22. Школа даосов о доброте
ШКОЛА ДАОСОВ
О ДОБРОТЕ
Однажды я спросил Учителя:
- Учитель, почему в мире существуют вместе добро и зло? Разве Дао само не может уничтожить зло и оставить только добро? Я полагаю, что все люди тянутся к добру, но как так получается, что зло возникает как бы само по себе? Ведь, с первого взгляда, все люди кажутся добрыми, но откуда тогда берутся злодеи? Думая над этими вопросами, я сочинил такие стихи:
И я прочитал ему свои стихи:
КТО В МИРЕ МЫ?
Кто в мире мы, хозяева иль гости?
И для чего живём под этим небом?
Чего в нас больше, доброты иль злости?
И можем ли мы накормить всех хлебом?
Способны ль мы дать страннику кров в холод?
И напоить его горячим чаем?
Чтоб он забыл у нас усталость, голод,
Узрев, как радостно его встречаем.
На свете всё меняется местами.
Когда в хозяина, гость, превращаясь,
Как мы себя вели с ним, так он - с нами,
Вернув нам нашу доброту, общаясь.
Хоть люди друг на друга не похожи,
Не обойдутся друг они без друга.
В природе притяжение не может
Существовать вне замкнутого круга.
Неужто происходит всё случайно?
Нет! В истине обмена том сокрыта
В сосредоточии закона тайна
Секрета притяжения магнита.
Учитель, выслушав стихи, показал головой и нечего не сказал. Затем через некоторое время он произнёс:
- Дао – это тьма вещей. Когда Дао находится в мире, всё сущее вливается в него, подобно тому, как горные ручьи текут к рекам и морям. Великое Дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево, как говорится в «Дао-дэ цзине». Чжуанцзы говорил: «Дао объединяет в единстве и балку и столб, и уродину и красавицу Си Ши, и великодушие и коварство, и странное и чудовищное». «Дао в огромном не исчерпывается, в мельчайшем не отсутствует. Поэтому-то оно представлено полностью во всей тьме вещей. Обширно-обширное всё в себе объемлет. Человек следует законам земли. Земля следует законам Неба. Небо следует законам Дао, а Дао следует самому себе». Так написано в «Дао-дэ цзине». Чжуанцы говорил: «Дао – это закон. Познавший Дао с необходимостью постиг закон. Небо не может не быть высоким, земля не может не быть широкой, солнце и луна не могут не двигаться – они постигают это от Дао. Кто не соблюдает Дао, гибнет раньше времени».
Сказав это, Учитель некоторое время помолчал, а затем продолжил:
- Так как в Дао есть и зло, и добро, человек способен выбрать, что ему нужно. И то, что он выбирает, тем он и становится. Доброта присуща всем, также, как и зло. От того, к чему мы тянем, зависит то, чем мы становимся. Зло губит человека, а доброта продливает ему жизнь.
Затем он дал мне следующий текст из раздела «Великое в малом», и я перевёл его так:
ПЛАТА ДОБРОМ ЗА ДОБРОТУ
Один был господин из Яоани очень строгим,
Он знал, что доброта должна сопровождаться платой.
Раз повстречался с нищим он в лохмотьях и убогим,
Потом позвал и познакомил его с младшим братом.
Сказав: «Ведь это - правнук Сунь Мань-чжу. Давно не слышал
О нём я ничего, теперь пришлось нам повидаться,
Во конце эпохи Минь при мятеже раз случай вышел,
Наш прадед в лет одиннадцать мог с жизнью там расстаться.
И если бы не Сунь Мань-чжу погиб б он на чужбине».
И как помочь потомку, тут же планы начал строить,
Во всём стал помогать, заботиться о нём отныне,
Стараясь окружить добром и жизнь его устроить.
Сказал как-то он брату: «Чувства долга проявленье
Без разговоров о делах за них и воздаянья
Должно всегда нести во всём с собой вознагражденье,
Без этого не может к доброте быть воспитанья.
Раз в «воздаяньях за дела» ошибок не бывает,
Любой поступок наш со злом иль добротою связан,
Ведь зло иль доброта нас в жизни губят иль спасают,
И потому любой из нас творить добро обязан.
Жил человек, обязан жизнью был другому лично,
Разбогатев узнал, что обнищала жизнь другого,
Отнёсся к этому он совершенно безразлично,
Как будто речь шла о судьбе ему совсем чужого.
Прошли года, он заболел, испытывал страданья,
Достал лекарство действенное и принять собрался,
Но вспомнил вдруг, как он помочь бедняге отказался,
Не стал пить, лишь сказав: «Я умираю с опозданьем».
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №216110400308