Русский мир

С легкой руки нашего уважаемого президента понятие «Русский мир» вошло в повседневный речевой обиход, став, как нынче говорят «популярным сетевым мемом». Теперь его не вворачивает для «красного словца» только совсем уж ленивый. Одни с ним борются, другие рвутся защищать, третьи, самые многочисленные, видят в нем хороший повод для острот. Между тем из тех, кто пишет и говорит про русский мир, процентов 95 не понимает, о чем они говорят и пишут, включая, пожалуй, и нашего уважаемого президента. Вот историк Феликс Разумовский, который много рассуждал о Русском мире еще до того, как это стало мейнстримом, понимает, о чем он говорит. Тот, кто писал Путину « Крымскую речь» тоже понимал, а вот сам Путин… не уверен, что понимает. Далеко это от него. О массе блогеров, подхвативших эту красивую фигуру президентской речи и вовсе умолчу.
Что же есть на самом деле этот самый «Русский мир»? Упрощенно можно сказать, что это – пространство русского языка и русской культуры, или культурное пространство русского языка. Такое определение, пожалуй, на сегодняшний момент будет наиболее простым и правильным. В общем, Русский мир, это такое пространство, где не только говорят по русски, но и понимают по русски. То есть общаются в системе привычных русскому человеку культурных координат, смыслов и образов.
Еще можно сказать, что Русский мир – это пространство русского мирочувствия, то есть восприятия окружающей реальности в присущей русскому человеку системе ценностей, эмоционального сопереживания, духовных императивов и моральных оценок. Вот как-то так. Собственно, кто такой русский? Русский, это человек, который думает по русски, ведет себя как русский и сам себя считает русским. Но Русский мир, будучи культурным явлением, давно уже стал шире русских, как этноса, и даже шире исторической России, притягивая, а то и вбирая в себя отдельных индивидуумов, группы людей и целые этносы, не принадлежащие к русским и даже к славянам по крови, но тяготеющие к русской культуре, а через нее и к русскому мирочувствию.
Наконец, можно выделить и третий подход к данному вопросу: цивилизационный. Русский мир появился не вчера. Первые шаги к его формированию были предприняты, наверное, еще Вещим Олегом, а уже в 12 веке формулируется представление об общности под названием Русская Земля, существующей не юридически, а именно на ментальном, културно-историческом уровне. Этот взгляд зафиксирован, например, в «Слове о Полку Игореве», а затем и в «Слове о погибели Русской земли». Русская земля и наполняющий ее Русский мир, становятся воспреемниками Восточной Римской империи, подхватившими падающее знамя восточно-европейской цивилизации.

Да, можно сказать и так, что Русский мир – это восточно-европейская цивилизация, и это тоже будет правдой.

Доктрина «Третьего Рима» , сформулированная при Иване Грозным, оформляет русский восточно-европейский цивилизационный проект, заявляя о прямой преемственности  России с Восточной Римской империей. Действуя в его рамках, Русский мир расправляет плечи, затем локти и, наконец, раскидывает руки, обнимая пространство от Карпат до Сахалина, распространяя влияние за три столетия своего существования на два континента. В начале 18го столетия старый проект модернизируется в "Российскую империю", при этом сильно, и не слишком продуманно, вестернизируясь. Тем не менее он обретает второе дыхание.   Но, в первой половине ХХ века, поддерживавшая проект идеология православия, самодержавия и народности слабнет, а на ее место приходит западная идеология социализма. В результате русский цивилизационный проект частично демонтируется, а вместо него формируется новый, не русский, а интернациональный социалистический цивилизационный проект под названием СССР.
Он стартовал бодро и обещал гораздо большие возможности, но оказался недолговечным по целому ряду причин и, в итоге, рухнул. Сегодня мы живем, барахтаясь среди его обломков. Была даже предпринята попытка, на сегодняшний день полностью провалившаяся, примкнуть к западноевропейскому цивилизационному проекту. Но никто нас там не ждал.
Остается лишь рыдать над упущенными возможностями или…или искать точку опоры, чтобы подняться на ноги, и такую точку сегодня, робко и непоследовательно, российские элиты пытаются нащупать в старом фундаменте русского восточно-европейского проекта. Отсюда и возник лозунг «Русского мира», обозначивший начало русской ирриденты, но пока что не наполненный сколь-нибудь серьезным идеологическим содержимым. К сожалению вещи, вполне очевидные для культурного русского человека с национальным мышлением, очень тяжелы для восприятия этих господ . Впрочем, очевидно, что сегодня для дальнейшего развития государства и реализации его геополитических планов, необходимо создание нового проекта, в чем-то схожего, (ведь мы по прежнему являемся наследниками Византии) а в чем-то отличного и более широкого чем старый, основой для которого (а другой просто нет) может быть лишь русская культурно историческая и языковая общность. Правда господствующей пока что остается точка зрения, воспринятая от советских политруков, что все это может быть использовано, как «сферический конь в вакууме», без собственно, этнической русской составляющей. Пока что получается не очень.
Однако все же сохраняется надежда на то, что "Русский мир", как  политическая декларация, получит содержимое, став основой будущего геополитического курса России.

СПб. Ноябрь 2016 г.


Рецензии