жителях их приоратов. Тамплиеры занимались строительством замков и мощением дорог на Святой Земле и строили соборы и храмы, дороги и замки в Европе. Рыцари были довольно набожны и практически ничем не отличались от других верующих во Христа того времени. Они были профессиональными военными и финансистами, охраняли христианских паломников в их паломничествах по Святой Земле. Другое дело, что в те жестокие времена довольно часто богатство завоёвывалось силой оружия и насилием, захватом чужой собственности. Отнять чужую жизнь, а заодно и собственность было почётным предприятием, особенно нехристианскую. В этом смысле двойных стандартов, Рыцари Храма были разбойниками не в большей степени, чем и другие Военно-Монашеские Ордена. 
     Предательство, борьба между собой наиболее влиятельных и богатых аристократических и купеческих родов за деньги и власть, династические браки, внутренняя духовно-религиозная противоречивость, объявлявшая одно и то же учение ересью или истиной при разных императорах, экономические трудности, борьба с коррупцией, настраивающая чиновников против императора, слабость войска, институт соправителей, жажда представителей высших правящих элит любой ценой, даже вступая в брак с узурпаторами, оставаться у власти снедали изнутри Византийскую Империю. Особо ярко выразилось это во время битвы при Манцикерте в 1071-ом году, проигранной византийцами туркам-сельджукам, находившимся под предводительством султана Алп-Арслана. Последствием этого поражения стала потеря Византийской Империей значительных территорий Армении и практически всего востока Малой Азии. Ценой – предательство Андроником Дукой во время выигрываемого уже сражения интересов государства и общества ради собственной выгоды и власти, в результате которого император Роман 4-ый Диоген попал в плен к султану Алп-Арслану, и предательское отстранение от власти, ослепление и практически убийство уже после освобождения из плена императора всё тем же своим собственным полководцем, соправителем и конкурентом Андроником Дукой. Достижением – всё это было сделано лишь для того, чтобы затем императором стал далёкий от дел реального правления и подверженный влиянию многочисленных советников пасынок императора Романа 4-го Диогена и одновременно брат предавшего и убившего его Андроника Дука, Михаил 7-ой Дука Парапинак, затем уступивший туркам-сельджукам дополнительно территории в Малой Азии взамен на их помощь в борьбе против претендовавшего на престол Иоанна Дуки. Не помогло – вскоре Михаил 7-ой Дука был всё же свергнут в 1078-ом Никифором Вотаниатом, провозглашённым заговорщиками и своими сторонниками императором Византии, которого в 1081-ом году сверг Алексей 1-ый Комнин.
        «Зачастую государи не заботятся о своём народе, а только о своих выгодах и власти. Только лишь, когда это им на руку, правители проявляют заинтересованность в судьбах своих подданных – в этом заключается вся квинтэссенция их правления – во всепоглощающей жажде власти», – сделал я вполне очевидный вывод.
      Призывы в 1090-1091-ом и 1093-1095-ом годах о помощи в борьбе восточных христиан с турками-сельджуками византийского императора Алексея 1-го Комнина, обращённые ко многим правителям европейских государств и к Римскому Папе Урбану 2-му, были только подходящим поводом, а не одной из причин последовавшей затем крестоносной экспансии на восток. Папа Урбан 2-ой был материально заинтересован в увеличении налоговой базы и процветании паломничества верующих к Христианским Святыням в Святую Землю, общественное настроение было сильно подогрето идеологической обработкой ложными рассказами о многочисленных притеснениях христианских пилигримов и самих христианских общин, живущих на Святой Земле со стороны мусульман, под властью которых с 638-го года находился Иерусалим. Из-за непрекращающихся военных конфликтов реконкисты между христианами и сарацинами в Испании на границах Графства Португалия, Королевства Леон, Графств Кастилия, Арагон, Королевства Наварра, Графства Барселона, борьбы за острова средиземного моря и на востоке в Византии, в Европе росла и укреплялась идея Священной войны против Ислама, и градус антиисламской истерии повышался.
      Дыма без огня не бывает: хотя на самом деле на завоёванных у Византии территориях мусульмане предпочитали мирно уживаться с христианами, в сложной внутриисламской политической борьбе они не сверхжестоко, но всё же притесняли христиан в их правах, делая из них «людей второго сорта». И вот, в 1095 году в Клермоне Римским Папой Урбаном 2-ым машина военных походов за отвоевание Гроба Господня и освобождение Иерусалима от мусульманского владычества была намеренно и вполне успешно запущена. Настоящее же жестокое обращение с христианами гораздо позже в 1151 году проявили мусульмане-Альмохады в Испании.   
      Само Движение Крестовых Походов было средством умиротворения и перенаправления всплеска кипучей энергии активного, часто испытывающего недостаток ресурсов, боевого Рыцарства и распропагандированного в объективном религиозно-реконкистском анти-мусульманском направлении, притесняемого налогами и кредиторами, почти безземельного, крестьянства и городских низов на другие территории, а не междоусобную повсеместную резню и ослабление внутри королевств Европы. В Европе это помогало, но мало – постоянно заключались временные союзы между прежними соперниками против общих текущих врагов, в Испании – зачастую между христианскими и мусульманскими правителями. Резня и войны продолжались. В Германии были резня или насильственные обращения иудеев в христианство. Евреи в ответ пытались обороняться и финансировали сарацин в их борьбе с Крестоносцами. Ополченцы «Похода Бедняков», спускаясь по Дунаю к Константинополю, в поисках себе пропитания грабили и резали крестьян Венгрии и Болгарии, и около четверти их войска полегло в противостоянии с объединённой армией венгров, болгар и византийцев. На востоке в Византии в Антиохии, по незнанию языков, та же армия «Похода Бедняков» убивала местных христиан, принимая их за мусульман. Королевства и торговые державы Европы, втянутые в войны Гвельфов и Гибеллинов, продолжали довольно интенсивно воевать между собой даже на Святой Земле.   
     «Не живётся людям мирно», – подумал я.
      С Госпитальерами дело обстояло тоже далеко не однозначно. Начав в 1080 году в Иерусалиме как вполне мирная христианская организация при амальфийском госпитале, заботящаяся о неимущих, больных или раненных паломниках в Святой Земле, после взятия Иерусалима в 1099 году христианами во времена 1-го Крестового Похода она преобразовалась в Могущественный Странноприимный религиозно-военный Орден, не только заботящийся о больных, но и защищающий своими мечами, щитами, стрелами и копьями Королевство Иерусалимское.
        Активно участвуя в боевых сражениях, Госпитальеры также занимались и коммерцией, вооружённым сопровождением ценностей и денег, давали займы, занимались недвижимостью, скупали или арендовали лучшие земельные участки в Святой Земле и перепродавали эти имения затем гораздо дороже богатым и влиятельным феодалам Европы и даже некоторым королям, например, Белу 3-му Венгерскому, на заранее Иоаннитам очень выгодных условиях. Также Госпитальеры неизбежно занимались политикой, оказывали денежную поддержку Папе Римскому Александру 3-му при его утверждении Главой Католической Христианской Церкви, за что затем имели важные привилегии. Иоанниты были прижимисты, и с переводами денег частенько у Госпитальеров случались «накладки» - порою получить от них обратно вложенные средства было весьма затруднительно. Впрочем, значительную часть богатства Госпитальеров составляли и крупные дарения от европейской знати, особенно испанской. Король Кастилии и Арагона Альфонс 1-ый даже завещал Госпитальерам одну треть своего королевства, и последователей ему в щедрых дарениях в пользу Ордена Госпитальеров было достаточно много.
      «В 1118 году Тамплиеры образовали свой Орден именно на примере Рыцарей Ордена Госпитальеров», – подумал я. 
      После падения Королевства Иерусалимского в 1187 году Госпитальеры вынуждены были отойти в графство Триполи и частично заняли затем Акру. Когда же мамелюки взяли в 1291 году и Акру, Иоанниты закрепились сначала в Королевстве Кипр и лишь затем, сначала купив в 1306 году у генуэзского адмирала и правителя Родоса Виньоли острова Родос, Косос и Лерос, и, после более 2-х лет осад и борьбы с византийским гарнизоном и местными жителями, в 1309 году сломив сопротивление оборонявшихся и победив в этой борьбе, Госпитальеры обосновались на острове Родос. Так Рыцари-Госпитальеры стали называться Родосскими Рыцарями и продолжили бороться по необходимости с мусульманами, варварийскими пиратами Северной Африки, позже с турками-османами и вести успешные торговые дела на Родосе, который процветал под их владычеством до 1522 года.
      Мусульмане пытались несколько раз завоевать Родос и выбить Иоаннитов из Родосской Крепости, но первые их две крупные попытки вторжения на остров в 1444-ом, предпринятая Египетским Султаном, позже в 1480-ом году Турецким Султаном Мехмедом 2-ым, потерпели поражение. Третье вторжение на Родос, на этот раз 100000-ой армии Турецкого Султана Сулеймана 1-го Великолепного, включающей в себя 10000-ый корпус Янычар, поддерживаемой более 400-ми кораблями турецкого военного флота после полугодовой осады Крепости Родоса и морской блокады самого острова привело к завоеванию турками как самих владений Родосских Рыцарей на Родосе, так и к фактическому достижению полного господства Османской Империи на всём восточном средиземноморье.
      Госпитальеры, числом около 600 при поддержке 5000-го греческого ополчения и 500-от критских наёмников и под командованием Великого Магистра Ордена Филиппа Вилье де л`Иль Адама, стойко и искусно обороняли от турок Родосскую Крепость, разгромив в июле 1522 года артиллерию авангардных 10000 сил первой волны вторжения турок–османов, но затем на Родос подошла вторая основная 90-тысячная волна турецких войск, возглавляемая самим Турецким Султаном Сулейманом 1-ым Великолепным, и огромный перевес сил позволил туркам начать планомерные штурмы Бастионов Крепости Христиан. Сначала, в августе 1522 года, начался постоянный пушечный обстрел Родосской Крепости, в сентябре турецкие сапёры смогли подорвать и обрушить Английский Бастион, но последовавшие затем обе штурмовые атаки, предпринятые османами, не удались им. Тогда Сулейман 1-ый предпринял генеральный штурм Родосской Крепости, нанеся основной удар по самому слабому месту в обороне Христиан – Сильно разрушенному Английскому форту. В Штурме участвовала и гвардия Султана – Янычары. Сначала турки начали теснить Госпитальеров и казалось, что на этот раз штурм будет успешным, но Рыцари применили тактический манёвр и оперативно и организованно отступили вглубь Крепости, заманив тем самым наступающих турок в огневой мешок под удары картечью крепостной артиллерии Иоаннитов-Христиан. Повторяя этот маневр несколько раз, Госпитальеры истощили потенциал атак турок и сломили их боевой наступательный дух. Сентябрьский генеральный штурм Родосской Крепости турки успешно провалили.
      Весь октябрь и ноябрь 1522 года положение осаждённых в Родосской Крепости Госпитальеров постепенно ухудшалось. Турки вели постоянные беспокоящие артиллерийские обстрелы крепости и не только пушечными ядрами, но и листовками, разлагающими оборону крепости пропагандой, обещая сохранить жизнь тем защитникам Родоса, кто добровольно сдастся османам, и перерезать всех, кто будет сопротивляться турецким войскам. Митрополит и знатные граждане Родоса обратились к Великому Магистру Ордена Филиппу де л`Иль-Адаму с просьбой о капитуляции. Среди богатых горожан Родоса и местного греческого населения росли сепаратистские настроения, и они были готовы сдаться на милость турок. Даже Великий Канцлер Ордена Иоаннитов Д`Амарал пытался договориться с османами и тайно впустить турок в Крепость, но этот заговор был раскрыт, и канцлер был судим и казнён в начале ноября за это неудавшееся предательство.
      В конце ноября османам удались их инженерно-сапёрные работы, и через неделю турки вновь пошли на штурм, теперь уже на ослабленный подрывом Кастильский Бастион, но и эти атаки османов были Госпитальерами отбиты. Существенным результатом этих боёв стало всё же взятие османами внешних стен Родосской Крепости, что ещё более ухудшило позиционное положение Иоаннитов. Под давлением внешних и внутренних обстоятельств Госпитальеры начали вести с турками переговоры о мире.   
      Переговоры между Родосскими Рыцарями и турками-османами в первой половине декабря результатов не дали, и в середине месяца турки пошли на новый штурм Крепости. Этот последний штурм Родосской Крепости 17-го декабря 1522 года так же окончился отходом турок на исходные позиции, но возможности обороны христианами Крепости были ими почти полностью исчерпаны. Великий Магистр Ордена приказал поднять над внутренними стенами Родосской Крепости белый флаг и начать переговоры с турками о условиях сдачи Родоса османам. Турки, понеся за время полугодовой осады Родосской Крепости огромные, порядка 35-ти тысяч ятаганов потери, согласились с условиями Госпитальеров. 20-го декабря 1522 года турецкий полководец Ахмед-Паша принял капитуляцию Родоса.
      1-го января 1523 года около 360-ти уцелевших Госпитальеров и сильно поредевшее греческое ополчение с наёмниками общим числом примерно в 3,5 тысячи воинов, забрав с собою знамёна, пушки и церковные реликвии, на трёх галерах и на 30-ти других более малых судах отправились с Родоса на Кандию (Крит), образовав на острове временную базу. Затем, по приглашению Императора Карла 5-го Испанского, Госпитальеры-Родосские Рыцари отправились на Сицилию в Сиракузы, организовав там временную штаб-квартиру Ордена. Орден создал и другие свои временные базы: в Мессине, Чивитавеккиа и Витербо, во французских Вильфранше и Ницце. Гроссмейстер Филипп Вийера де л’Иль Адам пытался получить военную поддержку и помощь от европейских монархов для освобождения от турок Родоса, но их не получил, лишь английский король Генрих 8-ой передал Ордену оружие и амуницию на 20000 крон, в том числе 19 орудий, но для успешных наступательных действий этого было явно недостаточно. Родос был потерян Госпитальерами навсегда и для них начались долгие 7 лет скитаний в Италии, Франции и на Крите. Только в 1530 году Карл 5-ый, Император Священной Римской Империи, по просьбе Папы Римского Климента 7-го, и, исходя из своих собственных интересов, отдал Госпитальерам в постоянное владение Мальту, расположенный поблизости остров Гоцо, также находящийся между ними остров Комино, и, на условиях защиты христианского анклава от мусульман, североафриканский город-порт Триполи.
      Покорность, страх за свою жизнь, желание остаться в стороне, состояние эмоциональной опустошённости родосского мирного греческого населения завоевателями были щедро вознаграждены: когда Госпитальеры в 1523 году оставили Родос, турки, войдя в город, против своих прежних обещаний, устроили беззащитным теперь грекам жестокую и кровавую резню. В конечном итоге в городе не осталось ни одного грека, собственность или жизнь которого не пострадали бы от османов, и в пределах городских стен новыми властителями было разрешено жить только самим туркам-османам и евреям. Беспросветное, тяжёлое и опасное османское владычество над Родосом продлилось ещё долгих 390 лет.
      - Андрей, список нужных тебе книг готов, – услышал я спокойный, чуть усталый голос библиотекаря Лены.
      Вернувшись в современность из образов ещё того средневековья, я посмотрел на неё: внимательно и чуть пытливо Лена наблюдала за мной, вероятно, уже некоторое время. Её голова была слегка наклонена вправо, я знал этот живой взгляд серых и задумчивых глаз – мы были знакомы, кажется, лет 9 - не меньше, и всегда Лена пыталась зажечь в читателях, вызвать в них интерес к книгам и знаниям, которые она считала важными для каждого образованного и ясного ума.
      - Здесь есть несколько любопытных книг по истории Тамплиеров и Мальтийского ордена и Словарь Латинского языка, – сказала Лена, встряхнув аккуратной копной своих чёрных волос, и отдельно подала мне совсем старую книгу с мальтийским крестом и рыцарями на обложке и со списком, написанным от руки, использованным теперь в качестве закладки.
        - Это большая редкость и это, может быть, полезно тебе прочесть, – добавила она.
        - Спасибо Вам Лена! – поблагодарил я её.
        Взяв несколько отобранных мною самим и найденных библиотекарем книг и расписавшись за них в формуляре читателя, я посмотрел на Лену.
        - Недели через полторы или две верну Вам эти книги прочитанными, – взвесив свои возможности, добавил я.
        - Хорошо, – ответила Лена.
        Бросив взгляд на мои часы с римским циферблатом, я заметил, что уже довольно поздно, и библиотека скоро будет закрыта. «Билеты… – нужно ведь пригласить AF на дискотеку!» - вспомнил я.
      - Мне пора идти. Доброго Вам вечера, Лена! – сказал я, забирая книги.
      - Доброго вечера тебе, Андрей! Заходи, когда у тебя будет время, – ответила чуть задумчиво Лена, и она вновь погрузилась в свою работу.
      Выйдя из библиотеки, на короткое время я зашёл домой, и затем, взяв с собою оба билета и пару книг, пошёл на ближайшую автобусную остановку. Ждать долго мне не пришлось и вскоре я уже ехал, удобно устроившись на сиденье у окна, в маршрутном «Икарусе», ехавшем в центр Петергофа. Раскрыв книгу о Мальтийском ордене, я продолжил чтение и мои поиски.
      Сулейман 1 Великолепный внимательно следил за Родосскими рыцарями, ставшими теперь Мальтийцами. Морская деятельность рыцарей по перехвату торговых судов турок вызвала по итогу в августе 1551 года штурм и взятие Триполи османскими войсками под предводительством Сюнаюддин Юсуф-паши и Тургут-рейса, и потерю Иоаннитами-Родосцами-Мальтийцами их владений в Африке. Предчувствуя последующие намерения османов овладеть и Мальтой, особенно после рейдов на Мальту и Гоцо умного тактика и удачливого пирата Драгут-рейса, великий магистр Иоаннитов Хуан де Омедес начал укреплять форты Сент-Анджело и Биргу и возводить новые форты Сент-Микаэль в Сенглеа и Форт Святого Эльма на полуострове Маунт Шиберрас. Уже через полгода усилий инженера Пардо и строителей-островитян работы эти были завершены, и Мальта ощетинилась жерлами пушек новых батарей. 
      В 1557 году великим магистром Иоаннитов стал Жан Паризо де ла Валетт, Рыцарь старой закалки, человек выдающихся организаторских способностей, пользующийся всеобщим уважением среди других Рыцарей Ордена. Он продолжил тактику нападения на торговые суда турок. В то время захват богатой добычи и рабов на море и суше был общей тактикой и турок, и Ордена.
      После вторжения на Балеарские острова молодого и амбициозного турецкого адмирала Пияле-паши и многочисленных набегов пиратов Тургут-рейса в 1558 году на прибрежные города-порты Испании испанский король Филипп 2-ой решил разбить Тургут-пашу и вернуть христианам Триполи. В конце 1559-го – начале 1560-го года объединённый флот коалиции под флагами Испании, Венеции, Папской области, Генуи, Савойского Герцогства и Мальтийцев, состоящий из 2-х галеонов, 54-х галер, 17-ти фрегатов, 7-ми бригов и около 40-ка вспомогательных судов, был собран в Мессине и отправился на Мальту. Из-за плохой погоды и болезней, косивших личный состав и ослаблявших силы вторжения, лишь в феврале 1560 года флот отплыл с Мальты отбивать Триполи. Высадка войск числом около 12-ти тысяч человек прошла неподалёку от Триполи, но к активным действиям на суше это не привело: нехватка питьевой воды, продолжающиеся болезни моряков и солдат, плохие погодные условия сделали невозможным достижение основной цели, и 7-го марта экспедиционный корпус вернулся на прилегающий к побережью Туниса остров Джерба, который было решено захватить и удерживать, построив на нём по приказу вице-короля Сицилии Хуана де ла Серда форт.
      Турки тем временем собрали сильный флот из 86 галер и галиотов, и, отплыв из Стамбула, уже 11 мая 1560 года атаковали христиан в прибрежных водах Джерба и на самом острове. Битва между флотами была короткой и разгромной для объединённой коалиции – флот христиан потерял около 30 галер и до 9000 солдат и моряков всего за несколько часов сражения. Оставшиеся силы христианского войска укрылись за стенами только что возведённого на Джерба форта. Пияле-паша и Тургут-рейс осадили крепость, защитники которой смогли продержаться только 3 месяца, после чего форт Джерба был сдан.
      На Джерба османы взяли в плен около 5000 христиан, которых Пияле-паша доставил в Стамбул. Разумеется, все они были обращены в рабство, и лишь Альваро де Санде, командовавший силами форта Джерба, был выкуплен и освобождён позже дипломатическими усилиями Ожье Гислен де Бузбека – посла Австрии в Стамбуле, прежнем Константинополе.
      Морское господство османов на Средиземноморье ещё более усилилось после их победы на Джерба, и вторжение турок на Мальту стало неизбежным.
      Оторвавшись от чтения, я быстро взглянул на город. Передо мной уже мелькала ограда Верхнего Сада Большого Петергофского Дворца.
       «Что ж, доеду я, пожалуй, до кольца 359-го и на обратном пути выйду из автобуса прямо у дома AF», – решил я и продолжил моё чтение, и меня вновь охватило погружение в историю Мальтийского Ордена.
      Жан Паризо де ла Валетт, талантливый организатор, выдающийся политик и тактик довольно быстро восстановил дисциплину и набожный уклад жизни Ордена. Имея большой практический опыт, он умел убеждать и действовать максимально эффективно, даже обладая для достижения целей Ордена весьма ограниченными ресурсами. Он укреплял Орден Иоаннитов и изнутри, и снаружи. Великий Магистр де ла Валетт проводил разумную и правильную кадровую политику, усиливал бастионы Биргу и Сент-Эльмо, готовил запасы провизии и воды в Сент-Анджело для обороны Мальты от мусульман, использовал рабов в качестве рабочей силы на строительстве укреплений и подворий Ордена, заботился о защите местных жителей, убеждал правителей Венеции и Германии в их выгоде от финансовой помощи Ордену на Мальте, организовывал разведывательную службу Ордена против турок в Стамбуле. Ла Валетт был предусмотрительным, энергичным и эффективным во всём, за что он брался и что организовывал.
      Успехи на море д’ О де Лексюр-Ромега, корсара и Капитана галерного флота Рыцарей Мальты, серьёзно встревожили и вызвали гнев турецкого султана Сулеймана 1-го. На Совете Оттоманской Империи, проходившем в октябре 1564-го года, при обсуждении направления дальнейшей экспансии турок между распространением владений оттоманов на Австрию и Венгрию либо ударом по их главному противнику Испании Султан решил атаковать христиан на Мальте. Турецкие полководцы единодушно согласились со своим Властителем, тем более, что захват Мальты позволял туркам не только разбить Орден Рыцарей Родосских и Мальтийских, но и открывал дополнительные наступательные возможности для захвата османами Сицилии и Неаполя. Вторжение на Мальту было решено начать весной следующего 1565 года.
      Военные приготовления и повышенная активность османов на турецких верфях и в арсеналах скоро стали известны отлично работающей под купеческим прикрытием мальтийской разведке. Исходя из соображений логики войны, Великий Магистр Ордена Иоаннитов Жан Паризо де ла Валетт понял, что турки нападут на Орден не ранее чем в апреле или мае. Для укрепления защиты Мальты от вторжения на неё турецких сил осталось только около полугода.    
      Завершить достаточное для успешной обороны укрепление Мальты и найти надёжных союзников – эти две основные задачи текущего момента стали главной заботой Гроссмейстера ла Валетта. По приказам Великого Магистра Ордена был усилен новыми орудиями форт Сент-Микаэль, глубже выкопаны рвы, отделяющие от остальной части острова Сенглеа и Биргу, завозился запас хлеба и военное снаряжение с Сицилии, создавалась сигнальная система оповещения Рыцарей и остальных жителей Мальты о приближении турок к острову, укреплялись городские стены Биргу и Мдины, создавались надёжные склады с вооружением, амуницией, доспехами, ядрами и порохом, запасами воды, хорошо защищённые помещения для защитников острова и его населения внутри крепостей-фортов и городов Мальты.
      С союзниками дело обстояло таким образом, что рассчитывать ла Валетту можно было только на помощь Рыцарей самого Ордена, испанского короля Филиппа 2-го и вице-короля Сицилии дона Гарсиа де Толедо. Франция поддерживала практически союзнические отношения с Оттоманской Империей, Германия зализывала раны от борьбы с Турками, Английская королева Елизавета вела войну с Испанией – все они не могли либо не хотели, по определённым причинам, помогать Ордену отстоять Мальту. По большому счёту, Мальтийцы в обороне острова от турок должны были полагаться только на самих себя.    
      Увлечённый моим чтением я почти не замечал движения «Икаруса» по городу, того как автобус пересёк переезд, смены пассажиров и остановки 359-го на кольце его маршрута, водителя, который, выйдя проверить салон, даже не стал меня выпроваживать из авто, вновь движения моего транспорта через переезд в обратном направлении. Только проезжая около корпуса 8-го – сборочного цеха «ПЧЗ», на мгновение посмотрев в окно, я понял, что скоро мне надо будет выходить.
      Когда за окном слева вновь замелькала ограда Верхнего Сада и затем «Икарус» остановился на остановке, я, заложив списком-закладкой старинный фолиант и прихватив другую книгу, поднялся со своего места и быстро высадился из автобуса у дома AF.
      Полагая, что уже достаточно поздний вечер, я рассчитывал застать девушку дома. Войдя в подъезд, и после того, как входная дверь на достаточно тугой пружине с усилием захлопнулась за моей спиною, я обнаружил высокую деревянную лестницу в два пролёта, ведущую на второй этаж здания еле освещённую тусклым светом лампы накаливания.
        «Темно, как в Мавзолее!» - так обычно говорит моя мама в таких случаях, – подумал я.
- Депрессивно, – подытожил я для себя.
       Осторожно поднявшись по поскрипывающим ступеням до лестничной площадки 2-го этажа, я обнаружил три двери, обитые в разном стиле деревом или искусственной кожей с несколькими звонками на их косяках. Над каждым звонком были надписаны фамилии жильцов. Мне нужно было прямо. Когда я позвонил, двери мне открыла женщина среднего возраста с, казалось, вечно уставшим и колким, вместе с тем, взглядом.
      - Добрый вечер! Андрей Хоффски, – для начала представился я.
      - Тая Сергеевна, – ответила немного удивлённо высокая белокурая женщина.
      - Могу ли я видеть Анну Фёдорову? – продолжил я.
      - Насколько я знаю, её сейчас здесь нет, – ответила мне немного недовольно женщина и, чуть поколебавшись, присмотревшись ко мне более внимательно, добавила: «Вы не похожи на её друга. Впрочем, если захотите, Вы можете оставить для Ани записку. Иногда, мою дочь очень трудно бывает застать дома».
      Это предложение Таи Сергеевны я счёл вполне подходящим.
      Немного осмотревшись в комнате, я увидел, что это довольно большой, выполняющий одновременно и роль прихожей, почти квадратный по форме общий зал с изящным круглым чёрного под лак полированного дерева столом и стульями, находящимися справа от меня. На самом столе с резными краями не было ничего, кроме обычного телефона и блокнота для записей.
      «Вероятно, у AF на этой неделе вторая смена. Довольно сложные у Таи с дочерью отношения», - решил я.
       Вскоре написанная мною небольшая записка и оба билета на Ночную дискотеку были аккуратно положены мною около белого с чёрным диском набора номера стационарного домашнего телефона, и я, вежливо попрощавшись с Таей Сергеевной, вышел из квартиры.
        «Да я волнуюсь немного…», – иронично подумалось мне.
        Выйдя из тёмного и малоприятного, несколько подавляющего своим полумраком, подъезда, с удовольствием вдыхая чистый вечерний тёплый солнечный воздух, я вновь почувствовал себя и окружающий меня мир полным энергии и жизни…    
   

 

       


Рецензии