Поездка в Азию за подарками от Госплана СССР

 На фото Бландов Владимир и Жгутов Александр.

Авторы сборника Бландов Владимир и Жгутов Александр.
Глава первая сборника "Через пустыню и в буран пробьётся к дому караван"

«Поездка в  Азию за подарками от Госплана СССР».

                Посвящается всем,кто в пути.

    «…Если этой ночью ты в дороге
    Если путь еще далек
    Пусть прогонит прочь твои тревоги
    Радио ночных дорог…»

    Валерий Сюткин – «Радио ночных дорог»
 


        15 мая 2016 года я заехал в деревню Медвежье к моему однокласснику по учебе в Чаромской средней школе  Бландову Владимиру. От сидения за одной партой до этой встречи за дружеским столом  минуло пятьдесят шесть лет.  Нам было о чём вспомнить и вспомнили.  Я рассказал о своём, он о своём, что трогает и волнует души и сердце,тревожит нашу память.
       Володя сразу оговорился,что его рассказ об одной служебной поездке в Среднюю Азию будет долгим,как и сама командировка.При этом он сказал:-Я уже и фамилии-то некоторых ребят даже забыл. Эта командировка случилась,когда я работал механиком Шекснинской организации Дорколхозстрой.
    В полдень 27 октября 1977года меня вызвала начальница,Пахомова Ольга Сергеевна,и обратилась с просьбой срочно съездить в город Фрунзе за автомашиной-самосвалом Газ-53,которую мне предстояло получить на машиносборочном заводе,а затем перегнать её в Вологодскую область...

  Ремарка к рассказу Бландова В.А. от его собеседника Жгутова А.

    «1977 год для СССР являлся очень знаменательным на события;- годом принятия новой (Брежневской) Конституции СССР и юбилейным годом 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции.Вся страна трудилась денно и нощно, готовя трудовые подарки. А раздача этих подарков учреждениям,предприятиям и организациям планировалась и распределялась по всей державе всесильным Госпланом СССР».

     …А как известно,нищему собраться,только подпоясаться.

     ...Я ответил «Есть» и без промедления собрал свой «походный чемодан», а после обеда выехал в областной центр.По приезду в Вологду явился в наш трест,где мне объяснили, что выделенные тресту по разнарядкам Госплана  машины планировалось перегонять в область с частичной погрузкой,но что-то там не срослось,поэтому руководство срочно  направляет во Фрунзе четырех водителей.  Как мне стало известно,два водителя уже к этому времени вылетели самолетом в столицу Киргизии.  Мне и второму водителю Лене Горелову ( но,возможно,его фамилия могла быть и Воропанов. Из-за давности времени я мог уже и позабыть),предстояло до места назначения добираться поездом.
       Из Вологды мы с ним смогли выехать только архангельским поездом на следующий день утром.  Когда по приезду в Москву пришли на Казанский вокзал,до отправления поезда "Москва- Фрунзе" оставалось сорок минут.Так как в кассе билетов уже не было,мы с Леонидом подошли непосредственно к поезду. Проводница одного из вагонов,узнав,что нам надо «позарез» прибыть в столицу Киргизии по срочному «государственному делу»,впустила нас в свой вагон.
    В Рязани проводница,за доплату купила нам билеты. До Фрунзе мы ехали более трех суток.  За это время увидели много городов,в том числе;Самару,Бузулук, Оренбург,Актюбинск и другие станции. Я впервые нагляделся на пустыни с редкими разъездами,бескрайние степи,с катящимися по ним перекати-поле,и на азиатских животных; верблюдов,ишаков. Во время пути,в отдалении от железной дороги, мы видели горные вершины.

    Ремарка к рассказу Бландова от его собеседника   Жгутова А.

    «Время в пути  у Бландова с напарником выпало на День Ленинского комсомола -29 октября и первую годовщину Дня водителя-30 октября.  По радиотрансляционной сети поезда  с хрипом и треском,возможно,звучали песни; «Не расстанусь с комсомолом и Ленин такой молодой»,а так же «Я хочу шофёр,чтоб тебе повезло…»   

     ...На второй день пути первый раз в жизни попробовали азиатские манты. Сначала мы это блюдо брать как–то опасались. Нас почему-то смущал не только вид этого блюда,но и его название. Отведав манты,они нам  понравились.

     Поезд прибыл во Фрунзе в 8 часов вечера. Мы подошли к милиционеру и спросили его как нам добраться до гостиницы. Объясняя путь,он предостерег нас, чтобы мы ночью по городу не шатались,так как местные хулиганы  пошаливают. Мы всё же парни вологодские,не из пугливых,зашли в две гостиницы,но ни в одной из них нас не приютили. Оно и понятно. В те годы в гостиницу,даже районного пошиба, можно было поселиться только по особому заказу или по блату. Так как у нас с Леонидом не оказалось ни того,ни другого, удалось нам приткнуться только в комнате отдыха на вокзале.
  Утром  мы приехали на сборочный завод,где нас уже дожидались земляки; Толя Аверкиев из Вологды, Валера Соколов из Бабушкино,(к сожалению,их уже нет в живых),Вася Смирнов из Рослятино и Игорь (не помню фамилию)из Тотьмы. Мы осмотрели выделенные нашей области машины,сделали перетяжку,регулировку клапанов и проверили комплектность. У моей машины не оказалось дверного замка.  Я обратился за помощью к заводским  слесарям по комплектации. Они только пообещали,но этим дело и закончилось. Так как работник,который получал наши машины на заводе, к этому времени уже уехал с первой колонной машин в ОТК завода  помочь мне тоже отказались.
     Даже воду для радиаторов нам пришлось добывать не из заводского водопровода,а поблизости из арыка в бетонных берегах. Вода в арыке текла с гор бурным потоком и с бешеной скоростью. За один приём едва удавалась зачерпнуть не больше трёх литров,так как ведро подскакивало на воде...

   Ремарка к рассказу Бландова от   Жгутова А.

   «Когда я служил в конце 60-х годов на Памире, в городе Хороге мне приходилось пользоваться водой из колонки. Она текла в ней на такой большой скорости,что при полном нажатии на рычаг,вода выплескивалась из ведра,пенилась как газированная,  и белая как молоко,но через несколько секунд становилась кристально чистой, очень холодной и замечательной на вкус. Старожилы Памира рассказывали мне,что эта вода течет из высокогорного источника по арыку,проложенному ещё воинами Александра Македонского. Насколько правдива эта легенда,проверить трудно.  Чтобы посмотреть этот рукотворный канал,по которому вода бежит с такой скоростью, что  становится похожа на молочный поток,я специально поднимался высоко в гору, по которой он проложен»
   
     …К вечеру этого дня машины к дальней,неизведанной нами,дороге мы,как смогли,подготовили.
     Ночь перед выездом коротали в проходной завода. При этом в течение ночи постоянно поочерёдно  проверяли машины. Ещё днем,пока ходили обедать, какой-то местный хмырь попытался с одной машины снять фару,но мы  во время заметили и  «застукали» его  на месте преступления и тут же вынесли ему  наказание легкой тяжести по шее и замечание в челюсть и в нос.  Обжаловать наши действия воришка  категорически отказался и  резко ретировался….

      Ремарка к рассказу Бландова от   Жгутова А.

  «Тогда Володя Бландов с сотоварищами  даже не могли  осознавать, что они оказались не только пилотами-испытателями машин Газ-53,без элементарных удобств, не прошедших даже обкатку двигателей,но и участниками многодневного «ралли» длиной более четырех тысяч километров пути с юго-востока Средней Азии до Вологодской области.
    Это они,настоящие русские парни,соединившись со своими машинами в единое целое,в ожесточённом единоборстве с пустыней,степями,буранами, голодом,холодом и «оборотнями в погонах и без погон с большой дороги»  выдержали и победили в этом адском автопробеге Фрунзе-Вологда.  В 1977 году они  по существу явились  основоположниками  «соревнований  Ралли Париж-Дакар»,а не французский мотогонщик Тьерри Сабин.
     Как известно,первое в истории соревнование Ралли Париж — Дакар  стартовало 26 декабря 1978 года в Париже и завершилось 14 января 1979 года в Дакаре.  Трасса первого ралли-марафона «Париж — Дакар», проходила по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74.
     Идея проведения ралли «Париж — Дакар» принадлежала французскому мотогонщику Тьерри Сабину,который в 1977 году заблудился в Ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан — Ницца» и выжил благодаря тому,что его через два дня нашли тауреги. Это вдохновило Тьерри на организацию  таких соревнований...

http://www.proza.ru/2016/11/06/1015


Рецензии
Добрый день, уважаемый Александр Григорьевич!
Интересные воспоминаания для меня интересны
вдвойне: я никогда не бывала в тех местах...
Спасибо огромное. С теплом,

Эльвира Гусева   07.11.2016 15:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.