Об управлении рисками
Вообще-то, рискуем мы постоянно. Можно внезапно умереть от остановки сердца, получить инсульт, попасть в аварию на транспорте или в террористический акт. Этот список можно продолжать до бесконечности. И всё это риск. Но это фоновый риск. А фон может быть благоприятным или неблагоприятным. Он может смягчаться или обостряться. Но это фон и от него никуда не деться. Как говорится – «все под Богом ходим». И человек об этом «фоновом риске» просто не думает, или задумывается иногда, в связи с какими-то чрезвычайными обстоятельствами. Этот фон не давит на психику человека, если человек сам себя не «накручивает», как в сценке А.П. Чехова «Психопаты», где раззадоривают сами себя Семён Алексеич Нянин и сын его Гриша.
Так же и транспортом человек просто пользуется. Он, конечно, знает о потенциальной опасности, но привыкнув к каждодневному пользованию транспортом, чаще всего об этом не думает, а просто едет, плывёт, летит. Это для пассажира такой же естественный фон риска, как и вся остальная наша жизнь. Конечно, бывают «всплески» осознания опасности – когда на дороге тебя «подрезает» другая машина, или «заносит» на скользкой дороге, или поднимается опасное волнение моря и во многих других случаях. Но на воздушном транспорте такие «всплески» случаются гораздо чаще, чем при движении другим видом транспорта: провалился самолёт в воздушную яму, попал в зону турбулентности, пошёл резко на снижение иди набор высоты и многое другое, что встречается практически в каждом полёте. Пассажир чувствует, что мы беззащитны перед гравитацией, что «человек не птица» и находится в чужих ареалах обитания, где он всего лишь гость.
Но, применительно к ситуации «управления рисками», можно говорить о провоцировании и инициировании всплеска осознания потенциальной опасности у пассажира. Любое вербальное сочетание слов «воздушный транспорт» и «риск» неминуемо формирует в подсознании пассажира эту связку: я собираюсь куда то лететь и я рискую своей жизнью, подвергаю её опасности. Вот это скорее всего имел ввиду вышеупомянутый политработник, говоря об «аполитичности». И он прав, это безнравственно публично акцентировать внимание пассажира на опасности авиаперелёта.
Ведь действительно, и понятия «отказ», «поломка», «авария» и тому подобные в авиации существовали всегда, и даже статистически отражались в официальных документах, но только в среде авиаспециалистов, как бы для служебного пользования, что бы не пугать (сейчас, наверно, отпугивать) пассажиров. Поэтому, понятие «управление рисками» бессмысленно, аполитично и безнравственно по отношению к потребителю авиационных услуг, то есть пассажиру. Даже в философском смысле, как вновь созданная философская категория. Управлять можно тем, что существует постоянно, а не редко-эпизодично, стохастично, случайно и детерминировано. А если мы научно и технически признаём в технической терминологии это словосочетание, мы признаём и наличие постоянного риска пассажиров при пользовании воздушным транспортом. А это риск не превышает (или даже значительно ниже) фонового риска. А если риска нет, то и управлять нечем. А брендом воздушного транспорта является безопасность полётов. И этот бренд оправдан жизнью. Представьте себе рекламу: «замечательный утюг, мы сделали всё для снижения риска, что вас ударит током», или «замечательная вкусная водка, мы сделали всё, что бы свести к минимуму риск, что в неё попадёт метиловый спирт» и так далее. А вот логический рекламный вывод из «управления рисками»: «Летайте самолётами авиакомпании …, потому что мы постоянно боремся за снижение риска вашего авиаперелёта». И больше никто не купит такой утюг, такую водку и не полетит самолётом этой авиакомпании. Лучше человек поедет на автобусе, поезде, или вообще не поедет, но не воспользуется услугами того, у кого в бренде заложено слово «риск». Ведь вербальная сила бесконечна. Ведь не зря, «В начале было Слово…». Говоря «не бойтесь летать, мы управляем вашим риском», мы рубим сук, на котором сидим, а именно, привлекательность авиаперелётов.
Свидетельство о публикации №216110400633